История Хоакина Терразаса

Юрий Дым 61
С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871


Краткая история Дона Хоакина Терразас  Кесада.

https://chihuahuasalvaje.com/

(Как дополнение к этой статье: https://vk.com/doc-87908871_516906260)



 


Alberto Lara.
EL CORONEL DON JOAQUIN TERRAZAS.

Эта короткая история, или мини-биография, может быть рассмотрена как описание исторического персонажа, который имеет большое значение в нашей (штат Чиуауа) культуре и обществе, и помогает нам понять  как был создан тот особый характер, который присущ нам, северянам: север Мексики известен суровым, холодным климатом, пустынными просторами, непроходимыми снежными горами, тяжелыми климатическими условиями, которые, несомненно, и формируют определенный характер человека.
Представляем Дона Хоакина Терразаса - сильного человека севера.
Этот рассказ будет как можно более объективным, основан главным образом на его мемуарах, элементах, написанных в строгой краске, некоторых отчетах военного тона, однако неизбежно не использовать воображение, чтобы превратить его выдающееся историческое участие в факты, имеющие первостепенное значение, и в легенды - поскольку Хоакин Терразас – это захватывающий персонаж, и мы твердо верим, что он пока еще не получил в полной мере всего того признания, которого даже более, чем заслуживает.

Дон Хоакин Терразас Кесада родился 16 апреля 1829 года в Labor de Dolores, к юго-западу от города Чиуауа.
Сын Дона Игнасио Терразас, скромного фермера,  и сеньоры Сильверии Кесада де Терразас.

Дон Хоакин с детства занимался сельскими работами; после смерти отца он взял на себя всю ответственность за семью. В 1851 году он женился на молодой Розалии Энрикес, и с этой даты начал служить стране в гонениях на варваров (b;rbaros).  Он был человеком необычайной физической силы, способным выдерживать многодневные марши пешком и верхом. Он был отличным охотником и стрелком, и все это - в сочетании с его несомненной личной храбростью. Его великий характер и лидерство сделали его безжалостным воином, и прирожденным военным высшего уровня.


КАМПАНИИ.


В этом разделе мы кратко изложим доклады дона Хоакина о его кампаниях, о его борьбе с апачами и о его военном вкладе в целом, поскольку он служил безопасности Государства, сражаясь также с теми, кого он в своих трудах назвал «сказавшие», ссылаясь на тех, кто восстал против правительства Государства. Он также называл свои доклады как: «политическое расстройство», в то время как кампании против апачей он называл просто как: «против варваров» (CONTRA LOS B;RBAROS). Все эти кампании продолжались с 1855 по 1886 год.
Мы считаем, что Дон Хоакин должен помниться и признаваться со всеми почестями дисциплинированного человека, лидера с великим духом самопожертвования и самоотверженности, сосредоточенного на выполнении своих задач, не обращавшего внимания на риски или жертвы в своих кампаниях, не требуя в конце концов даже своего признания. Мы уверены, что звания полковника очень мало для того огромного значения и вклада, которые он внес в Страну.



1855, против варваров, I

В марте этого года по приказу исполняющего обязанности губернатора Луиса Зулоага, со своими стрелками (rifleros) из Чувискара и других ранчо юрисдикции,  «варваров преследовали через горы из Торреон-Герачик, Маланоче, Лас-Ручиас, Тепехуанес, Негритос и тех, которые следовали из Санта-Клары, пока они не достигли Эль-Кармен, безрезультатно пройдя через Сан-Лоренцо».

1856, против варваров, II

В марте следующего года по приказу исполняющего обязанности губернатора лицензированного Хесуса Марии Паласиоса с людьми из  Чувискара, Номбре-де-Диос и войсками 3-го Линейного батальона от Сьерра-де-лас-Дамас, Эль-Туле, Охитос, Лас-Ручиас, Монте-де-Теран, Метатес, Паломино до Каньон-дель-Нидо удается атаковать индейцев в устье этого каньона. Волосы были собраны. (Сколько именно срезали скальпов с апачей, не уточняется). После этого они были мобилизованы в Pi;lagos, Tres Hermanos, el Venado и la Parrita.

