Тайны Калининграда. Часть-1

Валерий Русаловский
                Рецензия
на книгу Андрея Кропоткина
“Герои штурма Кенигсберга”.


 ТАЙНЫ КАЛИНИНГРАДА
                Часть-1


                1. Предисловие.

Сколько больных тем в Отечестве нашем, но писать о них не всегда с руки, а ныне и вовсе опасно. Однако если не говорить об этом, то зло будет превалировать над добром и мы окажемся один на один с теми, кто аккумулирует эту чёрную энергию, разрушая наше сознание, а вместе с ним и память о прошлом. В противном случае “диктат” властей будет довлеть над общественным мнением и игнорировать инициативу снизу.

Вот об этом и хочется сказать с одной лишь целью, чтобы “взывания” к бессмертному подвигу народа не расходились с реальными делами самих чиновников, а память об этом была увековечена на века и бережно передана последующим поколениям россиян. Ведь это одна из скреп, на которых зиждется сама основа государственности.

Даже сегодня нам трудно понять, что же произошло в те огненные годы, какой подвиг совершил наш народ. Какие ошибки были допущены советским руководством в предвоенные и военные годы. Какова их цена, и какая ответственность лежит на этих людях. Увы, но власть у нас не принято судить, а больше только славить. Отсюда и вседозволенность, порождающая более изощрённые способы согрешений против собственных граждан.
                * * *
Ныне на полках книжных магазинов и киосков Калининграда на первом месте размещены фолианты о тайнах Кенигсберга, янтарной комнаты, истории немецких городов Кранца, Тельзита и других. Отсюда складывается впечатление, словно мы продолжаем жить в Восточной Пруссии, а не на русской земле, незыблемом форпосте России на западе.

Грешно, но это так. Хотя калининградцы уже давно стали дружной семьёй и сложили свою славную историю, а регион успешно развивается, привлекая к себе внимание не только россиян, но и зарубежный бизнес и туристов.

Таким образом, большой необходимости окунаться с головой в чужое прошлое и насыщаться прусским духом, явно нет. Другое дело, что за минувшие годы уже появились свои тайны и прежде всего они касаются героев, участников штурма Кенигсберга. Ведь именно память о павших озаряет нам дорогу в будущее и даёт право твёрдо стоять на этой земле. Об этом надо помнить и не забывать, что это уже наша новая история.

                2. О героях штурма Кенигсберга.

Глава городского округа Калининграда Андрей Кропоткин в городском Совете депутатов с 2016 года. К тому же он ещё и секретарь регионального отделения партии ”Единая Россия”. Такому человеку сам бог велел вести телепередачи об истории города и писать книги о героях штурма Кенигсберга. За это его ценят и уважают горожане, даже больше гордятся им. Ну, а те, в основном, сетуют на внутренних и внешних врагов – словно и вправду они уже всех одолели!?

Увесистые фолианты автора о Восточной Пруссии и советских героях в продаже буквально повсюду, только плати денежки и тебе раскроются все тайны минувшей эпохи. Однако, на мой взгляд, чиновнику такого масштаба стоило бы переквалифицироваться на публичные прогулки по городскому хозяйству, социальной сфере, экологии, качеству продуктов питания, жилищным проблемам и многому другому, за что он получает свою зарплату.

Телепередачи по истории города пусть ведут журналисты, историки, писатели и молодые учёные. Пусть они шлифуют свои знания, набираются опыта и мастерства, вот только надо оказывать им такую же поддержку и помощь как Андрею Михайловичу. Главное, чтобы это был не один человек, а несколько, с разными подходами к освещаемой теме, самородным талантом и личным обаянием. Конечно, они не должны быть перегружены чиновничьим влиянием, а также собственными или корпоративными интересами.
                * * *
Сейчас же речь пойдёт о другом, а именно об изданном к 75-й годовщине великой Победы бестселлеру, посвящённому 236-ти героям Советского Союза, принимавшим участие в Кенигсбергской операции. Не трудно догадаться, что автором этого издания был сам Андрей Кропоткин. Посильную помощь в подготовке материала ему оказывало 19 человек, в основном специалисты по музейному делу, военные и городские депутаты, а ещё художник и дизайнер. О такой “помочи” любой автор может только мечтать. Что же на самом деле получил читатель? Об этом будет показано буквально на нескольких эпизодах произведения.

В первую очередь книга была вручена как памятный знак ветеранам Великой Отечественной войны, передана в библиотеки, торговую сеть и опубликована в интернете, правда на неё поступил всего лишь один комментарий. Определённую толику радости испытал и я, в надежде увидеть “работу над ошибками” совершёнными советскими исследователями. Но увы все они были перенесены в новое издание, более того добавлены новые!?

