Обзор творческой биографии

Григорий Спичак
Эту статью я обнаружил на портале, кажется, Национальной библиотеки Республики Коми. Она показалась мне какой-то более-менее обстоятельной, без излишних завилюшек. Это даже не статья, а обзор, который, видимо, подготовили к моему прошлогоднему юбилею. Увидел я публикацию, скопировал для себя и забыл. И вот недавно она попалась на глаза и вспомнились последние встречи с библиотекарями, они тогда перед встречами с читателями просили небольшую справку  о книгах... Пусть будет эта справка. Кто-то поработал более-менее внимательно, за что и спасибо неизвестным мне авторам.

-----------------------------------------------------
Семья Г. И. Спичака по отцовской линии – потомки приазовских казаков и немцев, приехавших по приглашению Екатерины Великой в конце 18 века. По материнской линии - вымские коми. После войны были репрессированы дед и бабушка по отцовской линии, сосланы в Княжпогостский район. Отец (фронтовик и свободный человек) приехал на север сам, чтобы помочь родителям построить дом. Сначала приезжал временно, на сезоны. А потом остался насовсем, когда встретил жену, маму писателя. Григорий Иванович Спичак родился 6 августа 1960 года на станции Княжпогост (в настоящее время город Емва Княжпогостского района).

В посёлке Железнодорожный после окончания школы Григорий Спичак работал один год на механическом заводе. Отслужил в армии на Дальнем Востоке, после чего сразу поступил на подготовительное отделение Сыктывкарского университета.. В 1986 году окончил филологический факультет СГУ. В 1986-88 годах преподавал в сельской и городских школах своего района , затем был главным администратором республиканского драматического театра им. В. А. Савина. В это время им была написана пьеса «Забытые сны» (второе название - «Евангелие» от сатаны»), поэтому и был приглашён для близкой работы в театр. Тогда же обратился к журналистике, работал корреспондентом газеты «Красное знамя», впоследствии стал главным редактором газет «Голос строителя» и «Вечерний Сыктывкар».
В 1992 году - участник-доброволец военного конфликта в Приднестровье. В 1993-м - помощник министра по социальным вопросам Республики Коми. В 1994-м - советник Председателя Верховного Совета РК, до 1996 года - помощник члена Совета Федерации Ю. Спиридонова.

В конце 90-х годов писатель работал и специальным корреспондентом газеты «Республика», и вел работу пресс-службы Академии государственной службы и управления при Главе РК. С 1999 по 2005 годы работал как политтехнолог в различных проектах - и по выборам власти разных уровней в разных регионах (НАО, Архангельская обл. Челябинская обл, Коми) и социальных проектов  - общественной организации «Ветераны за мир», Союз ветеранов Афганистана. С 2006 по 2011 год - начальник отдела маркетинга комбината «Сыктывкархлеб», с 2011 по 2014 год - возглавлял отдел маркетинга ГУП «Государственные аптеки Республики Коми». В 2013 -15 годах - руководитель Рабочей группы Книги Памяти РК (под его руководством выпущен 13 бумажный том, а так же 18 и 19 электронные тома Книги Памяти).

В 1990 году Г. И. Спичак совместно с А. В. Каневым издал книгу рассказов «Княжий Погост», которая получила широкое признание у читателей, а её произведения признали высокими по уровню (Достаточно сказать, что два рассказа из того первого сборника Министерством образования РК и сегодня рекомендованы для изучения в школах). В 1994 году принят в Союз писателей России. Автор нескольких книг стихов и прозы. Это такие сборники, как «Желтые лошади» (1994), «От Княжего Погоста до Святого Афона» (1996) , «Шатун» (2000 ), «Портрет мужчины с иконой и зеркалом» (2002), роман «Цитала. Украденный посох» (2009), «BLOG S» — сборник очерков, рассказов, эссе(2013), сборник стихов «Иначе» (2014), «Северный Плутарх» (2019)и другие.

