История одного дворца

Галина Матвейчук
    Началась эта история в конце пятидесятых годов прошлого века.
 
    В одном большом промышленном городе одного большого Советского Союза благополучно работал большой металлургический завод. Этот завод, как то было принято  в те времена,  имел два детских садика, два санатория на Чёрном море, два пионерских лагеря, кинотеатр и школу.

     Вы можете удивиться, как завод мог иметь в те времена свою школу. А вот как: зарплату учителям-то платило государство, потому что образование у нас в Советском Союзе было бесплатным, но сантехника, электрика, ремонт здания и всё техническое обеспечение оплачивал завод и  директор той школы  не знал никакого горя, а родители, конечно, на шторы не сдавали.

    Ещё при заводе была свой цех-оранжерея, для поздравления передовиков производства, юбиляров и женщин на 8 Марта с цветами. В кинотеатре проводили собрания, даже танцзал был, но завод-то рос.

     Поэтому у директора появились амбиции, чтобы был, кроме всех этих благ, ещё и дворец культуры. Амбиции эти, конечно, были самого благородного характера: он думал не столько о себе, сколько о тех, кто ещё придёт на завод работать, в будущем.

     Завод перечислял свои доходы государству, а оттуда из Москвы ему отстёгивали на социалку. И вот директор стал просить Москву ещё и на дворец культуры. На дворец не дали, но дали на небольшой клуб.

     Амбиции директора от этого не уменьшились и он решил схитрить: на полученные деньги построил фундамент, стены и крышу большого дворца культуры. У завода имелось
административное здание, а перед ним тогда  делали большую площадь для митингов. Чтобы удобно было отовсюду слышать выступающих, на здании администрации был предусмотрен балкон. Директор собрал заводчан на площади, вышел на балкон и спросил собравшихся, хотят ли они, чтобы у их детей была культура. И все дружно ответили да!!!

     Тогда, сказал директор,  помогайте строительству. И все заводчане согласились!! И никто не сказал, что это эксплуатация бесплатного труда. Просто такая мысль никому не пришла в голову. После работы, час или два, все помогали кто чем мог. Кто ничего не мог, выносил мусор, кто мог,  клал плитку, кто что.

      Сознательность работников этого завода не перестаёт меня восхищать... Потому что почти что двадцать лет спустя я работала на другом большом заводе, который тоже строил свой дворец культуры. Вышел он потом очень хорошим... Нас, молодых специалистов, гоняли в рабочее время на эту стройку, потому что не хватало уборщиков мусора, работников на всякую мелкую и непрестижную работу. И мы, глупые, очень возмущались, хотя нам деньги за это платили. Сейчас мне стыдно, как я не понимала, что эта работа на строительстве одно удовольствие: одну неделю в месяц, на свежем воздухе, помахать лопатой, не в четырёх стенах пыль глотать. А когда в конце жизни станут спрашивать, что хорошего сделала, тут-то и вспомнишь, ба, я же дворец культуры строила!!

       Но тогда мне казалось, что я пришла на завод делать свою работу, а не вот это вот всё...

       Долго ли, коротко ли, но дворец культуры построили. В нём были мраморные лестницы и резные двери, и занимались дети работников завода, очень любили свой дворец и некоторые пошли потом в театральные вузы. Это продолжалось достаточно долго. Кое-кто вернулся во дворец после окончания вуза обратно, уже преподавать. Директор ушёл на пенсию, потом умер. Я совершенно уверена, что после смерти попал в рай, по заслугам, хотя, конечно, он был коммунистом и в рай не верил, да и не думал он ни о каком рае, полагаю, всё внимание занимал завод. Теперь в райских дворцах слушает райские песни...

     И тут настали 90-е годы. Советский Союз распался, а за ним начала распадаться и промышленность, в том числе и  металлургическая. Завод тут же за бесценок скупили американцы. Практичные ребята, узнали, что от санаториев, пионерских лагерей и прочей социалки прямой убыток, продали её за бесценок. Особенно трудно было продать дворец культуры, никому он нафиг не был нужен.

      Но нашёлся один бизнесмен, который занимался в нём ещё мальчишкой, он пожалел дворец и купил его. Он-то и хотел сохранить культурное учреждение, но не смог, поддался соблазну больше заработать... То есть, поступил, как все в то время. Даже парковые зоны по сторонам от дворца сдал под торговые палатки. Во дворце же, как в то время обыкновенно было, устроили базар, где продавали всякую ерунду. В классах, где раньше пели скрипки, бойко заторговали сникерсами.

    Один из таких продавцов закупал сникерсы на Украине, а продавал в своей области. Он тоже раньше мальчишкой играл во дворце в вокально- инструментальном ансамбле, и мечтал стать музыкантом, но, чтобы кормить семью, пришлось стать бизнесменом. Он имел желание наторговать себе денег на электронные клавиши и играть хотя бы для души.

