Мой второй рок-концерт

Карина Василь
И вот наступил день моего очередного счастья: день, когда я иду на свой второй в жизни рок-концерт. На этот раз я ходила на концерт группы "Ария". 35-летие, которое из-за ковида отмечалось на год позже. И то с тремя (или четырьмя?) переносами. Рассчитывала пойти в июне. Но попала в очередной перенос. Слава богу, что только в один. Кто-то ждал аж с прошлого года.
Но я отвлеклась. В день концерта пошел дождь. Итак погода была не на высоте: холодрыга, ветер, тучи... А тут ещё и дождь... Потому я оделась теплее обычного: возвращаться придётся ночью. А ночью обещали всего +3... Словом, холодно.
На выходе из подъезда меня дождик немного намочил - очки были в потёках. НО! Как только я прошла несколько шагов - выглянуло солнце (на одной половине неба), и я увидела радугу. Двойную.
Ну и как к этому относиться? Считается, если вы видите радугу - надо загадать желание. А если двойную радугу - то ого исполнится обязательно. Я загадала. Что - не скажу.
В дороге не было ничего необычного: автобус, метро... Единственное, что удивило, это большие перегоны от Крылатской через Строгино до конечного пункта моего следования - Мякинино. Правда, сначала поезд шёл до Молодёжной и пришлось ждать следующего, но это мелочи...
И вот я на Мякинино. Я не знаю, как люди выходят из метро в город, поскольку я вышла прямиком в Крокус. Оказывается, комплекс - это огромная крытая площадь. И развлекательная (концерты, показы), и торговая ("Крокус сити-молл"), и что-то для детей. Изнутри мне показалось, что это целый крытый город в городе. И причём город немаленький. Но исследовать это всё у меня не было намерения: я приехала не за этим. Хоть видела такое в первый раз и было бы интересно походить по этому комплексу. Но об этом я подумаю в другой раз. Словом, поскольку я сюда приехала с определённой целью, то не стала заморачиваться подобными вопросами. Когда мне будет надо шляться по Красногорску из метро - буду искать выход целенаправленно. Пока я ждала иного.
Прибыла на место я за полтора часа до начала: надо же было исследовать незнакомое место. Из метро я добиралась по крытой галерее. Вход встретил масками на входе и толпой внутри. Не так, чтобы огромной: ковид, всё-таки, поломал планы многим. И группе, и устроителям, и "Крокусу", и зрителям: в интернете были истерические сообщения даже за час-два до концерта о том, что есть билет, потому что кто-то не успевает-не может пойти. Маски, кстати, были бесплатны. А перчаток никто не требовал. Народ ходил, стоял, создавал очереди. У редких лотков с атрибутикой кучковались фанаты. У эскалаторов в гардеробной коробейники предлагали фотографии и мелочи с автографами участников "Арии". Я не сподвиглась: вся моя наличка - это 200 рублей, оставшихся от стрижки. Остальное - на картах. А заморачиваться переводами вряд ли бы кто стал: моя основная карта - не Сбер. Словом, не случилось. К тому же, я бы хотела получить автограф лично. Хоть из очереди при автограф-сессии. Мне не принципиально. Я не собираюсь лезть ни к кому вод ноги с желанием отметиться перед знаменитостями. И хоть внутри и было много людей - заблудиться было сложно. Мне, по крайней мере. Сдав в гардеробной куртку (как я сказала, на улице итак было холодно, а, возвращаясь ночью, я рисковала подхватить пневмонию), я походила вокруг этого... блин, и как это назвать? Пространство, повторюсь, было огромное, окружённое стеклянными стенами. Так что, света было предостаточно. Что дневного, что электрического.
За 40 минут до начала стали запускать в зал. Мой балкон аж на третьем этаже и моё место я нашла довольно быстро. Разочаровало, что я сидела аккурат позади прожекторов: они загораживали половину сцены. Но тут уж никуда не денешься: когда я покупала билеты, это были единственные по центру из оставшихся. Партер и танцевальный партер улетели ещё год назад. Народ произвёл впечатление какого-то квёлого: как будто не на долгожданный концерт любимой группы пришли, а повинность отбывают. Хоть и приятную. Оставалось надеяться, что "арийские" ребята их расшевелят. Было бы за них обидно: столько ждать, столько готовиться, ещё больше выложиться - и на выходе получить сонный зал.
В ушах ,что удивительно, играла как раз "Ария" - не подгадывала. Как в апреле перед концертом Валерия Александровича у меня в плеере играл он.
Люди шлялись по рядам, фотографировались, уходили-приходили, болтали по телефону и сидели в соцсетях.
