О Вагнере, Вивальди, Моцарте и офиц. истории

Зера Черкесова 2
Данное эссе:
 http://proza.ru/2021/09/05/1465
О Вагнере, Вивальди, Моцарте и офиц. истории

Продолжение:
 http://proza.ru/2021/09/05/1817
Письма об искусстве. 18 век и почему мы им не чета

выправить.

05/09/2021
16ч.52м. мск
Решила каждый день полчаса слушать новую для себя музыку, либо в новых исполнениях.
Расширять свой кругозор. Читаю о Рихарде Вагнере. В сборнике М.Друскина "Сто опер". Почему-то до сих пор была предубеждена к Вагнеру. Однако Встпление к опере Лоэнгрин захватило сказочностью прекрасной музыки. Читала на сайте Байретского фестиваля некоторые статьи о Вагнере, в частности, статью Петра Ильича Чайковского(а он был и музыкальный критик помимо композитора и добавим:и правоведа). Петр Ильич назвал Вагнера прирожденным симфонистом, упомянув как раз Вступление(увертюру) к опере "Лоэнгрин". Но плохим оперным композитором. Чайковский считал, что если бы Вагнер посвятил себя исключительно симфонической музыки, то стал бы вторым Бетховеном.  Почему отказывал Вагнеру в оперном даровании:по мнению Пета Ильича, "Вагнер не заботился о певцах, которые у него лишь краска и инструмент в оркестре". Иными словами, сугубо оркестровое мышление.
 Я отдаю должное дарованию композитора, но ни в коей мере не член религиозной секты Вагнера, - резюмирует Чайковский свое отношение к нему, высказанное, как он признаётся, - по многочисленным просьбам сказать свое мнение о Вагнере. Уже во времена Чайковского Вагнер был фигурой неоднозначной, с контрастами отношения к нему и его композиторскому и литературному наследию. Из последнего кое-что входит в российский Индекс литературы под запретом.
Возможно, что это субъективное мнение Чайковского, однако я давно знаю, что Вагнера не рекомендуют начинающим певцам даже с сугубо "вагнеровскими" голосами(сильные тёмной окраски драматические сопрано и баритоны) - полагая по опыту исполнительских практик по всему миру, что это разрушит голос или значительно ослабит. Насколько это верно, не берусь судить, но пример Марии Каллас возможно подтверждает мнение Чайковского("Вагнер не заботился о певцах, которые у него только инструмент оркестра")- известно, что М.Каллас начинала как вагнеровская певица, пела в Байрейте, потом переключилась на итальянский репертуар(Верди, Пуччини, Доницетти, Беллини и тд). Но причина ранней потери голоса остается неразгаданной, так предположу, что может быть Вагнеровская опера тому и виной? Ведь ранние годы вагнероском репертуаре определенным образом настроили её голос и переделать его потом на классическое итальянское бельканто и итальянский музыкальный театр (которое, к слову, Вагнер открыто провозгласил необходимым разрушить и враждовал с Верди! Смотрите в итальянском сериале "Верди", что у нас показывали к 200-летию Верди) - это утопия. Как повелось петь - так и пела "по-вагеровски" итальянские оперы. Именно то, что считалось её сильными и влекущими сторонами:экспрессия, напор, экзальтация, в общем много драматизма, как требовал вагнеровский театр, но это означает отход от техники итальянского "инструментального" bel canto("прекрасное пение"). Чтобы петь вагнеровские партии без ущерба для голоса нужно обладать вагнеровской фактурой - луженой глоткой, способной выдерживать варварские требования к певцам, а также и к слушателям. Одни только многочастные оперные марафоны чего стоят! Валерий Гергиев и Мариинский театр в 2012г. совершили подвиг, поставив всю тетралогию "Кольцо Нибелунгов", каждая из которых идет на немецком языке весь вечер.

