... Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края: "Гренада",
Гренада, Гренада моя!"
...Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
-Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
(Михаил Светлов, 1926 год)
Ох, эти их чистые помыслы, ох, эти наши школьные клубы, штабы и названия отрядов в пионерских лагерях: "Гренады", "Романтики", "Бригантины", "Алые паруса"!..
В то время они, те классики советской поэзии, уже больше знали о правде жизни (мемуары не врут), чем мы, смешные маленькие дети Оттепели! Надолго еще осталось эхом в душах ... У абсолютного большинства - только эхом ( "сантико-фантиковым" - см: истпед. фольклор, бутафорским), у "наиболее впечатлительных" - словом и делом. У наиболее невезучих из них, тех "впечатлительных", но слишком многое давно понявших и не умеющих обманываться?.. Молчи, грусть, молчи! Тем горше.
Но когда душе невозможно без света, есть ПОДЛИННОСТЬ... Классика. Вошедшая в кровь.
"Гренада... Не надо!..." И этот волшебный,удивительный дуэт (сплетенные в одно голоса - мужской и женский). Галина Беседина и Сергей Тараненко - более точного совпадения, абсолютного попадания представить невозможно, никто лучше них не пел "Гренаду"!..
Эти их таривердиевские вокальные циклы...
Только ... Я брала у нее, прекрасно-волоокой, усталой и уже не той, неземной, интервью давным-давно, в разгар Перестройки, в Красном уголке большого завода... Дуэт тогда надолго распался. И она гастролировала по городам-весям и сельским клубам с мужем Виктором Бесединым, он-то и был создателем того волшебного дуэта в свое время.
Впрочем, она по-прежнему хороша и сейчас, и с Тараненко-младшим они смотрятся в дуэте прекрасно, несмотря на разницу в поколение. Она - не "звезда", а та, которой мужчинам хочется целовать руки. Впрочем(вспоминая тот наш разговор в Красном уголке...), у нас на Родине - реже, чем в Париже. А это из недавнего интервью( в сети нашла): "Как-то в Париже после концерта ко мне подошел хиппи, чтобы сказать: «Спасибо Вам! Если бы я знал, что попаду на ТАКОЙ концерт, я бы пришел во фраке».
С мужем-фронтовиком, замечательным музыкантом, у них тоже была разница в поколение - только в обратную сторону. С Сергеем же (сверстники) они смотрелись завораживающе. Никто не сомневался, что это ПАРА!.. Такой любовью светились бархатные ее глаза! "Все же и думали, что у нас любовь необыкновенная, потому что я играла эту любовь, хотя он меня никогда не любил. И даже очень иногда не любил. Ну, говорят, что так во многих дуэтах..." - это из недавнего ее интервью. А те, классические записи, 70-х!.. Бывает, что все сошлось разом: стихи, музыка, личности исполнителей, их голоса...
"Чтоб ты не страдала от пыли дорожной,
Чтоб ветер твой след не закрыл, —
Любимую, на руки взяв осторожно,
На облако я усадил.
Когда я промчуся, ветра обгоняя,
Когда я пришпорю коня,
Ты с облака, сверху нагнись, дорогая,
И посмотри на меня!..
Я другом ей не был, я мужем ей не был,
Я только ходил по следам, —
Сегодня я отдал ей целое небо,
А завтра всю землю отдам...
Светлов в их исполнении( при всем моей горячем уважении к Михаилу Аркадьевичу... однако на предмет любовной лирики есть поэты посильнее) звучал почти, как Шекспир в Таривердиевском цикле.
А Гренада...
По "Гренаде" в малышовом буквально детстве, постигалась поэзия, "стилистические ее приемы" - без напряга и препаривания - сердцем, еще таким податливым и доверчивым.
Сестра, большая, подросток: "Вот послушай, Танька! "Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя… "
Но...
«Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен…
Ээ-х, "Трава молодая — степной малахит"!..