Разбор песни А. Пугачёвой В родном краю

Вячеслав Дорошин
Творчество примадонны советской / российской эстрады знакомо-перезнакомо практически всем. Море хитов (если не океан) сделали из этой женщины (которая поёт) живую легенду во плоти. Несомненно, сыграл на руку и выдающийся (ну, что поделать, если он выдаётся) талант – как вокальный, так и композиторский. Да-да, она тоже является автором кое-каких своих песен (надеюсь, для вас это не секрет?).

Но, как правило, у любого исполнителя, и даже такой величины, как Алла Борисовна, есть менее удачные, а бывает что, и малоизвестные творческие опусы. Ну, не может такого быть, чтобы всё, что выпестывает из себя певческая натура, становилось тут же неоспоримо гениальным. Взлёты – паденья, паденья – взлёты. Зашло – не зашло. Пипл схавал – пипл выплюнул. Вполне обычное дело.

Также известны и частые эксперименты Пугачёвой с перевоплощениями образов. Все мы помним и её строгий классический подход в «Мне нравится, что я больна не вами», и её шутовское лицедейство с неловкими ужимками  в «Арлекино», и николаевские румяно-пышные домохозяйские зарисовки, и молодёжно-роковый надрыв в кузьмино-динамичном стиле, и угарный вульгаризм челобановского закидона (а-ля «да отвали ты!»), и ваниль киркоровского периода и так далее – до упора в галкинскую кущу.

И везде, надо признаться, несравненная Алла (Борисовна) преуспевала. Талантище! Столпина! Мощь!

Её можно любить, можно ненавидеть, но остаться равнодушным к тому, что она делает просто невозможно.


Но вот сегодня мне хотелось бы остановиться на её малоизвестной работе образца стыка 1987-88 годов, песне, затерявшейся в анналах разноцветных опусов различных исполнителей, пропагандирующих мир во всём мире и борьбу за справедливость.

Появившейся на подъёме социально-протестной волны, которую с одной стороны нагоняли наши известные рокеры, вышедшие из запрещённого подполья («Алиса», «ДДТ», конечно же, «Кино», но в меньшей степени, ибо Цой открещивался от «политивизма» в своём творчестве, а также прочие подобные коллективы), а с другой – менее рокерской стороны, где-то приглаженной, где-то рьяной попытки высказаться на злободневные темы – от слащавой «Машины» до нервозной плакатной «тальковщины» (были и более «плакатные» кадры среди исполнителей, так что это ещё далеко не дно – вспомните смешные социальные опусы кельмивского «Рок-Ателье» под «фанеру» Вадика Усланова, к моменту выхода винила, уже покинувшего коллектив славных «ухарей-портняжек»):

«Мы знаем, что можно на месте бежать,
Можно прожить на коленях
И наших знаний хватит на семь,
А может на сто поколений».


(Что за смысловой разброс такой, пропасть между числительными  – где семь, а где сто? Ещё и под сомнение поставлено: «а может». Из серии: объять необъятное)


Опусы (некоторые, не все), сдобренные такой же нелепой аннотацией, где утверждается, что «и здесь в гармоническом ладу музыка, текст, аранжировка. Ведь одно фальшивое слово, нота, или «не тот» инструмент способны загубить тонкую материю сочинения». Смешно. То есть слушателей уже изначально поставили перед фактической формулировкой, что всё на данном диске – «заебитлз». А на самом деле – притянутая за уши соцпафосность недо-рокеров (особенно в текстах).

И вот здесь, разумеется, Алла тоже не осталась в стороне. Ну, катит фишка – надо лабать.

Песню эту, о которой веду речь, услышал не сразу, а несколькими годами позже. Попалась она мне на пластинке, купленной в палатке «Союзпечати». Первое разочарование было сразу же при передаче её мне в руки, так как я увидел, что на другой стороне она была записана с каким-то иностранным чуваком (имя и фамилию я прекрасно помню, но вам это не сделает погоды и тем более не осчастливит то, что вы тоже их узнаете, поэтому опустим, да и суть, в конце концов, не в нём), который на ломанном русском вначале записи своего блока песен жалостливо сетовал: «Привьет Алла! Щьто слючилась? Я зьваниль, но телефон твой мальчит. А писем ты не пишешь…». Думаю: что за бред?! Кстати, винил назывался символически – «Песни вместо писем». Ну и Пугачёва на стороне «Б» (прямо созданной для Борисовны) вторила ему с пафосным задором, поясняя своё молчание, что телефон у неё в очередной раз изменился и прочее «бла-бла-бла» на минуту-полторы. А далее – три мощных хита. Ну и вот этот – недохит, недошлягер, но финальный на данной крутящейся поверхности

В её творческом периоде того времени, надо сказать, можно выделить две вещички подобного плана: это песня «Гитара», авторства Руслана Горобца (Царствие ему небесное), отдавшего много лет, жизненных сил и нервов пугачёвскому «Рециталу» (однако, с вливанием в жизнь примы комика Галкина, музыкантов разогнали, как отработанный материал – гитарист Левшин до сих пор обидки кидает в различных телеэфирах) – песня, кстати, тоже далеко в народ не пошла, но сделана мастерски и до сих пор слушается гармонично…

Тут сделаем паузу.

