Спасатели и спасённые. 4

Анна Алексеевна Золотовская
Утро начиналось ясно и солнечно.
Только бы день не подвёл.

Вышла из дома. Сороки громко галдели, что-то  опять не поделив с воронами. Большой ворон,  не обращая внимания на их суету, важно прогуливался по мосткам под окнами моего дома, явно намекая  мне, что пора бы и ему позавтракать. Я вернулась в дом, чтобы вынести ему еду. Соседские кошечки сидели неподалёку в ожидании того же.

Утренний завтрак прошёл мирно, без драк и крика: каждый получил положенную ему еду в свою кормушку.
У проходившей мимо соседки я спросила, как там дела в селе.  Она ответила:
- Всё так же.

Погода была хорошей, и я пошла поработать в огороде.  Убрала с грядки картофельную ботву, вырвала из земли остатки мелкой морковки, вымыла её в ведре, разложила на траве на просушку. Собрала с кустов остатки красной смородины, плоды шиповника.
Всё делалось как-то неохотно, машинально.

Обедать не хотелось. Сварила кофе и пошла к сестре.
Всё было по-прежнему, без новостей. Но поиск Анастасии Ивановны начался уже вчера. Мужчины прочёсывали лес, стреляли из ружей.  Женщины с криками ходили по  «почтовой».

Я помогла сестре приготовить обед. За обедом разговоры были так – «ни о чём».
Зашла Настина невестка, сказала, что поиск продолжается и что пришлют вертолёт.
 И вот уже после обеда прибегает 30-летний внук сестры и радостно сообщает, что он только что привёз на своей машине Анастасию Ивановну домой, что она сама вышла  к морю, на Красную щелью, к причалу.  Там в избушке были мужчины, собирающие чернику.
Она сама позвонила в село.
Сказал также, что «Анастасия Ивановна «в порядке».
Мне хотелось тут же побежать к ней, увидеть её, убедиться, что с ней всё «в порядке».
Но я понимала, что ей сейчас не до меня и пошла домой.

До вечера в приподнятом настроении занималась делами в своей усадьбе: скосила выросшую траву вдоль тропинки к берегу речки, сложила дрова в костерок, принесла воды в дом, прополола цветник под окном.

Вечером увидела соседа Серёгу Шмелёва и, зная, что он был тоже среди мужиков на Красной Щелье,  попросила его рассказать, как это было.
Но Серёга уже «принял хорошо», видимо, на радости отметил  это событие.
Рассказ он начал с того, как он вышел из избушки, чтобы «пописать», и увидел женщину, которая…
Он так увлёкся «предисловием», что мне пришлось его поторопить:
- Сергей, давай без этих «подробностей», говори про женщину…
- Да, да…  Так вот вышел я на крылечко, чтобы пописать…
Словом, дальше его «писания» рассказ так и не продвинулся… Потом он спросил у меня, не надо ли мне в чём помочь. На сей раз я от его помощи отказалась. На том и разошлись по домам.

Утром я пошла к Анастасии Ивановне.  Она жила у магазина, в красивом ухоженном доме, под окнами радовали глаз цветы.

Я так была рада её видеть… такой чистенькой, улыбающейся, что в порыве чувств крепко её обняла и даже слегка похлопала по спине.
Но она мягко меня отстранила…  Да, я совсем забыла, что она три дня шла диким лесом, три ночи спала на скалах… У неё болела каждая косточка, каждая мышца и особенно плечо, на которое она упала в этих скалах.
Сейчас А.И. выглядела бодрой и, как мне показалось, помолодевшей.
И она охотно мне стала рассказывать свою «одиссею».

Добавлю сразу же… Перед тем как писать, я позвонила из Сочи в Колежму моей Героине.  Я попросила её снова рассказать о своём «путешествии». Ведь прошло 7 лет, и я могла что-то забыть. Я беспокоилась, что и она вряд ли помнит  все подробности и детали.

Ведь Анастасии Ивановне сейчас уже 84 года.
Но она почти слово в слово рассказала мне о том, что я слышала от неё 7 лет тому назад.

В своём пересказе я старалась избегать излишних дополнений, но всё же часто сбивалась с 1 лица на 3 лицо.  Её речь я старалась заключить в кавычки.
Конечно, А. И. хорошо знала те места, куда пошла собирать куманику.  Она не боялась удалиться от домов, где и ягод наверняка побольше и где она и крупнее, и сочнее.

Но почему она оказалась на дороге, которая привела её к горе, она до сих пор не понимает.

И всё же она решила подняться на гору, считая что это Малья гора.
«Ладно, поднимусь на гору, а дальше лесок, и выйду на Елестровскую гору, а через мох и до дома недалеко. Не раз ходила сюда за морошкой и черникой…»
Места ей казались знакомые, но всё кругом заросло так, что ничего вокруг не узнать.

«Спустилась с горы и оказалась в топком месте. Бочаги – место гиблое – может и засосать»

Я тоже помню такие места, когда шли через болота напрямую из Юкова на бывший аэродром. Этот путь я описала в очерке «Длинная дрога в Колежму».
Вот и А. И. побоялась идти дальше и … свернула назад.
«Казалось, вот пройду это место, а там знакомый мох…, а там и море, Красная щелья. Но ничего этого не нашла. Места оказались снова незнакомыми…  Мне стало казаться, что меня словно кто-то водит по кругу... Однако, я повторяла себе: «Без паники!»

«Прошёл день в бесполезных поисках. 
Стемнело… Пошёл дождь… Надо спать ложиться. Выбрала место посуше, прикрытое от ветра и дождя высоким камнем.