1856, против варваров, III

«С апреля по ноябрь того же года в качестве партизанского командира, по приказу президента военной хунты дона Феликса Масейры, с 20 жителями Чувискара, вооруженными, снабженными боеприпасами и оплаченными за свой счет, я совершил поездку по Торреону в горы до Валлесильоса и Фресно, не достигнув столкновения  с варварами, пока сам г-н Масейра, отделившись от поста президента военной хунты, не распустил силы, выразив свою признательность, как указано в протоколе».
В этом фрагменте, воспроизведенном дословно из отчетов дона Хоакина, очень ясно видно, что не любой человек был создан для этих неблагодарных и огромных рисков. Усталость, голод, жажда, сильная жара пустыни, холод в горах. Короче говоря, жить на открытом воздухе вдали от тепла и безопасности вашей квартиры и вашего дома. Только по-настоящему деревенские, выносливые и смелые люди могли справиться с такими проблемами.
Было бы слишком долго и утомительно, однако, рассказывать вам о каждой отдельной кампании, в которой неустанно участвовал Дон Хоакин Терразас.
Мы изложим только те, которые мы считаем наиболее важными, поскольку их было довольно много, так как мы говорим о большом периоде 1855-1886 годов, то есть, это - 31 год путешествий, многих километров и километров. Несколько походов в год, без длительного отдыха, только обновляя войска, и меняя уставших лошадей.









1862, против варваров IV


 

В апреле того же года дон Хоакин преследовал варваров, укравших лошадей из Гасиенды-де-Сан-Лукас, преследовал их через все горы, по которым они путешествовали: от Эль-Сауса, Пуэрто-дель-Меските, лагуны Энсинильяс, Пастор, Сьерра-де-Лос. Арадос, Чаркос-де-Сан-Антонио и Сьерра-дель-Фиерро. Это было в Сьерра-дель-Уэсо, где он устроил на них засаду, убил их, вернув лошадь, коз и всю добычу ранчерии. Из Эль-Уэсо он перешел через горы и прибыл в Чиуауа в середине мая.

1864 год был годом интенсивных действий для этого супермена, так как после утомительных многодневных маршей против апачей именно в январе этого года он преследовал и напал на ранчерию апача Фелипе, в горных хребтах Капулин и Око Кальенте, убив нескольких и взяв в плен многих других, включая 3 сына апача Фелипе. После того, как 3 женщины сошли с горы Капулин и, наконец, тот же апач Фелипе в сопровождении еще трех апачей, завершив кампанию в конце февраля в Чиуауа, с 55 пленными, полковник почти не отдыхал, он только сделал паузу для подготовки к следующей напряженной кампании, которая начнется с марта по май того же года, но на этот раз уже против французского вторжения, которое стало еще одной великой службой Отечеству.



Политическое расстройство.

Встретившись в Монтеррее с президентом Хуаресом со своими министрами, лицензированными Элигио Муньосом, Хесусом Марией Паласиосом и другими претендентами на правительство Чиуауа, президент Хуарес информируется о намерениях сеньора Луиса Терразаса, который в то время был губернатором Чиуауа, присоединиться к французам, вторгшимся в Мексику, поэтому президент немедленно отправил генерала Хосе Мария Патони с бригадой из 3 орудий в марш против Чиуауа и захватывает город, поэтому Луис Терразас покидает его с горсткой людей, приказывая Дону Хоакину Терразасу передать своих людей и военную технику, имеющуюся в распоряжении правительства, в распоряжение генерала Патони, демонстрируя тем самым свое политическое мастерство и способность к переговорам, когда его дела казались потерянными.