В 2008 году вошел в список «Лучших авторов Рунета». Рассказы и стихи Г. И. Спичака публиковались в журналах «Юность», «Север», «Войвыв кодзув», «Наш современник», «Колокол» (Великобритания), «Глаголъ» (Франция), «Дон», во множестве альманахов регионального и федерального уровня, в международном альманахе Фонда Мира «Чувства без границ». Произведения этого писателя часто появляются на страницах литературно-художественного альманаха Республики Коми «Белый бор», «Сыктывкар» и в журнале «Арт».
Произведения Григория Спичака переводились на польский, коми, английский, венгерский языки.
Стиль прозы Г. И. Спичака афористичен, демонстрирует стремление автора к созданию аллегорий, обобщений. Заголовки произведений писателя вплетены в интертекст мировой культуры и прочитываются на ее фоне: например, «Метель», «Белеет парус…», «Потерянный рай». Интертекстуальны сюжеты, которые использует этот художник: в частности, рассказ «Метель» вступает в отношения корреляции с фольклорными произведениями народов Севера, с творчеством коми писателей, таких, как К. Ф. Жаков.

Создавая литературный текст, Г. И. Спичак часто работает с абстракциями, высоко и слабо ассоциативными конструкциями (как тонкими аллегориями), аналоговыми отсылами. Но другой стороной и другим реалистичным краем своего творчества писатель создает и героев жестких реальных типов. Почти архитипичных, что отражается в самих названиях рассказов («Бандит», «Сапер», «Казак»). Несмотря на склонность к созданию обобщенных образов, стиль произведений Г. И. Спичака максимально прост, приближен к читательскому восприятию.

Духовное содержание человеческой жизни, след, который мы оставляем на земле – главная проблема, над которой размышляет Г. И. Спичак. Что остается после смерти человека, задает вопрос писатель, и сам отвечает: его дела, поступки, память о нем. «…Одни умерли, а все равно, как будто живы – весь человек не может умереть… Так в обыкновенном мире сизая дымка висит и мир этот сказочным делает. А другой жил, помер, а за ним тоже, конечно, туман… Но чёрный. Как ночью на реке …: не просто чёрный, а будто выдран «с мясом» кусок мира и… пусто» («Чёрные туманы»).
В эпоху, когда идеология превалировала, отмечает писатель, значимость определенных ценностей искусственно подчеркивалась и утверждалась одной частью общества за счет другой. Проблема несовпадения интересов личности с идеологическими концепциями высвечивается как одна из центральных в творчестве Г. И. Спичака. Персонажи рассказов этого художника в трудные времена верили, что придет время, когда «за…лозунги-словесы не спрячешься» – люди оценят каждого по его делам («Агнцы»).

В конце 1980-х – начале 1990-х годов проблема пересмотра границ рассматривалась как нарушение целостности и суверенитета страны. Беловежские соглашения, провозглашение суверенитета России – все это произошло впоследствии. Вместе с тем, вполне очевидно, отмечает Г. И. Спичак, что «сорняки ненависти» между народами не должны сеяться, вырастать и приводить к человеческим жертвам. Г. И. Спичак – очевидец тех процессов, которые происходили в 1990-е годы в Приднестровье и продолжают оказывать определенное влияние на ситуацию сегодняшнего дня. Этим событиям посвящен цикл «Приднестровских рассказов».
Сам художник говорит о том, что в страстях и событиях, очевидцем которых он оказался в той войне, забывалась людьми Высшая Правда. Гибель значительного числа людей, каждый из которых отстаивал свою половину правды - забыв о той Вечной - Божьей Правде, Правде Нравственного Закона, которая не зависит от политических лозунгов и остается неизменной на протяжении тысячелетий: «Они шли и стреляли. <… > …два берега расстреливали друг друга, как будто свинцом можно переложить вину или огнем обрести искупление. Здесь и в этот час скорее лопнули бы небеса, чем кто-то из них сказал бы другому: «Прости, брат!»
И небеса лопнули…».