Горобца (кстати, автора всенародно любимых «Аэропорта» и «Погоды в доме») в своё время спросили: почему за долгие годы работы с Пугачёвой он написал для неё всего лишь одну песню (хотя аранжировок сделал множество, начиная с середины 80-х). Выяснилось, что причиной послужила природная скромность Руслана – он не желал пользоваться так называемым положением и не был столь навязчив, как, к примеру, тот же Укупник, после «Сильной женщины» хвастливо заявивший, что заменил на композиторском поприще для Примадонны самого И. Николаева, чем изрядно посмешил, как саму публику, так и ту самую женщину – сильную и поющую. В последствии был отстранён от провозглашённой самим собою роли, и уже подбирался к Алле через Филю («Милая, милая, мииилая…»).

Снимаемся с паузы.

…и вторую – «В родном краю», написанную уже самой Пугачёвой (музыка и слова).

Вот о ней-то и хочется поговорить, ибо более странного, нескладного и противоречивого опуса в её творчестве я припомнить, знаете ли, не могу.

В РОДНОМ КРАЮ: https://www.youtube.com/watch?v=BJoyH9a9nBs

Как откровенно признавалась сама Примадонна в одном из своих многочисленных интервью, многие песни, (естественно, авторского посыла) она придумывала, находясь в той или иной степени «подшофе». Доподлинно неизвестна степень оного при сочинении текста «В родном краю», но предполагаю, что всё-таки выпивала. А потом, мягко говоря, в угаре «чудила». И начудила наша Алла, наша Борисовна, следующее:

«В родном краю стою я на краю,
Не пропасти, а новых горизонтов.
Я не боюсь ни новых слов, ни дел,
Боюсь я только зависти подонков.

О, как им хочется вернуть былые дни,
Когда святая правда задыхалась во лжи,
Скажите им и я скажу – пусть не надеются зря,
Пусть кто-то упадёт, другие встанут в ряд».

Далее следовал не менее выдающийся вокализ: «Ого-го-го, ого-го-гого…».
Предполагаю, что за место полноценного припева. А возможно как даже отсыл к её прежнему хиту – «Сто друзей» (там, если помните – а вы, конечно, помните – тоже много «гогокалось»).

Это я пока привёл первый куплет (их два, а потом ещё повтор первого – видимо, для закрепления поданного материала).

Ну, с рифмованием «горизонтов-подонков», – это уже к более продвинутым в стихосложении экспертам.

Стоять на краю новых горизонтов – очень символично, в духе того времени звучало: воля, простор, перспективы…. перестройка, гласность, новое «мЫшление». Правда, далее – развал страны, но тогда об этом ещё мало кто догадывался.

«Я не боюсь ни новых слов, ни дел» – я ж говорю, не женщина, а скала!
Но вот следом, даже она дрогнула: «Боюсь я только зависти подонков».

О каких подонках речь? И чему они могут позавидовать? Успеху? Славе? Бешеной популярности? Богатству (накопленному за долгие годы гастрольного «чёса» по стране)?

Вполне справедливо. Неравенство даже в те светлые и романтические годы ощущалось болезненно. Кому-то многое нельзя, непозволительно, а эти артисты (будь они неладны) в любую дверь вхожи, любой деликатес у них на столе. Как тут не позавидовать и даже не обзавидоваться?

Подонки, одним словом  (по мнению Аллы Борисовны).

Но вот далее начинается то, на чём, собственно, и забродил данный разбор – ПРОТИВОРЕЧИЕ. Первое.

«О, как им хочется вернуть былые дни,
Когда святая правда задыхалась во лжи».

И тут мы вдруг понимаем, что речь ведётся вовсе об иных подонках. Но тоже изрядно завистливых и отравляющих жизнь Королеве эстрады.

И правда задыхается (которая святая). А приврать хочется. Но, извините, колется.

