Синергия - метод выработки новых научных знаний

Иван Чибисов
Синергия – метод выработки новых научных знаний ситуационным коллективом кафедр вуза и музея. 

                «Природой творчества является творчество природы»!
                Б.М. Ренин

«Целое больше, нежели сумма его отдельных частей»!
Закон синергии.

Горный музей Санкт-Петербургского Горного университета – один из старейших естественнонаучных музеев мира. Он хранит, изучает и представляет уникальное Собрание фондов, коллекций, экспозиций образцов и макетов горнозаводской техники, связанных с историей освоения природы.
 
Музей осуществляет свою деятельность по следующим приоритетным направлениям, таким как: научно-исследовательская, общеобразовательная, просветительская, экспозиционно-выставочная, учетно-хранительная. Все направления деятельности музея тесным образом связаны между собой, и одно направление является естественным продолжением других.

Горный музей является единственным корпоративным музеем, который входит в состав высшего учебного заведения. Он возник одновременно с Горным училищем, так когда-то назывался наш нынче знаменитый Горный университет. Сначала планировалось создать при Горном училище минеральный кабинет, однако он быстро разросся в Горный музей. Сегодня он представляет собой мир уникальных коллекций минералов, горных пород, руд, палеонтологических образцов, собрания предметов истории, моделей горной и заводской техники.

Коллекции Горного музея входят в состав Музейного фонда России.  Уникальная минералогическая коллекция, включает в себя свыше 2200 минеральных видов и разновидностей, изделий из драгоценных, полудрагоценных и цветных камней, коллекцию метеоритов коих свыше 350 наименований, десятки тысяч палеонтологических остатков, уникальное собрание горных пород и руд. Самой крупной в стране является коллекция макетов и моделей по истории горной и горнозаводской техники.

В музее собраны экспозиции, которые составляют основу учебной, научной и просветительской деятельности студентов и преподавателей.
Предметные экспозиции и научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, рисунки, различные макеты и модели позволяют проводить учебные занятия в залах музея, непосредственно связанных со спецификой горно-геологических профессий на основе новейших достижений науки и техники.

Собрание Горного музея представляет научную, историческую и искусствоведческую ценность. Оно состоит из нескольких типов фондовых материалов: основного, научно-вспомогательного и запасного. Предметы и материалы всего музейного фонда строго учитываются.
 
Горный музей имеет, кроме архива материалов, связанных с его деятельностью, ещё и небольшую библиотеку научно-справочного характера, предназначенную для ведения научно-фондовой работы.

Практика административной и управленческой деятельности в Горном музее подсказывает, что традиционные способы перестали удовлетворять современным требованиям к производству новых научных знаний. Кроме того, неопределённость методов музейной коммуникации по приоритетным направлениям требует своего совершенствования в свете применения цифровых технологий.

Настоятельно требуется поиск нетрадиционных методов и способов производства новых знаний для повышения научного потенциала Университета. Для более продуктивного поиска новых знаний в условиях Горного музея, с использованием новейших методов, нами рассматриваются и предлагаются способы синергетики и синергии.

Синергия – сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество.

Синергетика – междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, не связанных с термодинамикой.
 
Создание временных, ситуативных рабочих групп в составе: профессора, научных работников, служителей музея и пытливого таланта студентов, за счёт синергии, по нашему глубокому убеждению позволяет достичь ожидаемого синергетического эффекта в части производства новых знаний. Эффективная работа ситуационного неравновесного коллектива достигается единством целей и искренней заинтересованностью его участников.

Эффект синергии при этом достигается за счёт его универсальности посредством совместного обсуждения вариантов стоящих задач. При этом происходит освоение новых технологий, через нейтронные сети цифровизации, новейших методов не только обработки гигантской информации, но и способов её использования.

В результате производства новых знаний появляются и новые кадры с научно-творческим потенциалом. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что возможности синергии позволяют использовать её методы для перехода-перевода музея на новый уровень выработки научного потенциала вуза.

