Роман. Камень одиночества. Глава 27. Родня

Татьяна Соснина
 Иногда, прежде чем отправиться со мной и отцом на Север, мама уезжала на Юг, в Сочи или Крым. А один раз она даже выезжала за границу: в Польшу и Чехословакию. Обычно, деньги на поездки ей высылал отец, но  перевод шёл не очень быстро. Тогда приходилось идти на поклон к деду, в его комнату. Дед любил сидеть в темноте, в его тёмной комнате был проведён свет, но дед включал лампочку редко. Все знали - у деда есть деньги, он прячет их от бабушки, а свою пенсию кладёт на сберегательную книжку.Исайя ещё не отошёл от инсульта, часто забывал куда спрятал деньги. Бабушка на него обижалась, укоряла, но дед продолжал прятать.

Собираясь навестит своего сына - Ванюшку, Исайя начинал искать свои любимые бумажки. Он лез в ларь с мукой, пересматривал все перья в подушках. Выходил в комнату к бабушке - весь в муке и перьях. Бабушка сначала пугалась его вида, а потом , разозлившись, гналась за дедом с мокрым полотенцем до остановки, чтобы отхлестать его. Дед убегал от неё так, что сваливались штаны по дороге, он подвязывал их дома верёвкой, видимо, верёвка лопнула, но Исайя не сдавался. Подхватив  полосатые порты рукой, он уехал на трамвае.

Через три дня Исайя возвращался, деньги кончились, кончилась водка и любовь сына. Часто мой отец использовал своё обаяние, чтобы выманить у деда денежные средства на гулянье по ресторанам. Исайя, после нескольких : "Нет уж !" - соглашался. Начинались сборы в сберегательную кассу. Зять брил тестю многомесячную щетину, брызгал одеколоном. Дед воспринимал все действия Гены с большим удовольствием. В самом конце сборов на тестя зять надевал белоснежную нейлоновую рубашку, которую деду привезла моя мама из своих путешествий. Рубашка не мялась, чем очень нравилась всем, особенно бабушке. Но после нескольких стирок нейлон желтел.

И меня подсылали к деду выпрашивать деньги. Я садилась к нему на кровать и начинала: " Дедушка, дай маме денег, а она тебе потом отдаст и привезёт тебе новую рубашку. Исайя опять отвечал мне: "Нет уж !" Но потом сдавался и приносил  маме несколько измятых купюр по пятьдесят рублей.

Мама присылала нам посылки с фруктами. Персики ещё доходили до Омска , а вот абрикосы все были испорчены долгой дорогой. Один раз мы с бабушкой ездили на международный переговорный пункт - мама звонила из Польши, по какому - то важному делу. Был уже поздний летний вечер, а мы всё ждали маминого звонка, наконец нас вызвали в переговорную кабинку. Бабушка записывала за мамой, что необходимо сделать, связь с Польшей закончилась и мы поехали по ночному городу в троллейбусе домой.

 В это лето бабушка взяла меня  в деревню к тёте Тамаре. Я и мой двоюродный брат Серёжа нашли на дороге галчонка, посадили его в ведро, отнесли в чулан и ничего не сказали бабушке. Галчонок громко кричал в чулане, а ведро ещё усиливало звук.
Мы таскали со стола пряники и носили галчонку, понимали, что его надо покормить, чтобы он перестал орать. Бабушка заметила наше подозрительное поведение и убывающие пряники, проследила за нами и нашла галчонка. Бабушка сказала, что его надо срочно вернуть в гнездо, а иначе, от наших пряников он погибнет. Взрослые нашли гнездо, Серёжин папа вернул туда птенца, который кричал не переставая.

у соседей тёти Тамары и дяди Коли была собака Кустик, она привыкла играть с детьми. Кустик прыгал  на меня и сбил с ног. Он всё прыгал и не давал мне подняться. Я просила : "Кустик, перестань! Не надо, Кустик!" Но он не унимался, я уже набрала полный рот земли, когда его отогнали соседи. После  этого случая - стала бояться собак. Меня пугала их сила и неуёмная энергия.Собаки чувствовали мой страх и всегда лаяли на меня. Для любви я выбрала кошек, я их понимаю, они мне доверяют.

