2. 6 Возникновение агрессивности у младенца

Лариса Болотова
                Каким образом возникает агрессивность у младенцев?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 64) «… фактически у всех пациентов, страдающих о различных форм депрессии, тревоги или дезориентации, очень рано сформировался глубинный пласт агрессивности, дальнейшее развитие которой определяется теми способами подавления или контроля, с которыми человек сталкивается впоследствии.

… рассмотрим как первичное либидо, потребность в любви трансформируется во многие другие формы агрессивности, гнева, напряжения и тревоги.

Младенец, переживший «смерть в рождении», ужас отделения в момент рождения, должен восстановить контакт с жизнью. После того как его отделили от пуповины и жизненного пространства утробы, ребёнок должен установить тесную связь с новым внешним миром через свои новые отношения с матерью, и он чувствует как его рот ищет ощупью новый источник жизни. Рот, и особенно губы, чувствуют инстинктивную потребность   найти контакт с грудью, который устанавливается благодаря врождённому сосательному рефлексу».

                Осознаёт ли младенец то, что с ним происходит? Помнит ли он ещё свои прошлые жизни?  Управляет кто-либо при этом его действиями? Инстинкт, рефлекс – не являются ли они заданным управлением физическим телом с высших миров?

«Если рот не может почувствовать ощущение либидозного тепла, приливающего к его губам, младенец будет чувствовать тревогу, возобновиться первичная тревога отделения, которую Рейк … назвал травмой рождения.

                Получается, что губы – это зона в человеке приёма не только пищи вещественной, но и энергетической. Относится ли это ко всем эрогенным зонам?

«Если младенец получает приятные ощущения от достаточного потока либидо, то врождённый естественный ритме сжатия и расширения основных контактных органов, губ и рта, проявляется в энергичном и полезном акте сосания, который сопровождается ритмичным глотанием, дыханием, перевариванием и выделением.

Губы младенца, охватывающие и сосущие материнскую грудь, приспособлены, чтобы стимулировать ответное проявление материнского либидо, которое, в свою очередь, вызывает у ребёнка ощущения удовольствия и удовлетворённости. Этот первичный либидозный обмен мы можем назвать расширительно-контактным либидо. Если, однако, ребёнок не получает от матери либидозного отклика через свои губы, то тогда расширительно-контактный либидо постепенно трансформируется в агрессивно-сжимающее либидо.

В первом случае мышцы слизистой оболочки губ расширяются и поглощают, так сказать, всасывают либидозные ощущения, тогда как во втором случае, мускулы сжимаются и вызывают агрессивную реакцию».

                Это означает, что мать в первый год жизни младенца должна проявлять особую заботу о нём.

 «Если грудь оказывается отвергающей, холодной, ничего не дающей, враждебной или тревожной, она вызывает безпокойство, и мускулы верхней и нижней губ – верхних и нижних резцов – судорожно сокращаются. Эти мышцы ближе всего расположены к поверхности губ и когда они сокращаются, губы как будто делают кусательные движения, что соответствует названию мышц. Тревога вызывает напряжение мускулатуры …

Мы должны помнить, что не получив либидо от груди, ребёнок чувствует себя отвергнутым, пустым и несуществующим, и действительно, его существованию угрожает опасность».

                Согласна только со словом «несуществующим». Такие сложные понятия, как отвергнутый и пустой он не знает. Для этого нужно знать слова.

«Итак, мы можем рассматривать первичную агрессию как возможность получить доступ к материнскому либидо, способ преодоления барьера и воссоединения с объектом, попытку подчинить его своей власти, чтобы насильно вызвать в нём ответную реакцию».

                Каким образом проявляется качество материнского либидо для младенца?

 «Стоит отметить, что ощущение вкуса – это первичный сигнал, посредством которого качество материнского либидо сообщается младенцу. Не будет преувеличением сказать, что младенец может на вкус попробовать реакции и отношение матери к себе. Напряжённое, жестокое либидо передастся ребёнку через сосок и через молоко, сделает  их на вкус горьким, вязким или безвкусным, неприятным и действительно ужасным … Счастливая и любящая грудь, дающая контактно-расширительное либидо, сделает молоко сладким и насыщенным на вкус.

Если губы и рот будут по-прежнему ощущать недостаток удовлетворения или чувствовать, что их отвергают, или если мать реагирует с тревогой или даже с негодованием и злостью, сокращение мускулатуры будет распространяться от губ к важным и мощным мышечным системам челюсти и сосцевидным мышцам, и они станут отвечать за оральную активность. Большой  заряд энергии будет накапливаться во рту, и щёки и челюсти будут требовать сильной разрядки. Так что кусательные и жевательные движения будут необходимы для снятия напряжения ещё до появления зубов.

Часто случается, что на этой стадии ребёнка переводят на бутылочное вскармливание. Если бутылочка обеспечивает хороший ток молока, и мать и ребёнок окажутся в выигрыше, и ребёнок может освободиться от тревоги и напряжения. Но бутылочка лишь частично заменяет грудь. Ощущение материнского тела по-прежнему очень важно, а бутылочка служит удовлетворительной заменой груди лишь в том случае, если мать излучает одобрение, любовь и внимание к ребёнку и даст ему множество возможностей ощутить тепло её тела и её удовлетворения от активности ребёнка. Если, однако, таких компенсаторных факторов будет недостаточно, то негодование ребёнка не утихнет, а перенесётся на бутылочку, и ребёнок направит на неё  своё возмущение, враждебные действия и агрессию.

Когда появятся зубы, они примут на себя уже установившиеся агрессивное либидо. Зубы не вызывают агрессивные импульсы, как предполагал Карл Абрахам и другие, но позволяют последним проявляться с большей интенсивностью. Агрессивное сосание будет трансформироваться в каннибалистический тип агрессивности. В то время как агрессивность до появления зубов характеризуется захватом и движением сжатия, зубная агрессия проявляется в процессах кусания, прокалывания, резания и проникания».

                Почему возникли зубы у животных, а, следовательно, и у человека? Определённый способ питания. Возможен ли другой способ питания, например, непосредственно из эфира?

«Мы можем подвести итог последовательности поведения младенца, описанной выше как психобиологические процессы; (1) голод и депривация (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворения основных потребностей) запускают тревогу, которая является сигналом опасности; (2) тревога вызывает напряжение и аккумулирует энергию, которая, в свою очередь (3), создаёт необходимость агрессивного и мощного выброса накопившейся энергии в виде нападения на лишающий объект при помощи челюстей, зубов и ногтей, чтобы проникнуть за отвергающую поверхность и высвободить оттуда потенциал тепла и либидо».

                Получается, что  в человека заложен определённый инстинкт (программа) на агрессию, который проявляется при определённых условиях, или это результат отношений родителей к ребёнку?