Без двух минут восемь зал (преимущественно галёрка) стал их вызывать. На сцене на заднем плане периодически справа маячил одинокий фонарь.
Пять минут - концерта ещё не было. Аплодисменты, крики "Ария".
Сцена оформлением как-то не впечатлила. Поначалу. Может, в процессе... Зал был заполнен не весь - где-то на три пятых. В танцевальном партере по обе стороны от сцены люди стояли спокойно: ни криков, ни флаеров, ни выяснения отношений, ни просто разборок, ни атрибутики. Приличные люди. Хоть все 2 часа и придётся стоять.
15 минут. Концерта ещё нет. Крики настойчивее, аплодисменты быстро начинаются и быстро затухают. В колонках что-то гикнуло - на секунду заложило уши. Но... фальстарт.
20 минут. Начал гаснуть свет. Снова аплодисменты. Но...
25 минут. Свет гаснет полностью. Остаются одни фонари, которые впереди меня освещают сцену. После "Iron Maden", "Manovar" и некоторых других групп, которых в динамиках из-за гула было плохо слышно, групп, которых в "Арии" любят (мне, кстати, они тоже нравятся), звучит чистый детский голос Робертино Лоретти "O sole mio", нежная музыка и... с места в карьер - басы в тело, музыка в душу - "На службе силы зла"! Зал взорвался. Так долго ждали и такое феерическое начало!
"На службе силы зла", "Битва" - почти без перерыва! Я не могла даже поменять камеру на телефон, чтобы снять с обоих гаджетов. Чтобы не мешать задним рядам, я во весь свой невеликий рост вышла снимать в проход. И одного не пойму: в самом начале концерта в течение 3-4 песен народ шлялся по проходу в обе стороны (потому у меня камера "летает", дрожит и дёргается, "улетает хз куда в сторону и "падает" вниз, да ещё бошки впереди стоящих у прожекторов мешаются, и чтобы они не попадали в кадр, приходилось менять фокус). Вот зачем надо было гулять по залу? Опоздали - понятно: прошёл и сел. Но ври этом невежливо толкать под руку снимающего. Но обратно идти-то зачем? Какого ляда приходить и через 5-10 минут уходить? Да и потом весь концерт народ ходил туда-сюда. Это на балконе. Я ни разу не села в кресло, чтобы ракурс без рук и голов поймать. Мне это тем более сложно, что приходилось при моём мелком росте держать камеру на вытянутых руках - руки уставали. Да, вот так. Во мне метр пятьдесят два росту, и меня на своём пути в упор не видят. Потому, чтобы меня не затоптали, приходится бить на уровне моих глаз. Хоть я и малявка, но это не значит, что буду терпеть отношение к себе как к пыли под ногами. Счастливцы в партере. особенно танцевальном: могли исполнителей не только в близи видеть, но и почти дотронуться. Не то, чтобы я хотела лизать ботинки участников группы, но сам факт...
Артур Беркут был в своём репертуаре: как чёртик из табакерки выскочил на одном из куплетов "Битвы" в комбинезоне химзащиты с компашкой из двух "антисептиков".
Даже сбил Мишу с толку: то ли там они микрофон не поделили с Владимиром Холстининым, то ли еще что - но "съели" начало куплета. Забавно вышло. Не знаю, что там со звуком было, может, потому что он шёл от меня совсем сзади, но мне показалось, что под конец песни появилась какая-то фальшь. Даже соло Владимира Холстинина начало как-то фальшивить.
"Здесь куют металл" тоже забавно началась: то ли незапланированно долгое вступление было, то ли Миша текст забыл, то ли с микрофоном проблемы были,но, вроде как, начал петь, а потом - не-а. И по-новой продолжилось. Но ерунда - все спелось, как надо.
"Герой асфальта". Смена костюмов и слегка фальшивящее начало. Как мне снова показалось. Приглашённый Сергей Маврин, несмотря на дуэты с каждым из гитаристов, выглядел закрытым человеком. Ни прыжков, ни вскидывания гитар, ни "огненного хаера", которым развлекал публику Миша, взяв в пример, наверно, Алексея Харькова.
Просто потрясающее исполнение и гениальные соло. Дуэты с другими гитаристами группы по отдельности и вместе - ну просто класс!
Снова смена костюмов. Миша нарочито спокойно поднимается на "палубу" (где "колдует" Максим Удалов) и надевает камзол, а на платок на голову - треуголку. И всё - не прерывая песни. Как мне думается, она была самой длинной на протяжении всего концерта.