Произведения Г. И. Спичака дают импульс к размышлениям не только о сегодняшнем состоянии общества, но и о внутреннем мире современного человека. Персонаж одного из его рассказов, возвратившись из горячей точки и переосмысливая прожитую жизнь, «увидел Сонность, Жадность, Равнодушие как Зло – Страшное дело» («Фугас»). В таких рассказах, как «Девять белок», «Чёрные туманы» художник однозначно осуждает убийство живого существа, человека или зверя. Человек, подчёркивает художник, может быть более жестоким, чем дикая, нетронутая цивилизацией природа. Таким же диссонансом, разрушающим гармонию жизни природы, становятся звуки выстрелов, «когда расстреливают человека и тишину» в рассказе «Выстрелы над старицей».
Писатель акцентирует внимание на многомерности действительности. Г. И. Спичак размышляет о дуалистической природе человеческой личности. Он создает картину реальности, в которой добро и зло переплетены между собой. «Битва внутри – она, конечно, у каждого из нас» («Казак»), утверждает писатель. Действительность многогранна, показывает художник. Каждый человек в отдельности не может охватить её в своём сознании. «…В другом времени старые загадки и старые противоречия обнаруживают в другом ракурсе другую правду. Правду иного Времени» («Время», 2001). Вместе с тем, представляется очевидным, что в наступивший век человечество входит, неся с собою груз вражды между народами, груз войн, амбициозных стремлений. На пороге третьего тысячелетия писатель размышляет о том, что часто приоритеты, ценности могут быть нравственны, к сожалению, только через жертвенность, когда приходится их отстаивать ценой человеческой жизни.

Не начато что-то, но очень охота -
видеть завтра и видеть звенящий рассвет.
За зимой никогда смерти нет -
там весна, там другая на сердце погода.
И другой там ответ...
(«Однако»)

Заглянуть за грань видимой человеку реальности, узнать, каковы пределы человеческого познания – над этими вопросами размышляет художник нового, XXI века («Цитала. Украденный посох»). Автор обращается к таким проблемам как «писатель и время», «искусство и современность».
Роман «Цитала» написан в жанре «мистический реализм». Исследуя два подхода к пониманию времени: субъективный и объективный, художник обращается к рассмотрению неустойчивых, неопределенных, критических моментов в истории. Писатель понимает, что в подобные моменты роль личности, её ответственность за происходящее, несомненно, возрастает. Но как понять человеку, в чем его назначение, в чем отыскать опору? И что такое «будущее»?

Прорастут, как трава, пол столетия в грусть,
И ещё ляжет время чугунными львами.
Я сквозь век проживу лишь словами,
и словами я в вечности опояшусь.
(«Неизвестному читателю»)

Несомненно, первостепенным по значимости для Г. И. Спичака остаётся понятие «культура» – это и философские искания, и религиозная проблематика, и литература.
Вечность святая - в духовном окне:
в памяти, в сердце и в библиотеке.
(«Конечно, все бесконечно»)

Другими словами, приоритетам для этого писателя являются два полюса - общемировая культура, обращение к которой помогает личности сохранить свою идентичность, не раствориться в различных, часто неблагоприятных, а иногда разрушительных для неё влияниях, и, конечно, совсем «своё», магнетически приземлённое - символичное, сакральное, дорогое памяти и душе, как главный мост в Вечность, в Небо, в мир духовный.. Центральными для этого художника темами культуры  закономерно являются темы тайн и недр творчества, многоуровневости искусства, и развития литературного труда, как по ступеням бесконечной лестницы.

С 2018 года писатель в социальном своём статусе на пенсии, но и в большой общественной работе по грантам культуры, социальной работы, педагогики. Курсы его лекций звучат от Воркуты до Прилузья. Текстовыми и видеоматериалами он щедро делится в социальных сетях интернета.