Всё дело в том, что о героях штурма Кенигсберга ещё в предшествующие годы, было написано достаточно много книг, и они пока имеются в библиотеках города. Поэтому в большинстве своём автор просто черпал из них идеи, а порою и отдельные текстовки. На всю эту работу, как заявляет он сам, ушло целых четыре года. С одной стороны, срок немалый, а с другой, идти по проторённой дороге всегда проще, чем искать истину в лабиринтах кропотливых изысканий.

В этом потоке патриотических побуждений оказался и я, отдавая своё предпочтение в основном лётчикам штурмовой авиации. Ещё в 2012 году мною была написана повесть “Герои ушедшей страны“, а затем уже в 2014-м в продолжение самой идеи роман “Сильнее брони“. Кроме этого ещё литературный сценарий к художественному фильму по данному произведению. Наверное, поэтому его персонажи стали мне родными, и я готов защищать их честь, даже не смотря на то, что в живых уже никого не осталось.

Справка. Оба произведения находятся в свободном доступе на именной странице “Проза.ру”, а в “Контакте” только повесть и отдельные фрагменты романа. Это от того, что сама повесть писалась для учащейся молодёжи и подростков, поэтому в ней много разных картинок и фотографий. Секрет в том, что на “Прозе” их просто невозможно отождествить, поэтому и пришлось прибегнуть к другому сайту. Да ещё! В “Контакте” используя “иммерсивное средство чтения” произведение можно прослушать сидя в кресле.
                * * *
С этого места переходим к работе Андрея Кропоткина, а по сути его "объёмной" монографии. Данный формат книги с описанием геройских подвигов в большей степени приемлет строгие тона, соответствующие исторической эпохе. Здесь же вперемешку с текстом, яркими красками расписаны большие батальные сцены, что расточает взгляд и сами мысли.

Наверное, было бы лучше интерпретировать тексты чёрно-белыми фотографиями военной поры или в знак уважения к художнику разместить их отдельно от текстовок. Всё же они заслуживают большого внимания. Конечно это не более чем доброе пожелание автору на будущее, ведь главное здесь будет само содержание.

Теперь уже непосредственно о самих героях. В этих исследованиях, из 236-ти человек я взял  только одного Героя Советского Союза, гвардии майора Василия Козенкова, погибшего в бою над городом 7-го апреля 1945 года. А ещё 136-й гвардейский штурмовой авиаполк, в котором он служил. Это тоже будет всего один полк из 318-ти участвующих в штурме.

К сожалению, в описании подвигов и данных о герое допущено около 20-ти неточностей и искажений!? Для исследователя в такой важной и чувствительной теме это просто не допустимо. Поэтому рассмотрим всё по порядку в деталях со ссылками на реальные источники.

Несостоятельными, в первую очередь, являются заявления автора о том, что “23 марта 1945 года” эскадрилья, ведомая Козенковым, при бомбёжке аэродрома Меденау уничтожила 37 самолётов, а так же нанесла удар по подготовленным к эвакуации штабам противника. На самом же деле 136-й гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором служил Василий Георгиевич, в этот день “боевой работы не вёл в виду плохих метеоусловий”*.

Более того до этого дня и после него таких фактов в боевых донесениях полка и дивизии не значится. Ну и вообще уничтожить за один бой 37 самолётов противника это необычное геройство и везение достойное особого уважения. Кроме всего прочего это “событие фронтового значения,” за которое должно быть солидное вознаграждение, однако такой награды тоже не последовало.

Удивительным для писателя-исследователя является тот факт, что воинское звание героя им не называется или упоминается как «старший лейтенант» хотя в этот период он уже был гвардии капитаном, а на момент присвоения геройской награды - майором. Именно в этом воинском звании он и вошёл в нашу историю.

Следующее. Эскадрильями штурмовики не летали, а в основном ходили четвёрками, шестёрками и редко восьмёрками. Основная ударная группа, как правило, формировалась из шести экипажей, так как это было самое эффективное подразделение для боевой работы. В условиях активного противодействия зенитной артиллерии противника два экипажа выделялись для её подавления, а остальные наносили бомбоштурмовой удар.

Всё это к тому, что Василий Козенков не нуждался в мифах, так как считался одним из лучших лётчиков в полку. Еще, будучи лейтенантом, был назначен на должность командира эскадрильи. На момент гибели в 22 года уже имел семь боевых орденов, из них четыре Красного Знамени. Это даже без “Золотой звезды” полный геройский набор.

Тем не менее звание Герой Советского Союза получил только после третьего представления по списку Василевского, но уже “посмертно”. Вот такая горькая правда войны, которую мы почему-то пытаемся приукрасить либо  наоборот очернить!? Ведь вполне очевидно, что «именно она», всегда будет краше любого вымысла.