Быстрая смена декораций (на переднем плане рулевое колесо шхуны) и - "Проклятье морей".
Смена декораций под странноватую музыку - и "Колизей". Миша в латах, группа под девизом гладиаторов: "Morituri te salutant" - "Идущие на смерть приветствуют тебя". Если вспомнить первый клип "Колизея", который был после раскола группы, намёк весьма прозрачный. Впрочем, песня как раз о гладиаторах - гладиаторе.
Снова смена декораций - "Крещенье огнём". Миша в белой рубахе с факелом в руке. На заднем плане - деревянные идолы. Маленькое представление из глубокой песни.
Смена декораций (трёхлуковичная церковь на заднем плане) - и "Баллада о древнерусском воине". Миша очень старался. Но высокие ноты Валерия Александровича ему совсем не дались: на пол-октавы ниже спел.
Дальше - небольшая передышка. Для акустики. "Плыть в серебре" - трогательная фантастическая песня.
Забавно, что такую нежную и философскую песню группа пела, сидя на пиратских бочках. Вроде, космос - и пираты. Но...
Дальше - снова лирика из старого: "Осколок льда". Зал пел вместе с группой. Я пела тоже. Слава богу ,что на записи не слышно мой голос - у меня его нет.
Лирика продолжилась: "Потерянный рай" с Сергеем Терентьевым. Теря был с сивой бородой. Сивой, как у Шона Коннери. Зачем?
Но могучий гигант с гитарой как с игрушкой в руках играл потрясающе!
Владимир Холстинин част песни отходил на свое место - правую часть сцены, оставляя остальных в центре. У меня мелькнула мысль: может, какие опять нелады в группе, что Холст себя отдельно позиционирует? Надеюсь, нет.
Окончание песни напоминало шуточную дуэль гитаристов. Забавно.
А дальше - Артур Беркут на синтезаторе. Его "Там, высоко" проникновенная и глубокая песня, по моему мнению, не дотягивала до душевного исполнения Валерия Александровича: всё-таки, Артур больше шоу-мен, чем лирик-трагик.
Начало позабавило: видимо, у Артура выпал микрофон. И после первых аккордов он его поставил на место.
Очень заметно, что ему нравятся овации - он в них прямо купается. И такую серьёзную песню готов превратить в шутовское представление. Такой вот человек...
Следующая песня "Кровь за кровь". Красная сцена, Миша грубой тунике, прозрачные декорации, изображающие легионеров.
Долгое соло Сергея Маврина было в несколько необычном исполнении. Мне нравится старый вариант. Но тут уж не поспоришь. Его (соло) подхватил Владимир Холстинин.
Скрипы, стуки, скрежет - не знаю, может, так было задумано. И - "Палач". Миша в длинном балахоне с капюшоном и жуткой красной маске палача. Большой меч рядом. Антураж соблюдён.
Ближе к последней трети песни сверху спускается ферма - металлическая конструкция, изображающая крест с острым нижним концом. Не переставая петь, Мишу привязывают страховкой к конструкции.
Великолепное соло - и Миша отрывается от земли. Вместе с крестом.
Петь и висеть над сценой - это сильно. Миша бесстрашный, молодец. Однако высокие ноты Валерия Александровича в этот раз даже не стал пытаться брать.
"Антихрист". Миша всё ещё на высоте. Крест медленно опускается. Миша поёт. Я в шоке.
На этой песне у меня отрубилась камера. Поэтому остальную часть концерта я снимала на телефон. Лучше это получилось или хуже - не знаю.
МАМАДАРАГАЯ... Он в цирковом не учился? Неужели не было страха высоты? Просто висеть - и то страшно (мне, по крайней мере: я на застеклённый балкон выходила, как на озеро, покрытое тонким слоем льда - всё боялась, что обвалится, да и высоко - жутковато), а уж кувыркаться на верхотуре! Пусть и со страховкой! Шоу. Но какое!
Дальше соло. Во время которого, как мне кажется, Миша приходил в себя. Всё же он не гимнаст профессиональный... Великолепно!
Дальше - прозрачные декорации храма. Скрипач на сцене, "Каприз" Паганини - "Игра с огнём".
Соло Владимира Холстинина. Прозрачная декорация с образом Паганини. Скрипач, который играл с Холстом...
Неоднозначная трактовка. И уж точно я такую слышу в первый раз. А меряющаяся декорация на краснолицего чёрта с рогами - улыбнула. В интернете какие-то умники углядели в лице чёрта Валерия Александровича. Надеюсь, это не так. ВА хоть и дипломат и весьма покладистый человек, но вряд ли бы одобрил такую трактовку своей личности.