     Однажды в самолёте, когда летел  за очередной партией сникерсов, он познакомился, с парнем, угостившего его польскими конфетами "Коровка" и предложившего торговать ими тоже. Конфеты были хороши.Когда после очередного кризиса покупать сникерсы стало невыгодно,  музыкант с тем парнем стал торговать "Коровкой". На конфетах и сникерсах как-то удалось собрать на клавиши, они были куплены, и тут грянул дефолт. Покупать конфеты тоже стало невыгодно. Компаньон музыканта предложил купить технологию и производить их в своём городе.

     А производить нужно было прямо из свежего молока, которого  в избытке на местном молочном заводе. Поэтому друзья-партнёры арендовали там закуток, назвали цехом и стали делать конфеты.

    Молоко в этой области превосходное, я знаю, сама там в детстве жила. Молоко и хлеб тогда было наше базовое питание, и мы горя не знали... А какие там коровы...
 Это не коровы, а какие-то бегемоты для производства молока. Цвета кофе с молоком, а по нему белые пятна сливок плавают... Когда стадо таких коров, бывало, переходит дорогу, взгляд не отвести: такое от них исходит чувство собственного достоинства, сознание своей красоты, непоколебимого спокойствия, уверенности... М-м-м... У-у-у!!! Не передать.

     И вот конфеты приносили устойчивый доход, но директор молочного завода решил уйти в депутаты и больше заводом не интересовался. Никто не хотел покупать предприятие, и директор предложил нашим партнёрам купить его за бесценок. А немного раньше обанкротился и дворец, приспособленный под рынок ерунды. Один из партнёров хотел купить завод, а другому было жалко дворец.

      К тому времени дворец сильно обветшал. Местами он пропах продаваемой  рыбой, большие фойе поделили на офисные клетушки, в них поселились фирмы-однодневки. Занося тяжёлые ящики с товарами, побили мраморные колонны, побили мраморные ступени лестницы и бюджетно заштопали серой кафельной плиткой. Испорченный паркет закрыли линолеумом. Парадная лестница была настолько выщерблена, что по центру было ходить опасно. Крались сторонкой.  Резные двери куда-то делись,  наверное, приватизировались к кому-нибудь в особняк. Дворец превратился  в склад-сарай.

       Таких денег, чтобы купить предприятия, хоть и за бесценок, у партнёров не было, и приятель уговорил музыканта взять кредит. Было страшно, но кредит взяли, и...

      Сначала купили молочный завод. Пять лет с тех пор музыканту приходилось по полгода копить, чтобы купить сыну рубашку. Новый  собственник молочного завода всегда платил всем работникам зарплату вовремя, хотя многие в те годы задерживали  или давали продуктами. Себе он брал из доходов только на бензин и на жизнь семье. Однако молоко, сметана, сливки, кефир, ряженка, творог и конфеты приносили прибыль и кредит выплатить удалось. Потихоньку доходы партнёров начали расти. Шикарная молочная продукция пользовалась спросом и в соседних областях.

      На доходы молокозавода купили и дворец. На восстановление взяли новый кредит. Начали делать ремонт, не такой, возможно, роскошный, как раньше, но всё-таки делать... Восстановили мраморные лестницы, заказали резные, как прежде, двери. Восстановили в очень короткий срок, к юбилейному году, 60-летию дворца. А ремонт пришлось делать серьёзный: во дворце текла крыша, не работало отопление, даже фундамент пришлось укреплять. Восстановили былую роскошную акустику.

    В обновлённый дворец зачастили московские театры. и потихоньку владельцы дворца начали приглашать преподавателей музыки, танцев, рисования. Конечно, теперь дети занимались не бесплатно, как в советские времена, а за некоторую плату, но ходили, же, занимались... И потихоньку расход стал сходиться с доходом. И становилось всё лучше и лучше...

    И тут... Это вечное и тут. Грянул коронавирус и дворец культуры закрыли. На карантин. И, представьте себе, бедный новый владелец дворца платил преподавателям зарплату из своих доходов... Уменьшенную, конечно, но платил, старался их удержать, чтобы не уволились... Некоторые, конечно, всё-таки разбежались, но некоторые всё-таки остались. И когда это коронавирусная исторИя начала проходить и дворец культуры разрешили открыть, он снова стал работать. И сейчас  работает... Там проводятся конкурсы певцов, которыми весь город интересуется и с удовольствием выступает на его сцене.

     А мы что? А мы желаем дворцу изо всех сил, чтобы он и дальше работал... Потому что, когда во дворце культуры базар, это  неправильно!! А когда он начинает дышать, есть надежда, что заведётся у России копеечка... И не оскудеет она талантами!