Подонки упоминаются несколько обтекаемые (по образу и подобию), но можно предположить, что это персонажи старой формации. Тогда ещё, помнится, культ Сталина осуждали, брежневский застой, частенько спорили – выносить ли тело Ленина из мавзолея или оставить дальше гнить. Не те ли изгои имеются в виду, кто поддерживал прежние модели власти?

А Алла мыслила в духе времени – горбачёвскими горизонтами (пусть и на краю).

«Скажите им и я скажу – пусть не надеются зря» – второй неприятный момент: повелевание в приказном порядке. Но тут же осекается: мол, я с вами в этом замесе, народ мой, не ссы!

«Пусть кто-то упадёт, другие станут в ряд» – а вот тут уже какой-то цинизм.

Помнится, у незабвенного Цоя тоже что-то в этом духе было:

«Муравейник живёт,
Кто-то лапку сломал – не в счёт,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт – так помрёт».

Но у Вити как-то добрее звучало, с некоторой степенью житейской мудрости – он как бы возносился над бытиём в этих строках.

А тут, извините, по принципу – «Незаменимых у нас нет». Пофиг – упал, исдох, затоптали, далее пошли – через край, к новым горизонтам!
Don’t Stop, Cтадо!

Ну и припевное полирование общим хором: «Ого-го-го! Ого-го-гого!».

Далее следует второй куплет, где наша выдающаяся «Непримирила» нового (тогда ещё) времени вроде как спохватывается, включая нотку эмпатии:

«Конечно, трудно тем, кто впереди,
Ведь копья злобы всё ещё сильнее».

Так и хочется, душевно прослезившись, поблагодарить за некое сочувствие.
Но слёзы быстро высыхают, так как слышится следующее:

«Но ты иди! Иди вперёд, иди,
Ведь в правом деле места нет сомненьям».

Всё-таки толкает повелительно массы в самое пекло, в некую пропасть. Но сама не спешит, кстати. И вот это двуличие лирической героини – мол, я с вами, но за вами – меня ещё тогда покоробило.

«Иди вперёд, смотри вперёд», – наставляет далее наша доморощенная Военноначальница.

«Прости меня, народ, коль я на шаг отстану» – понимаете?
Вот именно. А причина данного отставания не указывается.
Это как в сегодняшнем дне: «Просьба отнестись с пониманием» (на увеличение пенсионного возраста, обнулённость несменяемого, переписывание Конституции и дальше в том же духе).

«Но верить в доброту и в разум ваш,
Как видно, никогда не перестану» – завершает свою героическую браваду посылающая людей на погибель. Вы, мол, идите, благословляю вас, скот. И верю в вас. Падайте, подыхайте, топчите друг дружку, но не в коем случае не останавливайтесь.

Мерзковато как-то становится на душе от подобной гражданской «лирики» госпожи Пугачёвой. Данный настрой масс известно к чему привёл в дальнейшем – ни к чему хорошему. Но вот такие «агитки» нет-нет да и проскакивали среди нашей пафосной богемы, зовущейся в народе «лицедеями», но живший далеко не по-халуйски.

И снова этот стадный вокализ: «Ого-го-го! Ого-го-гого!». От которого, поняв смысл спетого ранее, бросает в некое содрогание.

Не баба. И даже не зверь. Дьявол!
Ну, и её пафосная нетленка «В родном краю» – по смысловой нагрузке конъктурщина чистой воды. Слушаемая только благодаря отличной аранжировке и оседающему надолго в мозгу хитовому «ого-го-гоканью».
Мастерство, как говорится, не пропьёшь.

Хотя, надо заметить, финальное «ого-го-гоканье», которое явно там затянуто и нашпиговано к тому же ещё и маршированием под ударную установку, отдаёт явно каким-то нацистским культом. При ассоциативном ряде ещё и вытянутых вперёд правых рук не хватает. Жуть!

Вот так и заводят страну в дебри пафосной социальщиной всякого рода конъюктурщики от попсы. Уж лучше б лирику пела, гражданка Пэ, помня классический пример о рождённых ползать и их неудавшихся полётах…


(Разумеется, написано в иронично-стёбном стиле, а то ещё прицепите сюда старческое брюзжание, фантазёры).

_______________________


Выступление в 1991-м: https://www.youtube.com/watch?v=lOh1miadGgc

Под ту же «фанеру» работает и в 1999-м
(с пафосной манерной речью, которая, к примеру, у меня не вызывает доверия):
https://www.youtube.com/watch?v=uimNH-mB_us

ДЛЯ УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
«Песни вместо писем» (1988). Полный сплит-альбом:
https://www.youtube.com/watch?v=QDwL44IZmNc

                /5.IX.2021 г./

                * * *