Соло. Сначала Сергей Попов. Потом к нему присоединился Владимир Холстинин. Ну и третьим был - скрипач.
Здорово вышло. Не симфонический, конечно, оркестр, но тоже потрясающе.
Концовку песни за сатану пел Артур Беркут в чёрном плаще. На фоне трех красных жутких чертей. Миша в чёрной рубашке рядом с ним смотрелся замечательно.
"Тореро". Красный платок, бык на декорациях, матадор в центре. И соло. Всегдашнее потрясающее соло.
И сразу без перерыва - "Штиль". Песня, которую так любят исполнять западные исполнители (я про Удо Диркшнайдера и Тилля Линдеманна: первый спел дуэтом, второй перепел на русском с жутким акцентом в своём стиле индастриал-металл).
И снова соло. Дуэт. Песни "Арии" без сольного проигрыша - не песни вовсе. Как же это замечательно звучит!
И вот, вроде бы и конец: заминка, тишина, пустая сцена.
Вышел Михаил, представил участников группы - и... И многозначительный "Замкнутый круг" - неоднозначная песня с намёком.
Обычно в последнее время "Ария" этой песней закрывала концерт.
У "Арии" даже барабаны солируют. Или дуэтом с бас-гитарой исполняют.
"Что дальше будет - неизвестно..."
Вроде - всё? Но нет. Концерт юбилейный. Приглашённые гости не просто так приглашены. "Улица роз" - вышли и Сергей Терентьев, и Сергей Маврин.
У могучего Сергея Терентьева сзади отскочил провод (в нервах забыла, как эта штука называется). Шустрый мальчик из-за кулис вприсядку гопником подскочил, подправил. Теря даже ничего не понял, как мне показалось. Забавно. Но я могу ошибаться. Как во времена ранней "Арии" - потряс хаером. У Сергея Терентьева, перенявшего эстафету Миши, кстати, волосы отросли и развеваются не хуче, чем у Алексея Харькова.
На третьем куплете снова как чёртик, выскочил Артур Беркут. Ну что поделаешь - человек с натурой клоуна, шоу-мена и просто постоянного комика на сцене.
Снова соло Сергея Маврина. Неподражаемо!
 Ну вот теперь точно всё. Хаер Тери на заднем плане как точка в концерте.
Хор мальчиков из "Мании величия" и органное исполнение - просто изюминка на торте.
Вообще на концерте приятно удивил Михаил Житняков: по сравнению с началом своих выступлений в "Арии" он вырос. Это моё личное мнение. Из мальчика среди взрослых опытных дяденек он потихоньку становится просто молодым членом группы. Голос, несомненно, у него есть. Даже при том странноватом звуке "Крокуса" было слышно, что это не просто парень с улицы. Постепенно Мишаотходит о пластики и любимых жестов Валерия Александровича. Но всё равно забавно выглядит на сцене: когда ты улыбака-хаски, трудно стараться выглядеть суровым доберманом. Миша как щеночек пытается выглядеть матёрым волком. Так трогательно. Может, брутальность "арийцев" к нему придёт с возрастом. А может в силу характера не придёт никогда. Надеюсь, Миша не заездит свой, пусть не кипеловский, но по своему прекрасный житняковский - голос, как заездила его Пугачёва, которая уже лет 20 с гаком не поёт, а говорит и шепчет. Хоть буду скорбеть об уходе Валерия Александровича (я влюбилась в группу в том числе и из-за него), но Миша хоть немного утешает тем, что есть.
А в самом конце - фейерверк из шампанского, который мало кто заметил: люди уже стали расходиться. ПОзабавило, особенно, если учесть, что группа, скорее всего, полила себе ноги. Сергей Терентьев никак не мог сфонтанировать. Видимо, от огорчения и приложился к бутылке пару раз. А и правильно: концерт окончен - можно расслабиться. Но я бы предпочла пиво...
Повезло танцевальному партеру, особенно первым рядам: уж не знаю, что летело от исполнителей в публику, но мне бы было любопытно это хотя бы узнать, если не получить из их личных рук.
Финальное фото - спиной к залу. И... До новых встреч!