Вагнеровской певицей была Фелия Литвин, кажется даже первая исполнительница во многих операх Вагнера на русской сцене и в Европе. Она пела в ансамблях с Ф.И.Шаляпиным. Её "Мою жизнь в искусстве" доводилось некогда прочесть из Отдела искусств, раритетная давно не переиздававшаяся книжка.
Фелиция Литвинова(выступала на сцене под именем Фелия Литвин) признаётся, что сознаёт всю ничтожность своего литературного стиля, но тем не менее хочет запечатлеть для потомков прожитое в качестве певицы, вокального педагога, певшая с великими мастерами, с Шаляпиным в том числе. Много теплых слов она писала о любимых ею операх Вагнера. В них она блистала, осуществив свою мечту стать певицей, а для этого ей пришлось бежать от "милого доктора" - мужа, с охапкой нот, что прятала под подушкой(муж запретил думать о каръере певицы).
Она ничуть не скромничала, признаваясь о слабости своего литературного пера, её записки с громким названием "Моя жизнь в искусстве" - очень слабы в литературной части, но она правильно сделала, что написала их хотя бы и робким слабым пером.
Ведь сколько певцов кануло, и не только певцов...
О своих немногих записях на первых пластинках уже в старости в 30-е гг.20в. в своих мемуарах Фелия Литвин иронично отозвалась так:"Здесь покоится мой голос".
Недавно я с волнением слушала на ю тьюб записи Фелии Литвин с архивных пластинок, они немногочисленны и тембр конечно далёк от оригинала на первых валиках для граммофона, как и шаляпинские записи лишь отдаленно воспроизводят голос великого певца.
Итак, резюмируем:П.И.Чайковский относился к музыке Рихарада Вагнера противоречиво, но оперы Вагнера на русской сцене до революции ставились, и в полном объеме. Одной из первых русских вагнеровских певиц  с европейской известностью была Фелия Литвин.

Всего Р.Вагнер создал 13 опер, часть из которых увидело свет в специально построенном для композитора оперном театре по проекту не только меценатствующего, но и творчески одержимого короля Баварии Людвига Второго. Есть замечательный х/ф "Людвиг" в котором режиссер воссоздал с вольным видением историю этого необычного сотрудничества композитора и эксцентричного (как и сам Вагнер) баварского короля Людвига.
 
Кроме того, лит. наследие Вагнера "необозримо". В частности, сценарии для своих оперных мистерий на сюжеты древне-германских и скандинавских эпосов о богах и героях Вагнер в значительной мере писал сам.

Вот здесь нельзя не заметить перекличку сюжетики вагнеровских опер с таковыми композиторов Барокко. О богах и героях эпосов, саг, мифов - писали практически все композиторы итальянского Барокко. Но если мы только пролистаем статьи Википедии, то не можем не поразиться феноменальной плодовитости последних. Написать за 30-40-50 лет активной деятельности 90 опер и 570 концетво для скрипки с оркестором(или клавесина), а также 555 сонат и пр., и пр, и пр. - было нормальным для практически всех барочных композиторов(Вивальди, Скарлатти , Моцарт, и тд). И при этом они также капельмейстеры, педагоги, священнослужители, регенты церковных хоров, дают уроки, ездят по городам всей Европы в поисках патроната королей и принцев, князей и тд. Аристократы осыпают придворных композиторов милостями и щедротами, однако по роковой необъяснимой инвариантности судеб, они умирают в "нищете", с кучей долгов, а скарб, оставшийся от них описываются кредиторами в счет погашения долгов, при этом кредиторы варварски не ценят рукописное наследие, столь обширное, но рукописи не сжигаются, а оседают на века - в подвалах библиотек и монастрыей Европы, за которыми потом охотятся иследователи в 20-21вв.
Это сюжет воспроизводится едва не у всех "старинных композиторов" вплоть до Моцарта. С минимальными отличиями одна и та же канва биографий:что Вивальди, что Моцарт, что И.-С.Бах, что Й. Мыслевечек, что Д. Бортнянский и т.д.
И впервые подумалось:что-то здесь явно не так.
Поражает гигантское количество написанного в рамках обычной не очень продолжительной жизни(60-70 лет, и менее того у многих). Даже клинические графоманы не способны извести столько бумаги.  А ведь ещё куча всего:преподовал, давал уроки, капельмейстер, регент, дирижер, ездил, искал покровительства, тавил оперы в европейских музыкальных столицах, и прочее. Этот сюжет описан в читанных книгах о Моцарте, просмотренных фильмах(Моцарт, Бах, Верди и др.).