Говоря о наградах героя, важно было сосредоточить внимание на его первой награде, а ею был орден Красной Звезды, полученный Василием за оборону Сталинграда. Именно там сержант Козенков, будучи лётчиком ночного бомбардировщика “У-2”, только за первые 62 боевых вылета, сбросил на головы врагов более 13-ти тонн авиационных бомб. Однако в перечне наград героя она автором почему-то не упоминается хотя отчётливо видна на его фотографии, вставленной в текст.

Всего же до прихода в штурмовую авиацию Василием Георгиевичем было совершено 115 боевых вылетов на У-2 в Сталинграде и ещё 12 для обеспечения связи на Западном фронте. Будучи уже пилотом штурмовой авиации награды, он получал только “за успешные боевые вылеты”. Это надо обязательно запомнить, так как именно они станут разгадкой ещё одной тайны, а точнее ошибки совершённой городскими чиновниками супротив памяти героев участников штурма Кенигсберга.
                * * *
Продолжаем дальнейшее исследование работы городского главы, в котором картина последнего боя Козенкова полностью искажена и выглядит неким фарсом, нежели трагедией. Вот сам его текст: “два зенитных снаряда разорвались рядом со стабилизатором. Штурмовик вздыбило, едкий дым наполнил кабину. Последним усилием Козенков направил горящую машину на здание завода…раздался мощный взрыв!” Далее следует ссылка на источник: “Так описан подвиг Козенкова в книге «Штурм Кенигсберга”.

Интересно, а где же собственные изыскания автора или только одни заимствования? Тот, кто пишет об истории и политике вольно или невольно становится исследователем и вносит в тему свою долю правды или наоборот, тонирует её. Что же на самом деле произошло в тот роковой день 7 апреля 1945 года и как действительно погиб один из лучших лётчиков-штурмовиков минувшей войны. Ведь ранее ему приписывался огненный таран на колонну танков и машин, а тут ещё и на здание!? Впрочем, эта странная версия является совершенно новой и принадлежит уже Андрею Кропоткину.

Из этого заверения следует, что опытный и отважный лётчик совершил “бессмысленный таран“ в стену здания!? Нет, на такое наш герой явно бы не пошёл даже при самом тяжёлом ранении, а именно по сходным причинам и совершались огненные тараны, но только с максимальным ущербом для противника! Вот в этом и состоит основная суть самопожертвования, которое совершалось ради достижения общей победы над врагом.

Возникает логичный вопрос к автору, как всё это понимать? Ведь есть и другие факты. Так на памятной доске, размещённой на улице Василия Козенкова, в металле крупными буквами отлито: “Погиб во время штурма города-крепости Кенигсберг, направив горящий самолёт в скопление боевой техники”. Это всё было предано истории ещё в 60-е годы, тем не менее, писатель этот факт не исследовал, а точнее проигнорировал его. Для большого почитателя городской истории это выглядит не совсем этично.

Кстати в какой-то степени и я оказался причастен к этой версии автора. Ещё в 2012 году в повести “Герои ушедшей страны“, мною было убедительно доказано, что “огневого тарана как такового не было”, а штурмовик Козенкова при падении просто “врезался в здание”**. Опять-таки там речь шла о том, что самолёт в это время был уже “неуправляем”, а экипаж не подавал признаков жизни, так как радиосвязь с ним исчезла сразу после взрыва фугаса.

                3. Последний бой Василия Козенкова.

Опираясь на боевое донесение штаба 136-го гв. ШАП № 97 от 7.04.1945г., выписку из акта расследования причин лётных боевых и не боевых потерь в частях 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии за 1945 год, а так же личных исследований можно сказать следующее.

В тот день ударную группу из шести штурмовиков Ил-2 вёл командир эскадрильи гвардии капитан Козенков. Ведомым у Василия был его бессменный партнёр и товарищ, старший лейтенант Борис Бучин. При подходе к Кенигсбергу со станции наведения “Дунай – 11” поступил приказ работать по железнодорожному узлу и укреплённым фортам с южного направления.

Пикируя с высоты от 600 до 100 метров, группа двумя рабочими заходами нанесла бомбоштурмовые удары по фортам, трём батареям полевой артиллерии, окопам и траншеям с живой силой противника. При выходе из атаки на высоте 300 метров самолёт Василия Козенкова был сбит огнём зенитной батареи с земли. Крупнокалиберный пушечный снаряд разорвался под правым крылом в районе кабины пилота. От взрыва штурмовик “два раза перевернулся” и падая врезался в здание в районе артиллерийского завода “Остверк”.  Расчётное время падения самолёта составило порядка “одиннадцати” секунд!?

Удар зенитного снаряда был настолько сильным, что Борис Бучин находящийся в 60-80-ти метрах от машины командира ощутил динамику взрыва на себе. Чего уж там говорить об экипаже, а таране тем более. И всё же советский агитпроп внёс Василия Козенкова в списки экипажей, совершивших "огненный таран", правда, в спешке забыли о воздушном стрелке, гвардии старшине Иване Белове.