В интернете нашлись любители считать блох на собаке: и Маврин лажал, и Миша фальшивил, и Беркут кривлялся, и свет не светел, и тьма не тёмная. И ЧТО??? Мать вашу! Огрехов нет только у попсни. ПОТОМУ ЧТО ПОЮТ ПОД ВЫЛИЗАННУЮ ОТРЕДАКТИРОВАННУЮ, ОТШЛИФОВАННУЮ ФАНЕРУ ЧУЖИМИ ОБРАБОТАННЫМИ ГОЛОСАМИ, ИГРАЮТ НЕ САМИ, А ЗАПИСЬ С АРАНЖИРОВКОЙ. И нафига это НА КОНЦЕРТЕ? Звук и картинки я дома в интернете посмотрю. А на концерт я прихожу за ЖИВЫМ исполнением ЖИВЫМИ людьми, ВЖИВУЮ обменяться энергией и эмоциями. И накладки как раз и доказывают, что я не зря потратила свои моральные силы (ну и деньги, разумеется) и время. И действительно насладилась таким... трудно назвать чем. Обмен энергией как-то слишком пресно и банально сказать. Это Феерично, нереально, это космос!Кстати ,в этом плане зал разочаровал: сидели зажатые, как на партсобрании в райкоме. Нет, орать, перекрывая группу, не надо. Но чтобы совсем деревянными... В основном, как я слышала, отрывался партер. Хоть и полупьяный. Жаль, я не там была: не успела взять билеты. Оставался только балкон. Но хоть так...
На выходе из зала снова, как и в самом начале видела поклонников "Арии" самых разных людей: молодые, старые, даже дети, толстые, тонкие, солидные и не очень, женщины, девушки. Кто в футболках с логотипом (даже "Iron Maden" был - видела), кто с атрибутикой. Хорошо, что хорошую музыку слушают разные люди: значит народ ещё не совсем потерян. А то вездесущая Ольга Бэ создавала впечатление, что кроме неё, слушать вообще некого и незачем. И это было до ужаса печально.
Когда выходила из комплекса, в фойе столкнулась с Михаилом Бугаевым, автором цикла программ об "Арии" "Через все времена". Ещё он музыкант, не раз на одной сцене с "арийцами" пересекался. Материал в передаче подал душевно, аккуратно, со знанием дела. Вопросы умные, хорошие, без провокаций, намёков, "воды" и наездов на кого бы то ни было. Классная программа получилась. Я не стала пополнять толпу жаждущих сделать из него пляжного попугая: фанатов много - он один. Так, щёлкнула тихонько.
Домой на метро. А кажется, от Мякинино до моего Ясенево я бы пешком в припрыжку доскакала: столько энергии, столько радости, столько счастья! У себя уже я так и сделала: от метро Ясенево до дома по всему району протопала ночью. Полчаса по свежему воздуху. И как-то не особо и холодно было. Вы когда-нибудь ходили в полночь осенью по спальному району Москвы в одиночку? я только в родной Долгопе с электрички так ходила: 15 минут адреналина. Как-то никогда особо не боялась, дура. И сейчас - шла, и всё пофиг. Всех люблю, всем рада, готова даже пробежаться! У подъезда какие-то пятеро гопников (четверо почему-то в разнообразных шляпах, пятый в обычной гопниковской "презервативке") копались на переднем сидении машины. То ли приехали, то ли не могли уехать - не знаю, выяснять не стала. Резко замолчали, толпой на меня обернулись, проводили странными взглядами (ага, идёт старая идиотка ночью чуть не танцует, ещё и напевает что-то - точно, из дурки сбежала) и продолжили насиловать машину - лапать переднее сидение. А мне-то что? Я рада, счастлива и довольна. Ну вот какая, к чертям, религия? Любви и братству не она учит. Любви и братству объединяет ЭТО: КОНЦЕРТ ЛЮБИМОЙ ГРУППЫ.
Ну вот и дома. Сейчас допью остатки пива, выкурю сигаретку на балконе и... И что? Понятия не имею: сна ни в одном глазу. Наверно, буду редактировать то, что наснимала.
Ага, щазз: дочь закрыла дверь и оставила ключ в замке. Я поначалу не могла понять: никогда так не делали, ключ, вроде, входит, но не до конца. Что мешает - неясно. Потом до меня дошло. Пришлось будить дочь. Потом она уплыла спать, а я уснуть не могу. Балкон, пиво и сигареты лишь чуть притушили мою энергию. И вот пусть мне кто ещё свои рецепты счастья навяжет - мой прост: концерт вживую любимой рок-группы, кружка пива, сигарета и возможность петь во всё горло. Который, как оказалось, я сорвала. Удивительно как... И ещё более странно, что наутро он восстановился.
Короче, спать я легла в половине шестого. А в половине десятого меня разбудила кошка - копалась в своем лотке. И нормально я себя чувствовала. Только рука болела, в которой я держала камеру. Но это мелочи.
Теперь жду декабря: мой третий рок-концерт с Валерием Александровичем. Да будет так!