Русские дивы

Магда Кешишева
   Первая половина 20 столетия была гимном красоте и вкусу русской женщины. Воспетая поэтами Серебряного века, воспитанная в институтах благородных девиц Москвы и Петербурга, начитанная и образованная, знакомая с правилами хорошего тона и владевшая иностранными языками, часто - носительница звонкого аристократического имени - русская женщина той поры была настоящей воплощением того духа, который покорял служителей муз.

   Не случайно такие гении 20 века, как Пикассо, Дали, Матисс, Леже, Роллан, выбирали именно русских себе в жёны. Сильная и волевая, прошедшая сквозь жернова Первой мировой войны и ужасы революции, русская красавица той поры чаще всего вынуждена была избрать путь изгнанницы, чтобы не быть уничтоженной вместе со всей семьёй большевиками, боровшимися с классовым обществом.

   Около 10 миллионов русских всех сословий покинуло нашу страну после 1917 года, чтобы выжить. И с этим огромным потоком беженцев во Франции появились и русские женщины - красавицы. Жёны, дочери и сёстры тех, кому удалось получить долгожданную визу в начале 20 - х годов. Среди беженок было немало актрис, певиц и балерин. Дягилевские русские сезоны были огромным толчком интереса к русскому искусству вообще.

   Не только русский балет и опера, но и русское кабаре и даже немое кино с участием русских звёзд пользовались огромным успехом. Это была эпоха, когда блистали великие балерины Вера Каррали, Анна Павлова и Тамара Красавина, певицы Мария Кузнецова и Лидия Липковская.

   Немое кино было благодатнейшей почвой для сублимации русской красоты. Царица немого кино, Вера Холодная, проложила дорогу многим другим актрисам, ставшим звёздами на ведущих киностудиях мира - в Голливуде и в Европе. Среди них - актрисы Алла Назимова, Ольга Бакланова, Анна Стен, Наталья Кованько, Вера Малиновская, Нина Ванна, Ольга Беляева, Ксения Десни. Последняя блистала не только своей красотой, но несомненным дарованием, судя по сохранившимся фильмам.

   После Первой мировой войны модный бизнес Парижа тоже расправил крылья. Дома Мод  нуждались в манекенщицах для показа моделей. Русские красавицы в 1920-е годы ценились белизной кожи, голубизной глаз, высокими скулами и ... тёмными волосами. Особенно заметна была тогда красота княгини Мии Оболенской, Мэри Эристави, Теи Бобриковой и графини Елизаветы Граббе. А мода на блондинок пришла только после 1929 года, когда востребованной стала красота княжны Наталии Палей, Людмилы Федосеевой, Лидии Ротванд и виконтессы Жени де Кастекс.

  В каждом парижском доме моды работали русские девушки. Количество русских манекенщиц на парижском рынке к 1930 году составило около 30%. Профессия манекенщиц предполагала, помимо демонстрации одежды, рассказ клиентам - на нескольких языках - о модели, которую они показывали. Русские манекенщицы сделали эту профессию престижной. Никогда до этого княжны, графини и баронессы не показывали мод.

   О русских красавицах с ностальгией и гордостью писал парижский журнал "Иллюстрированная Россия" 22 января 1932 года:
  - И вот в этот город - мир греха прежних поколений - робкой поступью вошла русская эмигрантка. В своё время её мать и бабушка одевались у Ворта, Пуаре и Бешофф - Давад, а эта юная русская женщина только что вырвалась из ада революции и гражданской войны!
   Ещё недавно служила она сестрой милосердия на фронте у Деникина и в английских госпиталях в Константинополе. Она вошла в столицу женской элегантности и постучалась в двери роскошного "Maison de haute couture." Массивные двери перед ней открылись, и она покорила все сердца.

   Это было естественно и закономерно, ибо красота не может оставить равнодушным ни одно, даже самое чёрствое, сердце.

   P.S. На фото - великая Анна Павлова