В настоящее время фонды музея насчитывают более 300 тысяч единиц хранения. Среди них большое количество уникальных коллекций и экспонатов, имеющих мировое значение. Экспозиции располагаются в 20 залах общей площадью 2500 кв. м.

Минералогическая коллекция выставлена в 7 залах общей площадью более 1000 кв. м. В Главном собрании коллекции более 60000 образцов, представляющих около 2000 минеральных видов, также коллекции искусственных минералов, драгоценных и поделочных камней, изделий из камня.

В залах Горной и Горнозаводской техники размещено уникальное собрание в большинстве своём действующих моделей, имитирующих устройства шахтного оборудования, обогатительных фабрик, металлургических заводов, коллекция холодного оружия, насчитывающая около 200 экземпляров и др. Большая часть экспонатов относится к XVIII-XIX столетиям.

Залы геологии посвящены практически всем вопросам геологических наук и наглядно демонстрируют коллекции палеонтологии, динамической геологии, петрографии, полезных ископаемых, геологии Ленинградской области и метеоритики. Залы геологии являются самыми объёмными и многоплановыми в музее, располагаются в залах, некогда бывших дортуарами. Экспозиции раздела исторической геологии содержат более 12 тысяч образцов.

Палеонтологическая коллекция содержит несколько тысяч образцов ископаемых древних представителей царств растений и животных. Коллекцию украшают электрифицированные карты, схемы и стенды, построена диорама «Жизнь первобытного человека». Бережно сохраняются многочисленные монографические коллекции виднейших палеонтологов России как основа научной работы по систематике и эволюции живых организмов.

Раздел петрография содержит петрографическую коллекцию, которая отражает современную систематическую классификацию горных пород, знакомит с главнейшими породообразующими минералами, типами текстур и структур горных пород и демонстрирует типичных петрографических представителей горнодобывающих областей бывшего СССР.

Раздел полезные ископаемые проиллюстрирован стендами и коллекцией месторождений полезных ископаемых, раскрывает понятия «полезное ископаемое», «месторождение полезных ископаемых», включает электрифицированную карту размещения месторождений на территории, бывшего СССР в масштабе 1:2500000 и объёмные макеты, отражающие условия залегания и формы рудных тел некоторых месторождений.

Здесь размещены систематические коллекции магматических, метаморфических и осадочных пород из различных регионов России и многих зарубежных стран. Демонстрируется тематические  коллекции: «Породообразующие минералы», «Текстуры и структуры горных пород», «Кимберлиты», «Пегматиты» и ряд других.
 
В соответствии с возложенными на музей целями и задачами, музей занимается учебной, научно-фондовой, экспозиционной, научно-исследовательской, издательской, справочной, массовой научно-просветительской работой, организует систему повышения квалификации музейных работников.

Кроме учебно-образовательной работы Горный музей участвует в проведении теоретических и практических занятий, в научно-исследовательской деятельности, используя фактический материал экспозиций.

Плодотворно взаимодействуя с кафедрами университета, другими музеями страны и мира, музей участвует в международной деятельности Университета. При этом Горный музей сталкивается с различными проблемами учёта, транспортировки, оформления документов, страховки, реставрации при использовании коллекций, экспозиций и образцов и др.
 
Для оперативного и более качественного решения текущих и вновь возникающих задач Горный музей использует методы, которые заложили основы синергии и синергетики. Используемые нами методы синергии и  синергетики, более глубоко и подробно рассматриваемые в этой статье, позволяют нам эффективно разрешать целый узел постоянно возникающих проблем и задач.

Синергетическое  сотрудничество рабочих групп основывается, на объективном планировании, пытливом обмене знаниями, опытом и новейшими достижениями, координации и публичном подведении промежуточных результатов.

Особенности современного подхода к развитию науки, созданию (выработке) научных знаний с использованием музейных коллекций, экспонатов, экспозиций, артефактов, изделий, образцов заводской техники, характеризуются возможностью применения методов синергии и синергетики (достижением синергетического эффекта).