Когда столько успевали написать музыки?!! Назовите мне хоть одного композитора 19в, 20в. - написавших такое гигантское количество произведений. Вот Вагнер - всего 13 опер. Примерно столько же - у Верди. Причем они писали только оперы, узкая специализация, когда барочные титаны Возрождения создавали во всех жанрах и сотнями в каждом!
Доменико Скарлатти допустим. мл. что-то 50 опер и 555 сонат и тд.
Вивальди - 90 опер и 670 кажется концертов. И необозримо в прочих жанрах.
Если Вивальди был так загружен "общественной работой", помимо сочинительства - когда он всё это сочинил? И тоже по-моцартовски - грустный финал жизни, столь бурной и плодотворной, -"в нищете". Как это понимать? Мы стали задаваться вопросами, какими не задавлись прежде, не видя в упор странности и несостыковки официальных биографий.

Может быть, писать много было модой той эпохи, а о качестве не заботиись, не отшлифовывали? Но я послушала сейчас целиком скрипичный концерт А.Вивальди "Времена года", обычно слушаем его частями, а вот целиком намного лучше, цельнее впечатление - и что же?! Что?! Назовите мне хоть одного композитора позднейших после-вивалььдиевских эпох до наших дней - кто написал хоть один концерт, хоть бы отдалённо приблизившийся к божественной гармонии венецианского падре дона Антонио Вивальди. Если бы хоть один композтор работая всю жизнь только над этим сочинением, отстранив всё остальное, анахоретски отказавшись от любых земных обязанностей и соблазнов, - написал нечто подобное - от считал бы себя осененным божественной милостью и благодатью и больше ничего бы не писал, посчитав, что тем только испортит славу такого творения! Но Вивальди написал его в ряду тысяч, не менее изумительных opus-ов! Между руководством хором и оркестром приюта для девочек при монастыре и разъездами по европейским дворам и прочее. Очевидно, писал прямо в каретах. Я посчитала с калькулятором:вышло на 40 лет активной работы по 2-4 произведения в день. Если разделить 90 опер на скажем 3 акта, а еще 600 концертов для скрипки или клавесина с оркестром и сотни сонат.
Спал, должно быть, не более 3-4 часов в сутки, вставал засветло, до уроков в Школе и дирижирования в церкви т и разных аудиенций у королей. И строчил, строчил, строчил, изводя нотную бумагу тоннами! И чернила - вёдрами. А гусиные перья -стадами гусей. Несмотря на щедрость королей умудрился тем не менее промотать все свои сбережения, умереть, оставив только долги(на что тратил - неужели на кутежи?! Ещё этого не хватало до кучи!).

Серъезные композиторы 19-20вв, как Верди, Вагнер, Чайковский, как Прокофьев, Шостакович, Шапорин и многие другие - посвящая себя только сочинению и почти ничему более(ну еще преподавание в консерватории не очень обременительное) - оставили в сотни раз количественно меньшее наследие! Скажем, известно, Юрий Шапорин писал оперу "Декабристы" 30 лет! Тоже, в сущности, опера о героях, серъезная опера подобно(жанрово) операм-сериа итальянского театра барокко.

Чайковский был одаренный оперный композитор, он заботился о певцах, их удобстве вокализирования, знал специфику музыкального театра, но его наследие в театральном аспекте - несколько ранних опер "Черевички" и другие, две ставшие классикой и три балета. Кстати, барочные композиторы писали наравне с операми и десятки балетов и всяческих карнавальных произведений, которые исполнялись на бесчисленных представлениях и "на Карнавале в Венеции". Это какой-то нескончаемый Карнавал - 18 век! Это аналог сталинских парадов? Тогда где произведения для парадов у известных композиторов нашего времени? Или для Олимпийских Игр? Разве не эти традиции мечтал возродить Вагнер?

