По следам пленников Трес-Кастильос

Юрий Дым 61
С картинками здесь: https://vk.com/club87908871


Легенды гасиенды Агуа-Нуэва.
По следам пленников Трес-Кастильос.

https://chihuahuasalvaje.com/

 


Manuel N. Salcido.

 
Несколько лет назад мой друг  Франсиско Таранго и я решили исследовать происхождение или мотивы, которые породили легенду о гасиенде Агуа-Нуэва (Agua Nueva, Новая Вода).
Люди говорят, что по вечерам в коридорах и в главном дворе этой исторической гасиенды слышны жалобные плачи и причитания детей и женщин, продолжающиеся до полуночи.

Эти слухи привлекли  наше внимание, поскольку мы с Таранго знали, что на эту гасиенду в старые времена частенько нападали апачи, поскольку, как продолжение имения Энсинильяс, это был питомник крупного рогатого скота различных видов, таких как borregas, chivas, vacuno и caballar,  и воровать скот апачам было легче в Агуа-Нуэва, чем в Энсинилья, поскольку последняя  была поставщиком мясных продуктов из города Чиуауа, и была очень сильно защищена тяжеловооруженной охраной, и отрядами охотников за головами.

 

Наблюдение за животными и основными сооружениями было приоритетом как для владельцев обоих поместий, так и для властей Чиуауа. 
Мы много слышали про гасиенду Агуа-Нуэва, а мой друг Таранго является потомком одной из пленниц Трес-Кастильос,  однако никогда сами не были в этом месте, поэтому мы решили совершить марш, который сделали пленники-апачи после битвы.
Мы покинули Чиуауа 13 октября, проехали через Койаме и одолев около ста километров по местной дороге, ведущей к Вилла Ахумада, нам удалось увидеть вдалеке холмы, и медленно приближаясь к месту назначения, мы прибыли примерно в два часа. Днем мы разбили лагерь на северном холме, и пошли искать пещеру, в которой укрылись два последних воина-чирикауа, убитые людьми Терразаса 15-го утром  динамитной шашкой, после того как отказались сдаваться.

 

Я обошел северный холм, поднялся на него и, прежде чем перейти на другую сторону, понял, что с вершины можно увидеть равнину во всем ее великолепии. На расстоянии не менее 10 километров вокруг можно отчетливо увидеть любого человека или животное, которое движется в этой области, в дополнение к отметкам лагун с водой, которые образуются во время дождя (в сезон дождей), и что еще: внимание было обращено на окопы и брустверы, которые до сих пор сохранились на этом холме.

В сумерках мы встретились в лагере, и обменялись впечатлениями в тепле костра, который мы зажгли той ночью, залитой октябрьской луной, которая дала нам необычайно ясную ночь. Мы отдыхаем, и утром, через 140 лет после резни в Трес-Кастильос, проходим по основным местам противостояния, мысленно представляем, какова была стратегия стрелков, и откуда прибыло племя, а также осматриваем все место битвы. Сейчас, на южной вершине, сидя и разговаривая, мы мысленно представляем и те невзгоды, которые, должно быть, пришлось пережить целым семьям, следовавшим за своим лидером Викторио по этой пустыне Чиуауа, которому они доверяли, и которых он спасал  от стольких опасностей, предоставляя им пищу, кров, и защиту.

Мы поднялись на центральную вершину и, наконец, пошли к задней части  северного холма, где мы осмотрели траншеи, которые использовались апачами для защиты животных, и для приготовления пищи. Мы добрались до вершины, где, как мы предполагаем, у них был пункт для наблюдения. В сумерках возвращаемся в лагерь.

Мы поговорили о том, что каждый из нас знает об этом этапе резни.
В ночь на 14-е октября, когда бой приближался к завершению, было уже убито 65 воинов. Женщины и несколько детей укрылись на вершине северного холма, откуда они зажгли костры и подавали сигналы своим товарищам, которые несколько дней назад по приказу вождя Викторио отправились в Санта-Росалию (сегодня Камарго) за провизией и патронами.

 
 

15-го мы решили съездить на ферму Агуа-Нуэва, что примерно в 90 километрах оттуда. Сначала нам нужно было найти то, что сейчас называется Colonia Esperanza, и нам пришлось нелегко, потому что там много заборов с замками, и это заставило нас сделать несколько объездов.

Мы ехали по дороге в сторону шоссе из Чиуауа в Сьюдад-Хуарес.
Добравшись до места, мы разбили лагерь рядом с забором гасиенды, так как  уже наступила ночь.

На следующий день рано утром мы подошли к главному дому, и бригадир встретил нас, позволил войти в гасиенду, пройти через внутренние дворики и подняться к одному из фортов, который находится между ореховыми деревьями и страдает от непогоды, имея большой износ, весь открытый погоде, без какой-либо защиты. Мы пошли к другим фортам, которые находятся на вершине холма рядом с корпусом гасиенды, и к другим трем в прилегающих патио знаменитой гасиенды, которые почти полностью разрушены, потому что построены из глиняных  адобов.

 

 

 
 
По словам сотрудников, по ночам во двориках можно услышать женский плач, шепот и нытье детей.

Мы попросили менеджера разрешить нам войти в комнаты, на стене одной была табличка с датами строительства, и пребывания на насиенде Терразаса с пленниками-апачами, после резни в Трес-Кастильос.

«…Оставшиеся в живых женщины и дети были во дворах этого дома, до их ухода в город Чиуауа».

Невероятная особенность этой нарисованной таблички заключается в том, что при съемке она очень хорошо фокусируется, а при воспроизведении получается размытой. Невозможно сделать четкое фото. В отличие от других фотографий, которые были сделаны прямо здесь, в гасиенде.

 
 

Было ли это следствием мученической смерти женщин и детей апачей, взятых в плен и привязанных, как если бы они были лошадьми, во внутренних двориках гасиенды?
Почему слышны эти вопли и нытье спустя более 100 лет после резни в Трес-Кастильос?