В конце октября у тёти Тамары родилась дочь - Ирочка, моя двоюродная сестра. И наша большая родня увеличилась.

Бабушкины сёстры, их мужья, дети - все собирались у нас на Седьмое ноября. К празднику готовились: бабушка пекла пироги с рыбой, варила холодец. А другие сёстры привозили свои соленья, сладкие пироги со смородиновым вареньем. Моя мама пекла торт "День и ночь" с заварным кремом, делала винегрет.

Гостей было много, угощенья - вкусные, веселье - громкое. Заводили любимую песню, просили бабушку запевать , и она запевала: "Комары вы, комары. Вы лесные пискуны. Не давали ночку спать". Песню подхватывала сестра Пелагея и её муж Степан. Степан. который раньше вообще петь не умел, но жена и её сестра научили его петь третьим голосом. Не сразу, но он научился. Ах, как они пели!Эта песня стала семейным достоянием, её богатством, которое необходимо было сохранить и передать потомкам. Серёжа, став постарше, записал их пение на катушечный магнитофон. Запись плохо передавала оригинал, но очень понравилась бабушке Нюре, которая услышала пение, записанное на магнитофоне, стала подпевать им.

У моей бабушки была своя песня, она пела её редко, пела в узком кругу детей и внуков.Откуда пришла эта песня к ней, мы никогда не спрашивали. Бабушка поёт : "Зачем сидишь до полуночи у растворённого окна? Кого ты ждёшь? О ком страдаешь? Заветных песен не поёшь?" Так становилось хорошо от её песни, несмотря на  трагический сюжет. Суженого забирают в солдаты, его невеста плачет горючими слезами, одна слеза упала на колечко, оно распаялось. Я не слышала эту песню в другом исполнении, бабушкино - единственное. Как - то в телевизионной программе
прозвучал только отрывок записи этой песни, в исполнении Надежды Обуховой.Но программа закончилась, больше её не повторяли. так и осталась эта песня бабушкиной!

Частым гостем на семейных праздниках был Николай Давыдов - бабушкин племянник, который в  войну остался сиротой и пришёл к тёте Паше после детского дома в одной телогрейке на голое тело. Сидел Николай на солнышке, ждал тётю. Тётя заплакала, когда увидела очень худого племянника в засаленной телогрейке, которая просто кишела вшами! Телогрейку сожгла во дворе, Колю отмыла сначала в корыте, потом в бане. Кормила  понемногу, чтобы не случился заворот кишок. Коля поправился, устроился на завод учеником слесаря.Ходил в вечернюю школу, дали рабочее общежитие, от тёти съехал, но не забывал тётю Пашу,её доброту и участие. Женился Николай на цыганке Полине. У них родились дети : Люда и Витя. Коля говорил о жене так : "Моя жена богачество любит!" Именно так : "богачество"! Родная сестра Полины - Валентина жила в нашем доме, только в соседнем подъезде.Приходила к нам и Валентина, начинались тогда цыганские песни, пляски, пыль до потолка! А Николай любил ещё наряжаться, когда выпьет. Наряжался он в женское платье. Любил всех смешить, любил праздники, которых было так мало в его сиротской жизни. Дед Исайя не любил Колю за его переодевания. И, однажды, не выдержал. Посреди праздника Николай нарядился в женскую комбинацию, накрасил губы и надел туфли на каблучке. Ой, что тут началось! Поднялся дружный хохот, переходящий в визг. так нелепа была худая фигура Николая в розовой комбинации, да ещё на каблуках!Дед Исайя не мог больше этого терпеть. Он скрипнул остатками зубов, резко вскочил и пошёл на Колю с кулаками. А кулак у Исайи был тяжелее гири, даже после инсульта."Я вам покажу! Деньги мать!", - рассвирепел дед. Коля бросился бежать, теряя по дороге туфли своей родственницы. Дед гнал его по всей улице Магистральной. У него было твёрдое убеждение : "Мужик не должен носить женское платье, тем паче бельё!Никогда!" Знал бы мой дед что творится с нашими мужиками сейчас !