С другой стороны, если хорошенько продумать дальше... Для какой публики предназначались эти тысячи опусов наперегонки сочинявшиеся композиторами Барокко?" В Италии, в Испании, В Австро-Венгерской империи, во Франции, в Германии, в России...Неужели кучка аристократов нуждалась в таком гигантском количестве произведений? Непрерывно пополняемом новинками. В вики статье О Вивальде:он писал по Договору по 2 концерта в месяц, суммы оклада отражены в сохранившихся журналах церкви, театра... Да, писали на заказ главным образом! А вовсе не по вдохновению и личному выбору о чём и сколько писать. Та же история у Моцарта, с биографией Моцарта я знакома с юных лет, но такие вопросы ставлю только сейчас. И писали не только очень и очень много, но и так, как не написать никому в наше мало-одаренное подобными титаническими дарованиями время! Точнее, вовсе не одарённое, в наши дни таких нет совсем.

А что если...все эти сверх человеческие достижения - и являются наследием, оставленным ДРУГОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ!
 И нам лгали, сочиняя биографии "великих композиторов"(писателей и тд) - мог ли Вивальди, сын наследственного цирюльника(парикмахера), чьи братья тоже стали цирюльниками, как и отец, деды, практически самоучка, как Ломоносов - создать такой арсенал музыки, невозможной для пера ни одного современного нам композитора с гораздо лучшими стартовыми условиями? Вы напишите так? Даже имея за плечами Консерваторию и мастер-классы у лучших мастеров?

Хорошо, один пример не показатель. А десятки примеров, почти все одинковые. Моцарт? Хорошо известно, что он был сын музыкального педагога, автора учебника скрипичной игры, Леопольда Моцарта, но также то, что возимый отцом по Европе с 6 лет в качестве виртуоза-клавесиниста, вундеркинд по-нашему, он остался, Вольфганг, великовозрастным недоучкой, писал по-немецки и по-итальянски письма с ошибками, которые, как могут, оправдывают краснеюшие за Моцарта моцартоведы. Прожил Вольфганг -Амадей 35 лет, и за не более чем 30 лет композиторской каръеры(вундеркинд, начал писать по преданию с 5-6 лет)- 600 произведений! 600! Включая крупные произведения для театра, большие концерты и совсем немного Лид - песен.

Как же возможно недоучке -фонвизинскому Недорослю, не получившему систематического образования, и всё время в дороге, в тряске карет, увлекающийся певицами, проводящий время на всевозможных светских раутах при дворах великих князей и т.д. - как возможно создать ну хотя бы "Дон Жуана" и 40 симфонию?!
Разве такие сокровища боги вкладывают в пустых людей, пусть тысячу раз талантливых? Но талант это только задатки, обещание? potencio. Я спрашиваю, как у Пушкина спрашивал себя и богов Сальери:как такое возможно, чтобы "гуляка праздный", а не великий труженник Сальери - был награжден творческой Благодатью свыше. Нас зомбировали, противопоставляя гениального гуляку праздного Моцарта - с  бездарным хоть и трудолюбцем Сальери. Чтобы зачем? Может быть-блеснула догадка! - чтобы закрыть вопрос о происхождении неправдоподобного по объему и гениальности созданного Моцартом? Как бы между всякой чепухой, любви к Констанце Вебер и прочее.
В общем, пришло время для нашей цивилизации поставить такие вопросы.  Что не так с нашей историей? А что - что-то не то и не так -становится яснее уже многим.

05/09/2021 16ч53-18ч.45м.

Мальчик резвый. кудрявый, влюбленный....(А был ли мальчик?)

Да, а вы не замечали, что все великие зачем-то суют на портретах левую руку в ворот сюртука, словно им холодно? Нее. Это знак принадлежности к Братству Вольныхъ каменщиков! Что Моцарт, что Вагнер, то Глинка...

https://zera-cherkesov.livejournal.com/353704.html