Как известно в основу синергетического мировоззрения всего нового положены естественные процессы живой природы ¬- её постоянно меняющиеся неустойчивые состояния. Именно живая природа, находящаяся на границе неустойчивого равновесия способна естественным образом приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Такую схожесть и закономерность природных процессов при возникновении новых форм жизни с творческой деятельностью мозга человека выявил К.А. Тимирязев.

Таким образом, синергетика способствует интеграции творческой деятельности: профессора - преподавателя, свежего пытливого подхода студентов, усердных служителей и научных работников Горного музея.

Объектом нашего исследования является используемый в практической работе метод синергетики. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования познания, способ построения и обоснования системы философского и научного знания. Совокупность приёмов и операций  практического и теоретического освоения действительности».
Рассмотрим возможности синергетики исходя из стоящих перед нами задач и характеризующих её способов и возможностей.

Первый способ возможностей определяет те методы, которые заложили основу синергетики.
Второй способ возможностей определяет синергетику как концепцию самоорганизации.

Одним из основных методов синергетики используем метод системного  анализа. Одновременно из структуры методов синергетики также задействуем метод комплексного изучения самоорганизации. Особенностью синергетики является то, что она позволяет соединять самые различные методы разных дисциплин, синтезируя их взаимообогащение.

Очень важная заслуга синергетики в её возможности выстраивать модели самоорганизации - как по горизонтали, так и по вертикали.
Модель самоорганизации по вертикали – это «параметры порядка», «принципы подчинения», «принципы круговой причинности – взаимности».
Горизонтальная самоорганизация реализуется посредством таких понятий как «порядок – хаос», «бифуркация», «обратные связи», «режим противостояния» и др. По нашему убеждению достижением синергетики является собственная методология, направленная на развитие науки, но её методы ограничены, т.к. она представляет общенаучный подход, а не философский.

Следует иметь в виду, что с открытием всех закономерностей синергетики, развитие её как общенаучной теории завершается. В то же время возникающие нерешённые проблемы самоорганизации выдвигают новые задачи перед синергетикой как методологическим подходом к выработке новых знаний.

Смысловое и структурное содержание статьи определяется достижением разнородной рабочей группой наилучшего аналитического результата при использовании методов синергии и синергетики. Что позволяет создать общую концептуальную атмосферу сотрудничества, почву для рассмотрения и изучения способов и методов используемых в самых разных научных областях знаний.

Именно, способность творчески использовать методы исследований одной области знаний и направлять их в другие, характеризует современную науку достижений. Таким образом, при использовании общенаучного подхода музейной коммуникации с не стандартными приёмами и методами иных отраслей знаний, осуществляется производство новых научных открытий.
 
Весь предшествующий практический опыт синергетического взаимодействия ситуационного коллектива, с использованием педагогического опыта профессоров, усердия служителей и научных работников Горного музея, свежего взгляда студентов, свидетельствует о безусловном дополнительном, значимом вкладе в научный потенциал Университета.

Как известно, научная и педагогическая квалификация профессора определяется качеством подготовки студентов, аспирантов и результатами работы руководимых ими научных сотрудников.

В наше настоящее время к этой объективной оценке деятельности профессорско-преподавательского состава, его потенциала добавился индекс цитируемости их работ (статей, трудов) напечатанных в специально определённых международных изданиях, который является нынче наивысшим мерилом личного вклада в мировую науку конкретных научных работников. 

Принято считать, что именно эти научные концепции, новые идеи, изложенные в публикациях, могут быть основой для дальнейших научных исследований. В соответствие с этими в Санкт-Петербургском Горном университете введена и действует объективная оценка научного потенциала профессорско-преподавательского состава посредством расчёта индекса цитируемости. В этой связи необходимо учитывать мотивацию сотрудников с тем, чтобы внешние интересы и факторы не вступали в противоречие с выполняемой ими работой.

Очень важно для сотрудничающих работников, когда Руководитель интересуется их деятельностью, конкретной разработкой, предлагает им помощь, поддержку. При этом необходимым условием является публичное подведение промежуточных итогов, приближающих к искомому результату, с возможностью конкретной оценки работы каждого из группы.