Здесь нельзя согласиться и с теми доводами автора, что штурмовка цели производилась с высоты 300 метров и только после “холостого захода”. Так же с тем, что после гибели командира экипажи ещё “долго кружили” над полем боя. Поясню, почему нельзя.

Первое. Долго кружить и делать холостые заходы не позволяла сама обстановка так как по району где действовала группа Козенкова вели постоянный огонь пять батарей малокалиберной зенитной артиллерии с северного берега реки Преголи и три батареи зенитной артиллерии крупного калибра из центра города. Отсюда после удара группе следовало сразу уходить, маневрируя курсом и высотой.

Второе. Василий Георгиевич считался в полку «виртуозом штурмовых атак». За это его уважали, любили и смело шли с ним в бой, зная, что вернутся обратно. Суть тактики героя была простой. Хорошо ориентируясь в воздушной и наземной обстановке, Козенков умел принимать молниеносные решения. В результате внезапно обрушившись на противника, делал два захода и тут же выходил из боя, не давая зенитчикам опомниться. Таким образом, ему удавалось выполнить боевую задачу и сберечь экипажи. Ровно это он и продемонстрировал в своём последнем бою.

Третье. При существующей видимости штурмовка (атака) цели не могла производиться с высоты 300 метров, так как это привело бы к срыву задания и шло в разрез с “Приказом командующего 1-й Воздушной армии” где было чётко сказано: “Чтобы не привлекать к себе “одновременно” внимание всей зенитной артиллерии, высота действий экипажей при подходе к цели должна быть снижена до 600-800 метров, в бомбометании до 400-600, а при самой штурмовке до 100 метров”.

Капитан Козенков так и поступил, его группа подошла к цели на высоте 600 метров, а удар уже наносила с высоты 100 метров, перекрыв бомбами и реактивными снарядами форты, позиции полевой артиллерии и пехоты. А так же вызвала в боевых порядках врага мощные взрывы и пожары.

Все эти меры были приняты в связи со значительным насыщением позиций противника в Кенигсберге зенитной артиллерией, а именно высота полёта скрадывала дальность обнаружения и досягаемость зенитного огня при обстреле самолётов. Все эти детали очень важны для понимания сути событий, “так как именно они полно отражают боевое мастерство и героизм штурмовых экипажей”.

Здесь уместно будет сказать о том, что при исследовании боевого пути Василия Козенкова, мне посчастливилось отыскать в Москве его “ведомого”, Героя Советского Союза, полковника в отставке Бориса Владимировича Бучина. При встрече мы, конечно же, говорили о последнем бое Василия Георгиевича, который погиб у него на глазах. В дополнение я узнал, что снаряд, которым оказался сбит «Ил» командира, был только один. Более того, он не вспомнил случая, когда аналогичный взрыв опрокинул бы тяжёлый штурмовик в воздухе два раза.

Хотя это подтверждает тот факт, что снаряд взорвался именно под передним крылом, которое имело значительную площадь. Отсюда и мощное метательное действие фугаса, оказанное на самолёт. Кстати у Кропоткина значится два снаряда, взрыв которых произошёл в районе стабилизатора, расположенного у основания хвоста самолёта. Увы, но это совсем далеко от истины и самой динамики падения самолёта.

Конечно же, Борис Владимирович поведал и о том, что именно он после гибели Козенкова взял на себя обязанности командира и повёл группу на свой аэродром в Растенбурге. Кроме этого ещё поделился своими переживаниями, которые были причинены ему неправедным решением Калининградских чиновников. Надо же и это через 70 лет после войны!? Вот как важно для ветеранов правдивое освещение их подвигов во славу нашего Отечества. Однако об этом подробно будет сказано во второй и третьей части публикации…

Всё же забегая вперёд, хочется сказать о том, что Борис Бучин категорически отрицал приписываемый Василию Козенкову огненный таран, а также тот факт, что после гибели, экипаж героя был захоронен. Что здесь ещё можно сказать? Только одно - лукавый советский “агитпроп” пропитал сознание людей на столько, что его дух ещё сегодня властвует над их волей и разумом. Всё это непременно коснулось и военной истории, мемуаров, изысканий и самих произведений на эту тему.

Пояснение:
      * - Части 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, в которую входил 136-й гв. ШАП находились в боевой готовности, но боевой работы не вели - весь день стоял туман.
      ** - Повесть “Герои ушедшей страны“ - раздел “Огненный таран”. Название самой повести не следует путать с аналогичным наименованием рубрики Литературной газеты, которое вопреки авторскому праву была ею незаконно присвоена.

Примечание.
В публикации были использованы материалы:
1. Центрального архива Министерства обороны РФ.
2. Центрального архива Военно-морского флота России.
3. Письма Администрации городского округа «Город Калининград».


               
                Продолжение следует…