Тогдашний капитан Хоакин Террасас полностью выполняет поставленную задачу, доставляя людей и оружие генералу Патони, который, игнорируя рекомендации чиуауанских политиков, в качестве заместителя губернатора назначил г-на Хесуса Хосе Сервантеса, генерал Патони, в свою очередь, назначает генерала Анхеля Триаса губернатором штата Чиуауа и военнокомандующим штата Чиуауа.
Бывший губернатор Луис Терразас прошел со своим эскортом в Пасо-дель-Норте (сегодня Сьюдад-Хуарес), но по прибытии он указывает сопровождающему его эскорту вернуться в Чиуауа к генералу Патони, и все это, конечно, в знак доброй воли; позже Патони повысил капитана Хоакина Терразаса в звании, присвоив ему подполковника и сформировав первый батальон Чиуауа, оставив Хоакина Терразаса во главе этого батальона, и поручив ему миссию по формированию сопровождения для марша, чтобы встретить и защитить прибытие президента республики, Дона Бенито Хуареса Гарсиа в Чиуауа.


В 1865 и 1866 годах.

Нашему персонажу не было покоя. В эти годы Хоакин вел многочисленные битвы против французских вторжений и против тех предателей, которые сочувствовали французам. Он сражался на северо-западе Мексики, в Монтеррее, в Коауиле, Дуранго, возвращаясь в Чиуауа и всегда приводя 1-й Батальон туда, где это было наиболее необходимо, жертвуя всем ради Родины.
В середине августа 1867 года, совершив, как истинный патриот, такие выдающиеся действия, как защита площади Чиуауа и изгнание французов из Мексики после храбрых сражений на северо-западе Мексики для защиты и сопровождения президента Хуареса, 1-й Батальон Чиуауа был распущен, и полковнику Терразасу было поручено организовать стрелковые войска и преследовать апачей в штате Чиуауа, что на самом деле означало его отправку в войска Луиса Терразаса. Хоакин был практически обречен служить интересам губернатора, то есть очищать государство от апачей.
Таким образом, с 1867 года до битвы при Трес-Кастильос в 1880 году, и даже после вышеупомянутой битвы, полковник продолжал преследовать апачей, которые становились все более активными и жестокими. В качестве примера мы упомянем группу, которая была сформирована вождями Ху и Джеронимо, которые были недоверчивы, поскольку знали, что их обманули и предали Хоакин Терразас и Хуан Мата Ортис.


1880, против варваров V

В конце февраля или марта в Чиуауа прибывает полковник Адольфо Т. Валлес, чтобы взять на себя командование федеральными силами, отвечающими за преследование апачей, привезя постоянную пехотную роту из 26-го батальона и организовав кавалерию под названием де Росалес.
В июне группа вождя Викторио возвращается, разбив лагерь в лагунах, которые были местом, откуда апачи (в записях Терразаса - los b;rbaros, варвары ) постоянно выходили, чтобы совершать убийства и грабежи. Полковник Валье в конце месяца отправляется преследовать их со своей армией и местными солдатами, предоставленными губернатором Луисом Террасом, который также сопровождает их в хасиенды Кармен и Сан-Лоренцо, а также сын губернатора, сопровождает их в Форт Куитман, где эта бесполезная кампания и была прекращена.
Тем не менее, группа Викторио возвращается в штат через Пуэрто-Де-Вентас, в четырех лигах от Кантарресио, к горам Ранчериа и Канделариа, это происходит в начале августа. После того, как  группа разбила лагеря в лагунах Гусман и Санта-Мария, некоторые члены той же группы продолжили грабежи и вандализм,  однако в это время полковник Валле уже вернулся в Чиуауа, оставил свои выдающиеся кавалерийские силы в Эль-Каррисале и пехоту в Ла-Асьенда-дель-Кармен.
Губернатор, встревоженный нападениями апачей, срочно вызывает полковника Терразаса, прося его немедленно подготовиться к походу, на этот раз с полковником Валле преследовать варваров.
Вскоре после этого губернатор Луис Терразас вызывает полковника Валье в его дом, где он знакомит его с полковником Хоакином Терразасом и сообщает им о своем поручении немедленно начать кампанию против группы Викторио, сообщает Валле, что Дон Хоакин был опытным в их поиске, и что он будет сопровождать его без какого-либо интереса к командованию, что он будет под его командованием и что было бы неплохо разместить достаточно людей, чтобы сформировать значительную силу и уничтожить группу или, по крайней мере, вывести ее из штата, на что полковник Валле ответил, что людям и лошадям нужен отдых, что рискованно брать на себя такую срочную авантюру, не рискуя полным провалом. Луис Терразас, со своей стороны, настаивал на выходе... Как и следовало ожидать, полковник Валле отказался выполнять миссию.
Мы, историки, останавливаемся, чтобы спросить себя:
Были ли правдой сообщения губернатора о нападениях варваров? Почему он не отправился в последний поход? В чем была срочность? Пытался ли губернатор измотать полковника Валле, потому что план подавления апачей уже был составлен с полковником Терразасом?
Все эти вопросы представляют собой обширные исследования в старых архивах, и до сих пор нет окончательного вывода или ответа на подобные вопросы…
Вождь Викторио возглавил свою группу, чтобы нанести ущерб сообществу Чиуауа.
Здесь также можно задаться вопросом:
Почему апачи атаковали так мало?

