Лёгкость исполнения мечты

Работник Неба
- Алло, это «Служба исполнения мечты»?
- Да-а, - раздался в телефоне  звучный девический голос.
- Сегодня вечером я мечтаю о пицце 4 дюйма с сыром и ананасами.
- Э-э… Простите, у нас нет.
- Ну, тогда пиццу с пепперони или базиликом.
- Девушка, Вы не поняли: мы вообще не занимаемся доставкой продуктов!
- Но ведь у вас на логотипе пицца нарисована!
- Это не пицца, это земной шар, усеянный цветами.
- Правда? Ну и полиграфия на этой листовке! А чем же вы занимаетесь?
- А Вы о нас раньше не слышали?
- Ни разу. Вы, наверно, недавно открылись?
- Наша компания на рынке уже пять лет. Откуда Вы узнали о нас?
- Мне листовку всучи… дали в торговом центре.
- И при этом не объяснили, кто мы?
- Нет…
- Понятно, значит, необходимо провести подробный инструктаж среди наших промоутеров.
- А всё-таки, если не секрет, что вы делаете?
- Как видите, концепция нашей фирмы отражена в её названии. Мы помогаем людям стать ближе к их мечте.
- Вы благотворительный фонд? Так бы сразу и сказали!
- Ошибаетесь: мы предоставляем платные услуги.
- Турагентство? Как раз и земной шар на логотипе очень в тему…
- Да, наши услуги могут быть связаны с путешествиями, но только косвенно.
- Значит, вы организовываете праздники?
- Давайте не будем играть в «угадайку». Наша служба не имеет аналогов.
- Так я не поняла, какие услуги-то?
- Концептуальные.
- Какие-какие?
- Концептуальные! Я готова потратить своё время, чтобы объяснить Вам, если Вы готовы внимательно слушать. У нашей компании есть концепт. Короче, у человека могут быть материальные мечты. Осуществить их проще пареной репы: грубо говоря, если человек хочет мотоцикл, он может купить его себе, ну, я не знаю, кредит там взять… А бывают мечты, так сказать, концептуального характера, с ними уже сложнее. Как раз они-то чаще всего бывают несбыточными. Например, мечтает кто-то стать великим оперным певцом, а бог ему голоса не дал, или, например, хочет подняться на Эверест, а ему здоровье не позволяет по горам лазить…
- Значит, вы поднимете инвалида на высочайшую вершину мира за плату? Тогда это, должно быть, сервис только для очень богатых людей, и странно наткнуться на его рекламу в обыкновенном торговом центре…
- Ещё раз говорю,  физически мы никого никуда не поднимаем. Всё дело в концепте. Что самое важное для современного человека? Убеждение, что он чего-то стоит, и возможность продемонстрировать другим, как он счастлив. Именно это мы ему и даём. Но для этого на Эверест лазить никому не надо… Ну, как получше бы объяснить… Ну, допустим, если  есть человек, который мечтает быть великим оперным певцом, а голос слабоват. У нас он может вызвать на дом специальных  людей, которые будут говорить ему, какой он замечательный певец, расточать хвалы там, может, цветы подарят или автограф возьмут… Мы всё это прописываем в договоре на оказание услуг… Или, допустим, неудачник, у которого что-то важное не заладилось, может заказать, чтоб ему говорили,  что у него на самом деле всё получилось и он классный… Вон, в истёкшем месяце у нас был  один заказ: научный сотрудник, которому на его кафедре запороли диссертацию,  которую он писал много лет, вызвал двоих, которые разбираются в его теме (ну, у нас студенты подрабатывают иногда), и они весь вечер говорили ему, какой он гениальный учёный. Потом они вернулись на работу и рассказывают: мужик, мол, действительно, оказался туповатый и неповоротливый,  - но каким светом сияли его глаза, когда он слушал их! Он ведь, бедняга, и сам в глубине души явно понимал, что при его средненьких способностях хорошей диссертации ему нипочём не написать, - но ему ведь так хотелось от кого-нибудь услышать, что он не тупой! Или вот с тем же Эверестом…  Если вдруг инвалиду захочется оказаться на Эвересте, то ему и трудиться необязательно – наш дизайнер в два счёта сфотошопит такую фотографию, на которой он будет  стоять на самой вершине, гордо помахивая флагом. А ту фотографию клиент потом покажет друзьям,  вывесит в соцсетях, и все будут восхищаться им, и от этого ему самому станет радостно. Мы дарим людям радость, понимаете?
- Дарите? За их же деньги?
- А что поделать, сейчас эпоха такая: не за деньги ничего не делается… А сами Вы не хотите  прибегнуть к нашим услугам? Например, если Вы с детства мечтали стать чемпионкой мира по фигурному катанию, за умеренную плату можно заказать наградной диплом, во всём похожий на настоящий, и фотосессию на льду с кубком в руках…
- Знаете, я лучше сама потренируюсь.
- Это долго и трудно, и неизвестно, каков будет результат.
- Зато если приложить собственные усилия, победа будет приятнее.
- Ну, знаете, это редкость, чтоб кто-то хотел прикладывать усилия.  Обычно все хотят, чтоб им сразу без хлопот был отличный результат.  И даже готовы платить немалые суммы тем, кто избавит их от этих хлопот и поднесёт результат на блюдечке…
- Так в том-то и дело: вы предлагаете не результат, а суррогат! Если вы даже дадите безголосому человеку удостоверение о том, что он талантливый певец, посредственному научному работнику – справку о том, что он гениальный учёный, а инвалиду-колясочнику – изображение в «Фотошопе», где он стоит на вершине горы, - вы не приблизите их к  настоящему осуществлению их мечты. Даже после вашей услуги они останутся тем, кем были, то есть, человеком не поющим, человеком, не совершавшим настоящих научных открытий, и человеком, никогда не ощущавшим своей кожей высокогорного ветра. Даже если специально обученные люди будут расточать дифирамбы их якобы успехам, даже если у них будет куча бумаг и фотографий, - всё равно у них не будет самого главного:  воспоминания о том, как они сами шли к этой мечте.
- Вы, что ли, про эту… радость борьбы?
- И про неё тоже. Но в первую очередь я хочу сказать: вы дарите людям не мечту, а самую натуральную ложь. Вот у нас в подземном переходе лет эдак –цать назад торговали фальшивыми вузовскими дипломами, но там и продавец, и покупатель хотя бы знали, что за ними не стоит никаких реальных знаний…
- Ну, Вы сейчас рассуждаете прямо как моя бабушка!  А у Вас голос такой молодой; простите за невежливый вопрос, а сколько Вам лет? Сейчас такие мнения не в ходу.  Кстати, она про радость борьбы тоже говорила!
- Даже если оставить в покое борьбу, всё равно, если у меня будет поддельный сертификат и фейковая фотосессия, будто я – выдающаяся спортсменка, у меня самой от этого спортивной подготовки не прибавится, и если мне в реальной жизни придётся где-нибудь  кататься на коньках, я всё равно даже после этой вашей услуги не перестану выглядеть как мешок с сеном. И я думаю, ваши клиенты не настолько глупы или легковерны, что сами не чувствуют этого. Так что, если разобраться, вы продаёте людям вовсе не радость, а грусть от осознания собственного несовершенства, потому что после этих ваших услуг они острее чувствуют,  как сильно им не хватает способностей или возможностей приблизиться к своей мечте по-настоящему. По совести, ваша компания продаёт людям  депрессию и комплекс неполноценности! Это на самом деле страшная вещь. Удивительно, почему никто до сих пор не пожаловался на вашу деятельность.

