Энтомо 10

Наташа Шевченко
                Энтомо 9: http://proza.ru/2021/08/24/1173



                Лето красное пропела…
                И. Крылов   
               

     Я люблю стрекоз. И не люблю муравьев. Последние за последние, пардон, несколько лет так меня искусали, столько неприятностей доставляли в окружающем мире (одни только их фермы тлей чего стоят), что басня Крылова, которую, как и все, знаю наизусть, совершенно меня не удовлетворяет в практическом и поучительном формате.
     Да и в поэтическом тоже. Ведь дело не в стрекозе-прелестнице, а в цикаде – пожирательнице культурных растений. А стрекоза – хищница, уничтожитель кровососущих насекомых. Она и красива, и полезна. В меру, конечно. А муравей – подлец, моя сугубо личная боль. Вот же ж, и в этот текст влез, а я-то о стрекозе хочу написать.
     Для начала о том, причем здесь цикада? А притом, что в басне Жана Лафонтена, которую вознамерился перевести Иван Крылов, героиней была цикада. К слову, у Эзопа вообще жук какой-то. Погодите, посмотрю… навозный, как оказалось.
Понимаете разницу? Жук – навозный, цикада – вредительница полей. Этих можно противопоставлять трудяге (не отнимешь) муравью. Почему Крылов решил героиней сделать стрекозу, объяснил Лев Успенский в главе 7 «Слова о словах». Если честно, преинтересная история, советую ознакомиться. А кратко скажу: народу цикада в те времена была незнакома. Потому, выбор пал на известное насекомое.
     «Попрыгунья стрекоза». Смешно знаете ли. Стрекозы не прыгают, в отличие от цикад. Написал бы ужо «полетунья», что ли. «Стрекоза уж не поет». Стрекоза вообще не поет. А цикада, да, заливается. В общем, меня совершенно не устраивает поклеп на любимую стрекозу. Потому, при складности стиха, чувствую себя обманутой. Нас, детей, учили на скверном примере. И учат, наверное, до сих пор?
     А между тем, стрекоза – одна из великолепнейших созданий природы. Конечно не одна, их видов только более шести тысяч. Одоната – латинское название стрекозы, а одонатология – раздел энтомологии, изучающий стрекоз. На Первом европейском симпозиуме одонатологов…
     У нас тут несколько видов стрекоз. У реки их огромное количество, любуюсь ими и залипаю на то, что вижу. Изящные красавицы так быстры, легки, воздушны прямо, взлетают вертолетиками, иногда садятся на меня или на мой утес.
     Об утесе можно будет почитать в разделе «Мои мгновения». Когда напишу миньку. А утес, кстати, сваяла сама, чем и горда ужасно.
     Так вот, сегодня на моем утесе грелась стрекоза, всем своим телом и крылышками прижимаясь к камню. Ночь и утро теперь холодные, солнце не успевает прогреть воздух, и землю, и растишки. А утес очень быстро нагревается. И на нем часто отогревают свои лапки всяческие насекомые.
     На фото кроваво-красная стрекоза. У меня на утесе она не зря. Этот вид не особо придерживается водоемов и может на километры от них отлетать. Путешествующий вид. Почему-то вижу их на своем участке под осень. Любопытно, что за свою годичную жизнь в разных ипостасях, стрекозы восемь раз линяют, приобретая иной облик или цвет платьев меняя (из желтенького в красный, например).
     Всегда рада этому созданию. А когда так доверчиво присаживается на меня, мне кажется, она как бы говорит: «Почувствуй, как это быть с крылышками». И на мгновение я ощущаю, как приподнимаюсь над землей.
     Увы, после моего прыжка, она улетает.



_____
Фото авторское
Об утесе написала: http://proza.ru/2021/10/12/1439