Ночь прошла тревожно.  Спала ли …не спала… Как только рассвело, снова пошла.  Понимала одно – надо идти.  Всё ещё не хотелось верить, что заблудилась.  Надо идти… Надо идти вперёд… А пошла почему-то назад. Стало казаться, что кто-то меня ведет… Сняла пиджак и перевернула его на левую сторону (есть такое поверье: это убережёт от шишака)

Начались галлюцинации: над леском вдруг вижу крыши домов… Иду к ним, иду… А снова выйду к горе»
Она стала понимать, что заблудилась… Теперь она не теряла надежды, что её начнут искать …
И найдут!  Но не знала Анастасия Ивановна, что в это утро еще не знали в селе о её беде…

Только к вечеру обнаружили, что её нет дома вот уже второй день.  Справа и слева от её дома никто не жил. Дома стояли пустые. Не было соседей!
И никто пока не заметил, что к дверям крыльца стоит прислонённая палочка – знак, что в доме никого нет. Только вечером второго дня  люди  заметили, что хозяйка дома не ночевала.

А хозяйка дома второй день блуждала в диком таёжном лесу, где можно было встретить только диких зверей.
Однако Анастасия Ивановна не встретилась ни с одним таким жителем леса. Но как стало известно позже, старая жительница села Анна Алексеевна Сергеева «закрыла молитвой», которая якобы и уберегла  её от диких зверей.
А она шла и шла по мхам, огибая болота и каменные глыбы, поднималась на скалы, но … на горизонте – всё тот же лес.

«Сколько километров я выходила за эти три дня?
И всё без палки. Только на третий день взяла палку в руку.  Шла уже наобум, не понимая, где нахожусь.

«Вторая ночь.  Такой пал дождь… Замёрзла, зуб на зуб не попадает.   Не было ни спичек, ни даже средства от комаров…  Ведь собралась-то в лес на часок-другой.
Нарвала мох-ягель, подстелила на камни. Легла спать. В ту ночь многое вспоминалось. Вспоминала детей, внуков… Неужели мне больше их не увидеть.
Вспомнила мужа, которого недавно похоронила. Мысленно обращалась к нему: Иванушка, неужели ты меня к себе призываешь? Прости меня, но мне хочется пожить ещё с нашими ребятами… Прости меня, грешную… Помоги мне.»

«Едва рассвело, снова пошла.  Надо от холода согреться. Одета легко: на лёгкую футболочку, легкий пиджачок, на голове – лёгкий платок.
«Есть почему-то не хотелось. Пила всё время болотную воду, набирая её в ладони через платок. Но платок скоро потеряла и пила прямо с ладоней, не обращая внимание на засорение.

«И снова шла… Вышла на какую – то дорожку, пошла по ней. Вдруг – неожиданный спуск – и я угодила в яму с водой.  Еле выбралась. Полные сапоги воды.
«Но вдруг я увидела высокую траву. Да это же треста! А треста растет только вблизи моря. Значит, я иду к морю! Теперь-то я не пропаду!
«Оказывается, я вышла к «железным воротам» (на море это место очень опасное для мореходов)

Но я на берегу! Села на камень, вылила воду из сапог, отжала воду из носков.   Немного расслабилась и отдохнула. Нет, теперь-то я не пропаду!
«И снова шла, даже бежала… Недалеко море, Красная щелья!  А там, как говорится, и до дома рукой подать.

«Но начался прилив на море. Всё залило водой…
Надо обходить. Я знала, это очень далеко. И уже вечер. В сумерках снова можно заблудиться.
Решила снова заночевать, набраться сил, а утром… Что Бог даст!
Нарвала тресты. Эта трава очень грубая, изранила все руки. Но на ней спать теплее, чем на голой скале.
«Ночью было очень холодно. Замёрзла! Утром уже прошёл отлив, куйпога.
Значит, снова в путь!  Теперь я уже знала, куда идти.
«Вдруг откуда ни возьмись – собака передо мной… Она меня несказанно обрадовала:
- Ну-ка, собачка, веди меня к своему хозяину.

Прошла ещё 3 наволока. Теперь-то меня «крылья несли»
«И вышла к причалу, прямо к бараку. А из барака вышел Сергей Шмелёв.
(ну зачем вышел Серёга из барака, я второй раз писать не буду)
«Вошла в барак, а там все знакомые ребята и Сергей с жонкой своей. Они собирали чернику на Красной щелье. Здесь всегда её больше.

Ребята обрадовались:
- А мы-то Вас ищем.
В бараке у приветливых мужчин, которых А.И. звала ребятами, она отдохнула. Наконец-то напилась настоящей воды, но от еды отказалась.
Нашёлся у кого-то мобильник, который соединился с Колежмой, и А.И. позвонила племяннице.

Вскоре за ней приехал Григорий Иванович Егоров, председатель рыболовецкого колхоза «Заря Севера» и фельдшер Любовь Николаевна Егорова.
В Колежме их на своей машине ждал Алексей Кононов, внук моей сестры. Он на руках перенёс Анастасию Ивановну в свою машину и отвёз её домой.
Наконец-то наша путешественница была дома, где подруги и родня уже затопили печку, приготовили обед и баню.
 
Эта история так же закончилась благополучно, как и предыдущая.
В разное время и разные люди были Героями этих историй.
В первом случае – девочка школьница 12 лет,
Во втором – бабушка пенсионерка 76 лет.

Обе они оказались в труднейшем положении – заблудились в таёжном лесу. Три дня и три ночи  без каких-либо средств существования, с одним желанием выжить, не сдаваться обстоятельствам, не терять надежды на спасение  - помогли им  остаться в живых.

На фото Анастасия Ивановна Отавина в кругу семьи.
Продолжение следует (следующая история спасателей и спасённых произошла в море)