Предпринятые ими действия выглядят нелогично, и если они уже шли в атаку, то почему при первом же выстреле они предпринимают отступление?
Лично у нас есть серьезные сомнения, так как все указывает на то, что их обманули…
15-го октября утром была занята вершина холма, на котором в баррикадах были апачи, велся плотный огонь, пока не дошло до рукопашного боя.
Юноши и женщины с плачем умоляли его о жизни, остальные воины были убиты в бою, за исключением двух из них, сидящих в пещере и не сдавшихся даже после того, как им предложили жизнь; солдаты их взорвали динамитом, и таким образом завершается эта бойня, на радость губернатора Луиса Терразаса.   
Остались группы Ху и Джеронимо, и у них была довольно агрессивная реакция, в результате этой резни.
Мы продолжаем рассказ:
В тот же день 15 октября были захоронены тела 3 убитых солдат, а 10 раненых были помещены на импровизированные носилки из винтовок (деревьев в том месте не было), чтобы доставить их в гасиенду Акуа Нуэва, где им была оказана медицинская помощь. 

Мы останавливаемся, чтобы проанализировать некоторые странные детали в рассказе о тех событиях: мы задавались вопросом, были ли солдаты настолько уверены в своей победе, что даже не задумались захватить с собой носилки, и были ли они снабжены ошейниками для женщин и детей апачей?
 (Ошейники были стальными кольцами, прикрепленными цепями или веревками, которые надевались на шею пойманным апачам, чтобы вести их шеренгой, связанными).

Из Акуа Нуэва  караван проследовал в Чиуауа, где солдаты встречаются как герои, им платят то, что было условлено за кампанию: за скальпы, плюс специальная сумма в 2000 песо Корредору, якобы за смерть Викторио, и все это - из средств государственного бюджета.

Терразас сообщает губернатору в докладе обо всем, что произошло в прошедшей кампании, и в начале ноября уходит заниматься личными делами.



Начало конца полковника Терразаса.

На самом деле, вышеупомянутая бойня была последней успешной кампанией дона Хоакина Терразаса, поскольку с того момента походы апачей становились все более агрессивными и насильственными, вызывая огромные убийства и хищничества, кражи скота, нападения на экспедиции и т. д. К сожалению, Терразас и Мата Ортис имели мало побед в последующие годы.

Прошли кампании: 1883, 1884, 1885, без всякого успеха над варварами, которые научились быть гораздо хитрее и недоверчивее, несмотря на обещания мира: они собирались на раздачи продукты и вещей, спиртных напитков и подарков, которые давались им, чтобы убедить их в мире, но затем уходили и никогда не возвращались, чтобы подписать какие-либо конкретные мирные соглашения.
К сожалению, прославленный полковник Терразас в апреле 1886 года случайно выстрелил себе в правую руку, почти полностью перебив ее, и оставшись при этом навсегда инвалидом.

Он уходит в отставку из-за того, что не может вернуться к активным действиям, и умирает в забвении, без какого-либо признания,  в 1901 году.

Его останки находятся в  Rotonda de Hombres, Чиуауа.