Письма об искусстве. 18 век и почему мы им не чета

Зера Черкесова 2
Илл.:Париж, зал Опера Гарнье(Гран-опера).

Продолжение. Начало см здесь:
 http://proza.ru/2021/09/05/1465
О Вагнере, Вивальди, Моцарте и офиц. истории

Данное продолжение:
 http://proza.ru/2021/09/05/1817
Письма об искусстве. 18 век и почему мы им не чета


Тайна 18в. и творческая скудость нашего времени

Видимо, тайна Тихого Дона Шолохова — глобальнее, чем частный случай плагиата.
Вероятно, эта история типична, и много таких произведений, нехарактерных для места-времени-личности автора.

Может быть, эта мало-правдоподобная "мода на Античность", которая якобы страстно захватила целую эпоху 18 века(Барокко, Просвещение, Ренессанс, титаны эпохи Возрождения) — это тайна, тщательно от нас скрывавшаяся и скрываемая.
Личности, по складу характера в быту далёкие от поглощенности священным огнем Творчества, не отказывавшие себе ни в чем мирском, — создают - шутя - арсеналы шедевров в необозримом количестве, не исполненное/не поставленное/не прочитанное еще и на сотые доли!

Кому же они в таком количестве предназначались изначально? Откуда при такой необъяснимой плодовитости — еще и недосягаемые для поздних эпох качество, гениальность гроздьями?!

Слушать Барокко, а также смотреть дворцы и храмы, картины и статуи, поэмы и научные трактаты Ренессансной эпохи — неизъяснимое наслаждение! И не оставляет амбивалентное чувство:и незнакомости этой отчётливо не нашей, несвойственной и несродственной нам величайшей культуры — но ведь изумляемся, наслаждаемся, поражаемся - значит сродственно нам генетически, иначе не воспринимали бы. Странно...очень.

Как-будто исторически вчера — всего лишь 17-18 века, 1-2 века назад. Куда же исчезла гениальность?! Почему наше время, начиная с примерно конца 18в., весь 19в, весь 20в. — настолько бескрылы? Скудны количественно и качественно.

Где наши титаны? То, что за них нам выдают - бледная немочь! Скажу дерзко:даже так наз. классическая музыка 19-20 вв. неслучайно далека от народных запросов, хоть кидайте в меня тапками, а это музыка, к которой надо приноровиться, привыкнуть, каковой надо специально и долго учиться слушать и "понимать", ибо сразу это кажется какофонией в большинстве своем. И лишь 5% всего человечества, по данным ЮНЕСКО, слушают и/или исполняют и как-то причастны к классической музыке.

Но стоит только включить Барокко...17, 18вв. И мелодии и гармонии нечеловеческой красоты и изысканности гармоний и инструментовки и прочего — щедрым дождём омывают душу без всяких приноровлений и подготовок!

Что вокальная, что инструментальная музыка барочной эпохи.
Это музыка рая.

Сегодня я подумала, слушая целиком Концерт Вивальди "Времена года", что наверное отсюда истоки мифов о рае, о том, что там почему-то всё время поют ангелы и играют на свирелях и лирах. В наше время не понимают смысла этого мифа, зачем нам ангелы поющие? А если это слабые отблески того чуда, которое застали люди, явившиеся на место исчезнувшей цивилизации?! Карго-культ.
Разве наши современники способны творить такие дворцы и храмы? Нет! Коробки из бетона и стекла - верх архитектурной и инженерной мысли нашего времени. Небоскрёбы. Но всё такое однообразное даже в мегаполисах. Наша живопись и скульптура, за редчайшими единицами имёен и у них единицы удачного и общепризнанного, во всём остальном — всё это курам на смех.

О том, что "старина"(как называла мой вокальный педагог барочную музыку) - и музыка, так называемая классическая 19в., — это разные миры, я почувствовала сразу. Интуитивно, душой.
И сразу сказала:хочу петь Барокко. Возродить.

