Он же памятник!

Римма Ефимкина
- Чей памятник?
- Ну а я знаю? Мужик какой-то.
- С бородой?
- Нет.
- С бакенбардами?
- Да не помню я... О, в пиджаке!
- Сидячий?
- Чё?
- Сидит?
- Кто?
- Ну, мужик этот твой.
- Э-хе-хе! О деревня, а?! Ну ты даешь! Кто ж его посадит?! Он же памятник!

К/ф "Джентльмены удачи".



Сегодня меня вдохновили на текст фразы из рекламы Онлайн-школы писательского мастерства:

"Что даст твоя книга? И как изменит вашу жизнь".

Разумеется, правильнее было бы написать, что не фразы вдохновили меня, а я, прочитав фразы, вдохновилась написать этот текст. Все-таки я субъект, выполняющий действие с объектом (фразами), а не они со мной. Но я написала именно так, чтобы привлечь ваше внимание к так называемым диссоциациям.
 
Диссоциация (или растождествление) - психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Если действующее лицо не человек, а предмет, то такая диссоциированная позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.

А в структуре речи диссоциация проявляется в следующем: вместо "Мама мыла раму" - "Рама мылась мамой".

Так, если я пишу: "Фраза вдохновила меня", - то я как бы ни при чем, жертва обстоятельств, ни за что не отвечаю; она вдохновила - я и написала. Но если "я вдохновилась фразой", то совсем другое дело: я активный субъект, и мое действие - поступок; я комментирую чужую рекламу, за что рискую огрести от автора рекламного текста. Поэтому я, пожалуй, поберегу себя и не буду указывать на источник: все совпадения прошу считать случайными.
 
Итак, диссоциативные предложения - это когда предмет поступает с человеком. В нашей культуре, как это ни парадоксально, диссоциации, в отличие от «Я-высказываний», являются социально одобряемыми. Сравните две фразы: «У меня появилось желание» и «Я хочу» - вторая расценивается как проявление нескромности. Однако именно Я-высказывания позволяют человеку ощутить себя субъектом действия, а не объектом, и именно они являются проявлением зрелости личности.

А теперь вернемся к фразам из рекламы: "Что даст твоя книга? И как изменит вашу жизнь".

Строя предложения диссоциативно, рекламодатель намекает, что вам ничего не придется делать самому: книга сама все даст и изменит вашу жизнь. Предположительно, к лучшему (хотя в вопросительных фразах это не утверждается). 

С моей точки зрения, если вы напишете книгу, то лучшее, что с вами может случиться, - это освобождение от бремени познания, которое вы носите в своей душе. Здесь я исхожу из слов Евангелия от Фомы:

"Если рождаете то, что внутри вас,
То, что вы рождаете, спасет вас.
Если не рождаете то, что внутри вас,
То, что не рождаете, убьет вас".

Все другие мотивы толкают вас на ложный путь. Но в рекламе Школы вам не предлагают писать книгу, чтобы спасти душу. А предлагают следующее:

- У вас появляется постоянно растущий поток клиентов, независимо оттого, чем вы занимаетесь, вы не прикладываете к этому никаких сил.
- Стоимость ваших услуг в среднем повышается на 30%.
- У вас появляется безоговорочное конкурентное преимущество.
- Вы раздаете автографы и получаете тысячи слов благодарности от своих читателей.
- Получаете удовольствие оттого, что вы создаете, обретаете свободу, занимаетесь любимым делом и можете двигаться быстрее.

Я не собираюсь критиковать чужие способы зарабатывать хлеб насущный. Я показываю, как устроена речь рекламного объявления. Подчеркнув подлежащее и сказуемое (основу предложения), получаем: "поток появится"; "стоимость повышается", преимущество появится" - то есть неодушевленные объекты действуют сами.
 
А в это время ВЫ: "раздаете автографы", "получаете тысячи слов благодарности", "получаете удовольствие", "обретаете свободу", "занимаетесь любимым делом", "не прикладываете никаких сил". Не правда ли, писали профессионалы? Все трудное и неприятное сделается само, и тут выходите вы весь такой в белом фраке...

Вы взрослый человек и где-то в глубине души подозреваете подвох: сколько книг пылится на всевозможных полках и в Сети, вы и сами-то их не станете читать под угрозой расстрела!
 
Правда в том, что недостаточно написать книгу за 90 дней (это обещают в той же самой рекламе сотрудники Школы), потому что написанная книга не сделает вас ни богатым, ни счастливым, ни известным и сама себя не продаст. Это ВЫ будете продвигать свою книгу, продавать ее, тем самым меняя свою жизнь. И да, гарантированно заработает на вашей книге Онлайн-школа писательского мастерства ($1000 за стандартный он-лайн курс, если что), вы же гарантированно потратите ваши деньги ($1000 за стандартный он-лайн курс, если что). А вот заработаете вы на своей книге или нет - в этом никаких гарантий никто не даст. Станете вы известным или нет - тоже открытый вопрос.

Я написала больше десяти книг. Когда я не делаю объявления о них в Сети - их не покупают. Мой коллега, тоже автор книг, причем по продажам, дал мне жесткий, но действенный совет: ни дня без рекламного поста. Просто пишешь о своей книге, варьируя текст, подбирая визуальный контекст. Это ежедневный труд, и делать его будете вы сами (либо тратить деньги, если не сами).
 
А теперь составим объявление "по правде":
 
"ВЫ НАПИШЕТЕ КНИГУ И ТЕМ САМЫМ ИЗМЕНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ. ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТЕ. ЗАВИСИТ ОТ ВАС".

Подробно об анализе речевых конструкций читайте в моей книге "В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании".