История, поведанная случайным охотником

Александр Апальков-Курский
 
 
        «Кому повем печаль мою?»

        Из текста песни Ихтис


        * * *

      
        Вечерняя тяга* не удалась. Утки будто пропали куда-то. Но столько отмотать и возвращаться домой ни с чем не хотелось. Отблески тихого заката сулили удачу и я решил остаться до утренней зорьки. Расположился на окраине лесочка у пруда, развёл огонь и поставил чайник.
 
        - Здорово бывал! – внезапно услышал из-за спины незнакомый голос. 
        - Здорово! – оглянувшись, увидел охотника с переломанным ружьём. 
        Этот жест – переломанное ружьё – говорит о том, что охотник уважает правила, согласно которым при встрече с человеком оружие необходимо либо закинуть за спину стволами вверх, либо переломить, неся перед собою и, таким образом, демонстрируя его безопасность. Надо сказать, это правило не всеми соблюдается и поэтому такой жест характеризует человека как законопослушного и, соответственно, спокойного, миролюбивого нрава. 
        - Смотрю, тоже один. Костёр запалил, значит до утра. И я один. Думаю, дай поздороваюсь, скучно одному. 
        - Присаживайтесь, - предложил я. - Вместе веселее. 

        Чайник вскипел быстро. Под чай, говорят, и барыня пила, и я достал бутылку водки. Выпили по паре стопок. Между делом разговор. О чем в мужской компании поговорить – о той же охоте, о политике, о женщинах. Причём обычно в таких коллективах не услышишь рассказов о чистой любви, в основном амурные приключения. Но иногда, особенно с незнакомым человеком, пробивает на откровение (все равно ведь не знает тебя и не расскажет знакомым) и можно услышать скупые, душещипательные истории, пробивающие на мужскую слезу. 
        Вот и мой собеседник, призадумавшись, нехотя произнёс:
        - Женщины... Скучен мир без них. Любишь, радуешься, а потом… А потом ты её по-прежнему любишь, а она тебя вдруг нет. Почему? Начинаешь задумываться, проверять. И открываешь тако-ое! И останавливается жизнь. И начинает съедать тебя ревность...

        Он замолчал, будто размышляя, стоит ли говорить дальше. Но, кинув полено в огонь, также степенно продолжил:
 
        - Ревность... Мерзкое чувство! Оно возникает постепенно и неожиданно. Сперва его не замечаешь, хотя обращаешь внимание на какие-то изменения в отношениях. Все чаще у неё появляется раздражительность, отрицательные эмоции на твои слова, сухой ответ на твоё приветствие, частые ссылки на занятость. И вначале думаешь, что да, она ж «Золушка»! Она вечно вся в делах! А сам ощущаешь какое-то беспокойство. В душе начинает шевелиться червячок и тихонько точить её, не давая сосредоточиться на делах, спокойно уснуть и потом проснуться без грустных мыслей. Начинаешь присматриваться и видишь, с тобой перестали делиться чувствами, перестали называть по имени. Тебе отвечают на звонок, но выслушав формально приветствие, в середине разговора заявляют: «Ну ладно…» Ну ладно – это разговор окончен. Твои сообщения остаются без ответа. Либо, в лучшем случае, на них приходит сухое «все нормально». А в то же время она сутками в телефоне. В «Одноклассниках» получает приватные подарки. В ушах появились незнакомые сережки, на шее не твоя цепочка, новое колечко. Вопрос «От кого?» не слышит. «С кем общаешься?» «С девчонками с работы. С братом». Сутки напролёт? И каждый день, явно чуть встав, заходит в соцсеть. Кому-то пожелать доброго утра? И червячок уже подрос и он теперь не точит твою душу, а уверенно гложет её. Ты теряешь покой, аппетит и сон, запускаешь работу и начинаешь уверенно понимать: тебя перестали любить. Но ты-то любишь! Ты говоришь добрые слова, оказываешь полезные услуги, даришь дорогие подарки и, самое интересное, их принимают! Но твоё общение игнорируют.
        Ревность, досада, обида и огромное желание понять. И, наконец, решаешься и спрашиваешь, что случилось? 
        Что может ответить любящий человек на такой вопрос? Наверно он объяснит ситуацию и подберет нужные слова. Потому что он не хочет разрыва отношений и стремится сохранить их - это любящий человек. 
        А что имеешь ты? А тебе скандал: «Ты чего за мной следишь!» «Ты что себе позволяешь?!» «Дай простора моей душе!» 
        Но отношения были длительны, ты был хорошим любовником и много дал ей. А у неё совесть не до конца ещё потеряна и она смягчается: «Всё нормально. Общаемся, но условия такие: не лезть в душу, не расспрашивать, не отвлекать, не доставать…»
        Ты любишь её и поэтому соглашаешься.
 
        Однако обстановка не меняется. Она по-прежнему сутками в соцсетях и общение с тобой всё холоднее и холоднее. 
        Так кто он есть? На кого она тебя променяла? И ты начинаешь подбирать пароли к Ватцапу и «Одноклассникам», вспоминая всю её родню по именам и даты их рождений, искать в интернете ключи для взлома этих соцсетей. И находишь – там много чего! Но самому такие программы не осилить. Начинаешь обращаться к друзьям - все тщетно. Только специалисты, которые занимаются именно хакерством, смогут тебе помочь. Садишься на телефон и вызваниваешь по номерам в объявлениях по оказанию компьютерных услуг. Но кто согласится по телефону взломать чужой аккаунт? Везде отказ – подсудное дело. 
        Возникает другая мысль: нанять детектива. Много таких сейчас, которые специализируются на супружеской неверности. Находишь.
        «Сделаем. С подкреплением фото- и видео-материалами. С распечаткой разговоров и смс-сообщений. Другой город? Должностное лицо? Пофиг, но будет дороже. С выездом работы минимум дней на 10. Гарантия 100 %. Цена – 150 тыс.»
        Не жалко. Но их нет. Были накопления, но только недавно ей же и отдал - не хватало на машину. Поэтому… Поэтому на душе тревоги лишь усиливаются. Беспокойство, тоска и печаль одолевают настолько, что теряешь рассудок. Боль в душе начинает ощущаться физически. Становишься страшным человеком. Тебя начинают раздражать близкие. А все из-за неведения. Что у неё в голове, что в душе и, самое главное, с кем она? А она точно с кем-то. Ты уже не сомневаешься. Вспоминаются забытые случаи.
        В кафе безрадостная беседа, вяло текущий разговор. Видишь, она не с тобой. И вдруг звонок. И она расцвела и зазвенела: «Игорь! Привет! Ля-ля…»
        «Кто это?»
        «Это мой фитнес-тренер - массажист, делает мне массаж».
        «Помню, рассказывала, но ранее он был просто фитнес-тренер?»
        Оказывается у него курсы массажиста и талант. Странно. И почему с ним на «ты»? И в глаза не смотрит.
        Потом через полгода вновь в кафе, уже к полуночи, тот же звонок. Вороватый взгляд, ответ ни о чем («позже») и теперь без имени – «Брат звонил». Но я-то вижу эмоции. И ночь напролёт у окна переписка. С кем? «Ни с кем. Просто».
        Тебя делают дураком. Этот массаж – порномассаж - у тебя перед глазами! По ночам бессонница. И не от того, что не хочется спать, а закрываешь глаза и видишь её на «массаже». Как он гладит её, ласкает… И начинают по телу «червяки», судороги.
         
        Новый год. В подарок шубка. Вижу, нравится, но принимает как бы нехотя. Так показалось. Но то было другое. Хотела принять и приняла, просто было совестно. Именно это было на лице. Она поборола это чувство. Взяла, одела. Ей идёт. Красиво... 

        Так что же делать-то, если нет жизни?! Если видишь, что начинаешь портить жизнь тем, кто заботится о тебе и любит! Надо как-то выходить. Как? 
        В жизни столько всего прекрасного! Столько непостигнутого! И она, жизнь, продолжается. Казалось бы, бери себя в руки и познавай, твори, дерзай! Может тебе уже немного осталось, успей сделать все, не отвлекайся от истинного пути! Прояви заботу о близких!
        Да, в этом есть истина. Но это теория. А можно ли реализовать эту истину реально? Можно ли завтра встать и не думать о том, о чем вчера (и позавчера, и поза-позавчера, и до этого много дней) болела душа? Пробовал. Не просто пробовал, а убеждал себя, обосновывал свою новую позицию. Но какая глупость перечить своей душе! Перечить тем убеждениям, которые сложились за годы и стали монолитом в этой душе, фундаментом, на котором сформированы чувства и за который держится сама жизнь! Нельзя отвергать то, что не в твоих силах. Здесь не поможет сознание. Не поможет воля. Ты можешь говорить себе сколько угодно, что я сейчас иной и она мне не нужна! Говори. И заставляй себя верить в это. Найди в конце концов другую и ищи в ней то, что тобою утрачено с нею. Но ты всегда будешь знать, что это ложь. Что ты обманываешь себя. Ты будешь напиваться под поводом встречи с друзьями, но будешь знать, что пьёшь от тоски и безысходности, и будешь приходить, падать в подушку и думать о ней. И засыпать с мыслью о ней и с мыслью о ней просыпаться! Потому что она твоя. Она в тебе. Она - это ты сам. И мысль о ней ты можешь выбить только с собственными мозгами...
        Он снова затих.

        Всё ясно, любовница. Общественная мораль порицает любовные отношения. В Библии прелюбодействие считается одним из смертных грехов. Но многие мужчины имеют любовниц. История знает массу великих любовников: Владимир Маяковский и Лиля Брик, Иван Бунин и его пассия Галина, Сергей Есенин и Айседора Дункан.  «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну», - писал поэт.
        Часто такие отношения разрушают семьи. Любовница со временем меняет свой статус на жену и семья остается в стороне. Но, как ни странно, иногда роман сохраняет семью. Как правило адюльтер и возникает, когда в семье нет согласия. Супруги не могут убедить друг друга в правильности своей точки зрения и это влечет ссоры, за ними обиды, затем неприязнь. Утрачивается доверие, возникает потребность излить душу, а исповедаться некому. Многие вещи нельзя доверить друзьям, поймет только женщина. И тут появляется родственная душа. Возникает доверие, потом чувства. И мужчина удовлетворенный идет домой. И кажутся мелочными обиды, он прощает жену. Он ведь любит и его любят – он счастлив.
        Любовница не отягощена обязанностями, с ней просто. Это между супругами возникают сложности, так как с вступлением в брак они наделяются правами и обязанностями. И при этом реализовать права старается каждый из них, а от исполнения обязанностей уклоняется, считая, что либо не настало еще время для их исполнения либо это не его обязанности. И, более того, не так страшно неисполнение обязанностей, как злоупотребление правами. Прежде любимый человек становишься ненавистным в семье. Тебя гнобят, презирают и обозначают твое место под плинтусом. Быт убивает любовь. Ту любовь, которая давала крылья и вдохновляла на безумные поступки. Она незаметно переходит в иную категорию – категорию осознания жены как родственника, дорогого тебе человека, хранительницы очага в твоем доме, матери твоих детей. Её любишь, но уже не той любовью, без романтизма и вдохновения. И это при добрых отношениях. Но когда они портятся, появляется она, любовница.
        Любовники не обременены обязанностями по отношению друг к другу. И прав у них друг на друга нет. Лишь чувства. И только новая измена или чувство собственничества и эгоизм иной раз могут испортить эти отношения и развести влюбленных в стороны.       

        Отблески пламени лениво колыхали тени на лице моего собеседника. Грустный взгляд застыл в одной точке где-то в середине костра.
        - Наверно думаете, что всё это ненормально? Знаю, врачи называют это психозом. Но если вы любили, должны понимать что это такое...
        - Понимаю, тяжко. Но... Насильно мил не будешь. Когда так складывается, надо брать инициативу в свои руки и расставаться.
        - Да, я так и поступил: предложил расстаться. Объяснил, что не могу больше так. Она не приняла - «Всё хорошо». Но ничего не изменилось. Тот же холод в отношениях, то же безразличие...
        И главное что: я ведь не требовал любить меня. Ну дело житейское: между нами сейчас расстояние - уехала за мужем, он военный. Разлюбила, полюбила другого - ну и скажи. Тем более сам же видел это и просил лишь подтверждения - надежда-то умирает последней. Так нет же, все отрицала, меня не отпускала, даже успокаивала.
        А мне нет покоя! Снова в интернет. Нет никаких средств. Психолог, бабки. Психологам не верю...
        И после долгих колебаний - к бабке. К одной – «Не лечу». К другой, к третьей. Начинаешь в них разбираться и понимать квалификацию. И, наконец, попадаешь к нужной.

        С порога понимаешь, что ты попал в другой мир. В полутьме над столом сгорбившаяся фигура. Голова повязана тёмным, видавшим виды платком. Заскорузлые, корявые пальцы граблями неспешно теребят воду в засаленном блюдце. Сверлящий взгляд уставлен в одну точку и лишь изредка искоса обращается на тебя. Будто фотограф ателье, сверяя твою внешность, проявляет старые фотоснимки.
        Чадящие свечки, образа, осколки зеркал... Ведьма. Натуральная ведьма. Ощущаешь дискомфорт. Хочется уйти. И вдруг:
        «Вижу её... Миловидная. Худенькая, стройная, светленькая...»
        Поразительно! Мороз по коже. Видишь в блюдце лишь чистую воду, но словесный портрет её.
        Бабка провела ладонью над гладью воды и глянула на меня.
        «К тебе у ней ничего нету».
        Обратившись к столу, продублировала тот же жест над блюдцем.
        «Вижу его... В свитере или футболке... Надпись на груди... Усы коротенькие... Короткая стрижка... Пучеглазый. Самоуверенный. Крепко он там... Пока он есть, с тобой ничего не будет. А он есть – пока есть», - бросила она на меня лукавый взгляд.
        То есть, «он есть» - пока жив?
        Меня пробил холодный пот. Неужели от него нужно избавиться физически? Убить?
        «Ну, убить - не убить, - говорит бабка, - Это думай как хочешь. Знаешь, за чем пришёл. Я почитаю заговор, а тебе дам порошок: пыль с трёх могил, с пеплом и с кровью. Не скажу с какими. Хочешь от него избавиться, думай об этом. Сильно думай! И посылай в его сторону проклятья. И по щепотке снадобья туда же». 
        «Так он далеко».
        «Кхе-кхе-кхе, для этого нет расстояний. Хочешь – бери. Если знаешь его имя – проговаривай имя».

        Какое-то время сомневаешься и не веришь. Но видишь обман, чувствуешь его. Этот массаж... И уже не обида, а злость! Как она может, спеша к нему смотреть время, глядя на мои часы?! По мной подаренному телефону как можно договариваться о свидании? И обнимал он её в моей шубке! Я не верующий человек, но в церковь иногда захожу и там ставлю свечку за неё, молюсь за неё! А она...
        Нет, это невыносимо!
        Это мерзко и подло и за это должно быть наказание! И наказание - именно смерть! Ему смерть, не ей. Её люблю. Пусть страдает через его смерть!
        Тааак, где он там массажирует? Ага, лицом на север: «Смерть тебе! Смерть тебе, Игорь!» И щепотку снадобья туда же. Сегодня, завтра, послезавтра.
        А общение не меняется, всё также вяло и нехотя. И сутками в сети.
        И вдруг три дня в сети её нет. Почему? Неужели расстались? Неужели не с кем общаться?
        Пишу, спрашиваю: «У тебя всё хорошо?»
        Ответ просто ошарашил: «Еду на похороны своего фитнес-тренера».
        Какой ужас! Я ж не верил в это!
        «От чего умер?» 
        «Не знает никто».
        «Болел?»
        «Нет».

        Силы небесные! Свершилось! И что теперь? 
        А теперь она как с цепи сорвалась! Она уже не скрывает: «Он был замечательный человек! Я должна позаботиться о его ребенке!»
        А я? Я - решал её вопросы, встречал-провожал, возил с поезда к поезду, в другой город, утешал в трудный час, помогал материально - я кто?!
        «Там всё не так просто», - объясняет она мне.
        А что там не просто? Он что, её с поля боя вытащил, спас жизнь, а ему ноги оторвало, и теперь она должна быть с ним и его семьёй? Нет ведь! Там было элементарное распутство и грехопадение - она замужняя и венчанная...
        Он снова поник.

        - А ваша-то святость в чем? - задал я ему вопрос, - Вы же тоже состояли с нею не в супружеских, а в любовных отношениях. И с вами она также была в грехе.
        - Знаете, святость определяет не штамп в паспорте, не свидетельство о браке, а чистота души. У нас были длительные и очень доверительные отношения. Мы стали родными за годы. Мы искренне любили друг друга, заботились, много времени проводили вместе. Мы знали все проблемы друг друга и совместно их решали. Муж не знал чем она болеет, а я лечил её, возил по врачам. Мы доверяли друг другу больше, чем своим близким. И в морально-нравственном отношении это накладывает некие обязательства. Мы должны быть честными друг перед другом. Честными не только в смысле хранить верность, но честными и в признании нарушения этой верности, коль уж это случилось. А говорить, что всё хорошо, находясь в объятия другого, это не честно. И по отношению к мужу и по отношению к любовнику. Это уже, извините, именно распутство. И за это она понесла наказание.

        Мужик замолчал.
        - Вы всерьёз в это верите?
        - Конечно! Как не верить...
        - Это реальная история?
        - Реальная. Совсем недавно... Потому ещё и переживаю...
        Помолчав, с грустью продолжил:
        - Его судьба по любому была предрешена - я почти вычислил его, - он извлёк бумажник и достал из него газетную вырезку с некрологом. С фото смотрел среднестатистический, ничем не выдающийся мужичок. В футболке с надписью, с короткими усиками, простой взгляд.
        Страшная догадка заставила меня содрогнуться:
        - И что хотели сделать? Убить? И сесть в тюрьму?
        Опустив голову, он после некоторой паузы утвердительно кивнул:
        - И покончить с собой.
        Мне захотелось узнать, из-за кого этот сыр-бор, что она из себя представляет, хотя бы внешне?
        - А её фото есть? - спросил его.
        Рука охотника автоматически дернулась к бумажнику, но потом, то ли передумав, то ли в самом деле было так, ответил:
        - Нет. Сжёг всё...
       
        Взглянув ещё раз на вырезку, он бросил её в затухающий костёр. Края моментально почернели, свернулись, вначале поглотив грудь соперника, затем и его лицо. По пепельно-серой глади пробежали последние искорки и она осыпалась на тлеющие угли.
        - А он ведь по сути перед вами не виноват. Наверняка он и не знал о вашем существовании.
        - Может и не знал... В принципе, я сейчас каюсь, что желал ему зла. Да и её почти простил. Но когда тебя съедает ревность, обида и чувство мести, об этом разве думаешь? Вам ведь наверно тоже знакомы эти чувства?
        Я не знал что ответить, всякое в жизни бывает. Порой поддашься эмоциям и в гневе, на ровном месте возьмёшь и «наломаешь дров». А потом вот также, переживаешь и каешься. А «поезд уже ушел».
        Я развёл руками, давая понять, что ответа нет. Он, похоже, тоже рассказал всё.
        - Восстановили отношения? - спросил его, - Теперь-то она одна.
        - Нет. Не знаю, что делать... Бабка сказала еще кое-что. Она сказала: «Ты предал своих близких и тебя предадут еще раз, ты умрешь в одиночестве и страшных муках». Сказала, что я ничего не смогу изменить - это судьба...
        Повисло молчание.
       
        Затем, будто сгоняя полусонную негу, он встрепенулся и вскинул стопку:
        - Ну что там у нас, по третьей? За любовь?
        - Давай. За неё…

        Выпили и вновь окрестности зазвенели тишиной. Мы смотрели на угасающие угли и каждый думал о своём. Чушь, конечно, это всё, совпадение. Ковид сейчас косит всех. Нет никаких чар, глупо верить в какую-то пыль, судьбу. Но он любил и страдал, и искал выход. И нашёл его таким.
        Я понимал его и в душе сочувствовал. И ему, и тому, и ей. Действительно, не всё так просто...
 

        * Вечерняя тяга - перелёт диких уток от водоема к месту кормления на поля.


        2020