Поставила себе эту музыкальную задачу много лет назад. И по-ренессансному всегда хотела быть всеохватной, не ограничиваясь одним поприщем. Наверное, есть какая-то память генетическая, дежавю.

Да силы всё равно не те, что у них, которые вот так щедро, как из рога изобилия, бросали людям...может их и называли богами? А эти присвоили, шолоховы всех времен и их покровители(от слова покров).. Отсюда и странные несоответствия в биографиях и неправдоподобная плодовитость при сверх-гениальности — обычных в обычной реальности людей, назначенных какими-то тайными обществами - на "великие"? ИМХО.

 
Кстати, фантастические сюжеты с "богами и героями" бесчисленных опер 18 века "далеких от реальной жизни" - может быть не такие уж сказки? А вдруг это и есть настоящая история человечества, которую нам выдавали за эпосы и мифы?!

 
Опера-сериа повествуют "из жизни богов". Оперы-буффа — комическая опера с сюжетом площадного народного театра. Это разделение очень четкое, оперы 18в., повсюду в обзорах и биографиях композиторов(Моцарт и др.) — запомнила как аксиому. И что начиная с Моцарта стали прогрессивно отбрасывать весь этот мусор и писать о нацинально-освободительной борьбе, и на темы, близкие народу. Так исчез блестящий 18 век. Заступив место революционным исканиям, начиная в революционных времен 1848г. весь 19 век — сплошные революции. И отражение их в искусстве, в том числе в опере мало вообще-то подходящей такой задаче(показывать классовую борьбу), Недаром из советской оперной литературы не сохранилось ничего.

 
Хотя половина сборника М.Друскина "100 опер" советского времени - посвящена именно советской опере, но за вычетом нескольких опер Прокофьева, Шостаковича и, может быть, Шапорина — все напрочь забыты. Ну еще Майборода в Украине, Спендиаров в Азербайджане.

 
Но это всё равно, что ничего, и эти имена не более чем официальный культ этих народов, их всё равно никто не слушает.

 
Ну еще несколько имен бывших советских автономий, каждая из которых имела 1 или 2 оперы и балета на нац. темы, ставившиеся по разнарядке. Это мертвое искусство уже в своем рождении.
 
Вымученное при помощи столичных гонцов, посланных "помочь" национальным самородкам. Это пародия на "самородков"-ломоносовых.

 
Как и "помогатели" - народным акынам - посланные партией. Посланцы "переводили на русский язык" вирши акынов непременно в классической европейской рифме. Подстрочники, видимо, сами и сочиняли, кто бы там учил местные языки, вот такое вот "высокое искусство".

 
Спасибо, конечно, партии, хоть за это, что вытащили из тьмы невежества и варварства...Однако как только "Совок" сошел с карты - всё его искусство исчезло вместе с ним.

 
Это вам не высокое Возрождение...
 
Я честно искала и давно что-нибуть из советской оперы — то, что нашла — слушать невозможно! За редчайшими фрагментами более-менее похожими на народные песни, а потуги в инструментальной музыке, эти ужасные увертюры и хоры — это насилие заставить слушать.
Как и большинство музыки в жанре киномузыки, примерно до 60-х гг. композиторы серъезно писали в киномузыке, не чурались и Шостакович например, и Шнитке и Губайдуллина и мн др.
Вот жанр, адекватный опере — кино! Творите! Но шедевров раз два и...Дунаевский старший и еще пару имен.

И очень негусто соч. И.Дунаевский мечтал об опере, не написал, только в оперетте, да и в ней(опера-буффа былых времен) - всего несколько вещиц типа "Песни об Одессе" получили известность. Его жанр, как и вообще ведущий жанр нашего времени, - массовая песня. Да и в песне Дунаевский создал ну 10-20 всем известных. Тоже другие композиторы после него и наравне с ним.
То есть о плодовитости, сколько-то могущей встать вровень с 18 веком, — не приходится и мечтать.

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/354009.html