Терразас и Черная Мантия

Юрий Дым 61
С картинками здесь: https://vk.com/club87908871


История апача по имени Черная Мантия (Manto Negro).

Однажды, когда полковник Дон Хоакин Терразас и Кесада (Don Joaqu;n Terrazas y Quezada), известный в то время под прозвищем «Бич индейцев» (El azote de los Indios), был ранен пулей, когда он  «проверял» (как он говорил) районы горных хребтов под названием  «manta negra», чтобы узнать есть ли там скрытные лагеря  апачей, он упал с лошади, сбитый ударом винтовочной пули, выпущенной, несомненно, из ствола мощной винтовки калибра 44.40, спусковой крючок которой был нажат указательным пальцем какого-то воина-апача, скрывавшегося на своем сторожевом посту. 

По воспоминаниям полковника, он не знал наверняка, как долго находился без сознания, и что первым что он увидел, когда пришел в себя, это была фигура человека из апачей, ростом несколько из ряда вон выходящим, по сравнению со средним ростом апачей (от 1, 65 до 1, 72 метра), так как он превышал метр восемьдесят сантиметров.

 
Его первым действием - рассказывает нам Дон Хоакин - лежа на одеяле из шерсти на соломенной кровати (он был в просторной пещере), было найти свое оружие – винтовку и револьвер - но ничего рядом с ним не было. Затем он заметил присутствие молодой и красивой апачессы (женщины апачей). Заметив движения полковника по поиску своего оружия, апач заговорил с ним неторопливо, твердым и ясным голосом, на кастильском языке, произнесенном с некоторым трудом, сказав ему, более или менее, следующее:

«Вы тяжело ранены, не двигайтесь, все ваше оружие в целости, и надежно спрятано».

Затем он продолжил объяснять ему, что он и его жена нашли его умирающим, что они отвезли его в свою скрытую пещеру, и что они несколько дней лечили его рану и поили его настоями из трав  и лекарственных корней, и что это дало хорошие результаты, потому что он уже пришел в себя, и у него больше нет  жара, и, по-видимому, он идет на полную поправку.

Прошли дни, они вошли в доверие друг другу, стали хорошими друзьями и много говорили в течение двух с половиной недель, которые длилось выздоровление, и в которых Дон Хоакин оставался наедине с этой странной парой апачей.   

Все это время женщина готовила оленину, медведя, дикую кошку, лису, белку и даже змею, а также лепешки, чайные настои, пластыри и лечила полковника. 

В беседах, которые они проводили, Дон Хоакин узнал, что апача называют «Черной Мантией», что он вместе с женой ушел от своего племени и спрятался в этой горной гряде, где нашел большую и хорошо защищенную пещеру, почти недоступную и скрытую.

Его отделение от остального племени - говорил он - это потому, что они уже устали от такой войны, когда  должны были всегда убегать, прятаться и сражаться, и единственное, чего они хотели - это жить в мире, даже если они навсегда должны были остаться одинокими.

До такой степени они сблизились и вступили в искреннюю дружбу, которая с каждым днем только росла,  что Дон Хоакин рассказал ему о президенте Бенито Хуаресе, объяснив ему, что Дон Бенито Хуарес был хорошим и справедливым человеком.

Смотри, он сказал ему:  «Бенито Хуарес - индеец, такой же индеец, как и ты сам, чистокровный индеец, но из другого племени»; что он был президентом всех мексиканцев, что именно он правил всем народом Мексики.

И рисуя на земле карту Мексики сосновой веточкой, он объяснил ему, насколько велика Мексика, и как разделены  штаты Республики.
И что иностранная вторгшаяся армия прибыла с другой стороны океана, и что ее поддерживали злые и коварные мексиканские братья, и что наш президент бежал вместе со своими помощниками из своего Совета, чтобы чиуауанцы защитили его и помогли ему восстановить контроль над страной, выметая за пределы нашей территории французских захватчиков!

Я хочу сражаться с тобой за Хари (Jari, Хуареса)! – сказал  вдруг апач взволнованно,  - и чтобы ты увидел, что я говорю правду, отныне я буду называться Хари Черная Мантия! (Jari Manto Negro).

…Первый контакт президента Хуареса и полковника Терразаса, когда он собирался вести и сопровождать президента и его свиту на виллу Пасо-дель-Норте (сегодня Сьюдад-Хуарес), был в гасиенде Эль-Сауз (El Sauz, Ива); именно там полковник однажды вечером был с президентом Хуаресом, чтобы доставить его в целости и сохранности в Пасо-дель-Норте.

Он объяснил ему, что он (полковник Дон Хоакин Терразас) будет идти впереди, во главе колонны, на расстоянии не менее 500 метров и не более полутора километров; он рассказал ему о том, как он подготовил свои передовые, как будут проходить все последующие дни путешествия, как он договорился и установил предупреждения и знаки со своими разведчиками, чтобы в случае возникновения какой-либо опасности со стороны апачей, французов или любых других врагов, иметь возможность спокойно добраться до ближайшего поместья, и т. д.,  и т.п… 

Он также попросил его быть спокойным и уверенным, что все будет хорошо, потому что он спланировал и организовал это путешествие, соблюдая все возможные меры безопасности.

Наступила ночь, и полковник удалился, чтобы начать долгое путешествие рано утром следующего дня.

Первый день прошел спокойно, этот первый этап завершился в Охо-Де-Ла-Лагуна  (el Ojo de la Laguna, сегодня говорят просто Охо-Лагуна), где полковник появился в лагере президента Хуареса днем и вечером, чтобы поздороваться с ним и спросить, как он себя чувствует.

Они хорошо пообщались, и сеньор Хуарес в хорошем настроении спросил в свою очередь Дона Хоакина о здоровье, и не сопровождает ли его еще кто-нибудь в этом походе.

Полковник ответил ему так:

«Я чувствую себя очень хорошо, и это очень большая честь служить Вам, господин Президент! А  мой спутник – воин из апачей!».
Удивленный Дон Бенито спросил: «Как это, на самом деле апач?».

 
Бенито Хуарес.



Затем Дон Хоакин Терразас рассказал ему всю историю о том, что с ним произошло раньше, когда он был ранен, и о том, как семейная пара апачей спасла его от верной смерти, исцеляя и заботясь о нем, о том, как и в какой форме родилась эта дружба и верность, которые связывали его и апача по имени Черная Мантия.

Движимый любопытством, президент Хуарес попросил дона Хоакина отправиться в его лагерь для того чтобы привести к нему того индейца, который не зная его и будучи совершенно «диким», наивным и не знающим политики человеком, решил бороться за их дело, и за свободную и единую Мексику.

Не будучи ни медлительным, ни ленивым, полковник сразу оседлал своего скакуна (Куако),  и пустился рысью в свой лагерь.

Не потребовалось много времени, чтобы они вернулись вместе, и Черная Мантия  был представлен Терразасом президену Хуаресу: «Позвольте представить Вам, сеньор президент Хуарес, моего спутника и друга - мистера Черную Мантию!».
Серьезным, неторопливым и твердым голосом, протягивая правую руку для рукопожатия, апач сказал  президенту Бенито Хуаресу:
«Хари Манто Негро. Жду Вашего приказа, сэр!».

Такова история апача по имени Черная Мантия.