Девушка, до этого момента словоохотливая, замолчала. В телефоне раздавалось сбивчивое дыхание, усиленное  шуршащим динамиком микрофона. Я приготовилась к тому, что сейчас она бросит трубку, - но она, немного помолчав, ответила, - но уже не бойким тоном сотрудника большой фирмы, облёкшегося в лощёную броню  корпоративных правил, - а  тоном растерянного индивидуума, который обречён ради прокорма отдавать всего себя  неинтересной работе и изработался настолько, что у него нет ни времени, ни сил, ни (уже) никакого желания осмысливать для себя основополагающие экзистенциальные вопросы. Сейчас в её голосе даже проступил лёгкий провинциальный говорок:
- А ведь точно, - проговорила девушка. – Тот научный работник ведь потом на нашем сайте отзыв оставил! Негативный. Типа: всё у вас поставлено хорошо, и сотрудники стараются, а потом радости почему-то никакой, даже коломитно стало на следующий день.

Голос девушки звучал настолько беззащитно, что, хотя я и одержала верх в этой спонтанной дискуссии по телефону, мне вовсе не хотелось торжествовать победу. Вновь недобро набрякло молчание… Не придумав ничего лучше, я спросила:
- А вот у Вас лично есть такая несбыточная мечта?

Послышался вздох, в котором читались: работа в недружном коллективе, жизнь в кромешном районе с неудобным транспортом, долги по ипотеке, неоправданные амбиции родни, скука и страх обыденной жизни – и бесконечные каждодневные уроки безнадёги и беспомощности. Потом она призналась:
- Да, такая мечта у меня БЫЛА. Я мечтала, чтоб во всём мире все говорили только правду.

Мне захотелось защитить невидимую собеседницу, предложить ей выход:
- А переходите работать к нам в издательство! Мы сейчас как раз запускаем серию сказок…
- Вы считаете, что на этом месте я получила такой большой опыт работы с тем, чего в реальности не бывает? – в голосе ощущалась слабая улыбка: словно на ненастном небосклоне наконец развиднелось.
- Нет, пожалуй, как раз наоборот; наверно, это больше связано с Вашей детской мечтой. Хорошая литературная сказка всегда стоит близко к правде.

7 мая 2021, Москва