Конкретная работа студентов с музейными коллекциями, образцами, экспозициями, макетами горнозаводской техники позволяет более полно реализовать специфическую черту Горного музея как коммуникационной системы формирования компетенций.
А предварительная теоретическая подготовка студентов на учебных занятиях, лекциях и практиках позволяет им понимать язык музейных предметов, музейных коллекций, образцов, экспозиций и т.д., наполнять ребят новыми компетенциями, тем самым свидетельствуя, что коммуникация состоялась.

Схема 1
Синергия молодого таланта, научно-педагогического опыта профессоров и служителей Горного музея

Система знаний и определений, выдающиеся имена

Масса вопросов, сравнений и представлений

Особенности формирования коллекций

Весь комплекс научно-исследовательских работ

Принцип формирования коллекций,                предметов и моделей заводской техники и образцов

Имена мастеров и изобретателей

Учитывая, что синергетика складывается как дополнение, как комплиментарность к существующим научным практикам она способствует наполнению дополнительной энергией сотрудничества ситуативный коллектив призванный решать научные задачи.
 
Такое практическое использование принципов синергетики способствует наиболее эффективному применению знаний личности, обеспечивает необходимую самоорганизацию. Вместе с этим возможность и способность человека заниматься самоорганизацией подтверждает взаимодополняющую, междисциплинарную роль синергетики.
 
Через синергетику, её методы и способы достигается высокий уровень самоорганизации научного потенциала и профессионального саморазвития членов ситуативного коллектива. Саморазвитие способствует  более полному раскрытию творческой личности студента, стремлению приводить свою деятельность к системности и порядку, которая со временем становится чертой характера возможно нового научного работника.

Систематическое соблюдение целиполагания с графиком работ, способность студента самосовершенствоваться в условиях не большого разнородного коллектива, способствует умению выстраивать свою целостную, индивидуальную, возможно уникальную методическую систему личного подхода к научной работе.
 
Синергетика определённо является методологической основой творческой, научной самоорганизации не только личности, но и саморазвитию всего научного коллектива за счёт  внутренних возможностей и внешнего информационного фактора.

Синергетические закономерности способствуют вовлечь накопленный творческий потенциал студента, нацелить его на смысловую самоорганизацию, тем самым совершенствуется творческий процесс научного самообразования.  И что важно!? Студент из пассивного получателя новой информации, знаний становится равноправным создателем, производителем новых научных знаний. Что происходит?

Устанавливается научно-технологическая связь в ситуационном коллективе, «обратная связь» теории, практики и опыта, которые пополняют багаж знаний студентов новыми компетенциями, тем самым способствуя производству новых научный творцов и творений.

Суть синергетического ситуационного коллектива для целей научного творчества – взаимодействие его членов на равных.  Это способствует рождению новых, неожиданных мыслей, нового взгляда, личностного  нетрадиционного понимания стоящей проблемы и возможностей её решения!

Эффективность работы ситуационного коллектива определяется сплочённостью энтузиастов, их готовностью к совместной творческой деятельности на коллектив. Основной смысл в объединении группы энтузиастов, в  их готовности и способности воспринимать успехи коллектива  как свои собственные.
А возможность открытого взаимодействия внутри между участниками   ситуационного коллектива органично рождает до селе неведомое, деятельное мыслетворчество, с последующим формированием  новых компетенций. 

Рассмотренные нами синергия и синергетика свежего нетрадиционного подхода студентов, накопленного научно-педагогического опыта профессоров, служителей и научных работников Горного музея с традицией общенаучного подхода музейной коммуникации являются условием непрерывного развития научного потенциала вуза.

И. Чибисов
март
2021 г.

"Сомневайтесь, ибо только сомнение ведёт нас к открытиям".
 В.В. Стасов

Пример: - из практики весьма эффективной добычи и производства новых знаний – открытий в творческих ситуативных коллективах ситуационных групп в бытность военного (критического для страны) времени, в ШАРАШКАХ!