Нарцисс Араратской Долины. Глава 85

Федор Лапшинский
Тем летом мне впервые захотелось бросить курить, и освободиться от этой дорогой и вредной привычки. Вдыхать в себя табачный дым я начал в августе 1988 и, таким образом, прокурив четыре года, я начал по утрам слегка кашлять. Мне сильно с курением не повезло, так как в эти годы начались проблемы с табаком. Иногда приходилось курить всякую гадость, что, несомненно, сказывалось даже на молодом организме. Если курильщик постоянно меняет сорта сигарет, и постоянно нервничает по поводу отсутствия нормальных и любимых им болгарских «Родопи» или «ВТ», и вынужден довольствоваться «Дымком», то никакой радости от курения он уже не испытывает. Поначалу, я думаю, сигареты помогали мне справляться со стрессом бездомности и они, опять же, снижали половую активность, и за это им большое спасибо. Алкоголь, как известно, повышает сексуальные желание, а дым никотина, наоборот, снижает. Во всяком случае, он даёт этой тёмной энергии улетучиться в воздух. Если бы молодые люди не курили, то безобразий и сексуальной невоздержанности было значительно больше. А в те времена у нас, в творческой среде, курили практически все без исключения. А если кто и не курил, то сильно этим выделялся. Да и, всё равно, он был пассивным курильщиком и вдыхал чужой дым. Курение табака людей объединяло и успокаивало их расшатанные нервы, и я думаю, что именно проблемы с сигаретами очень сильно ослабили Советскую Власть. Курильщики нервничали и начинали ненавидеть коммуняк, за эти свои унижения. Ну, и проблемы с водкой, тоже народ не радовали и сильно озлобляли. Так что Перестройку надломило именно то, что начались большие трудности с куревом и со спиртосодержащими напитками. Зачем народу вся эта чёртова Гласность, если сигареты по талонам, и за водкой надо стоять по два-три часа в очереди?..

                Я, вот, сильно удивляюсь на это, и почему так случилось до сих пор не очень пойму. Вроде бы всё было, особенно в Ереване, а потом резко стало не хватать таких необходимых для спокойной жизни товаров. И куда смотрела наша мудрая Партия? И я думаю, что это всё произошло по вине разного рода негодяев, которые сознательно хотели развалить нашу многонациональную Родину, где мы жили хоть и скучно, но сытно. И я тут уже не иронизирую, а немного скорблю, потому что хорошо и спокойно нам жилось в СССР, при нашем добром Леониде Ильиче Брежневе. Ни тебе дорогой медицинской страховки, ни беспокойных мыслей по поводу беспомощной старости и мизерной пенсии, ни страха оказаться бездомным и с ума сошедшим, ни других прелестей капиталистической жизни, от которой нас охраняла наша Партия, и наше строгое, но справедливое КГБ. И что в этом КГБ не знали, что нельзя у народа отнимать самое нужное и необходимое для успокоения его нервов? Конечно же, знали…Опять я ушёл в пустые ненужные размышления, и ответы на которые не смогли бы дать ни писатель Солженицын, ни академик Сахаров, ни премудрейший Егор Гайдар… Народ наш много пил и много курил, чтобы унять свою тоску по Царству Небесному и по несбывшемуся Коммунизму. А его лишили и того и другого, и взамен дали какие-то ваучеры и свободные капиталистические отношения, где сильный поедает слабого; и где нет ни морали, ни мук совести, ни других столь необходимых для интеллигентной души переживаний и угрызений. Многие подумали, что это Царство Небесное находится Там, где заходит Солнце, то есть на Западе, где есть всё. И ароматное курево, и вкусные вина, и прекрасные дороги и машины, и собственные дома с зелёными лужайками и фотомоделями…

                И особенно у нас тогда любили рассказывать про чудесную Японию, где был самый настоящий Рай, и все в это верили. Японцы – самые умные, честные и работящие на нашей планете! В Японии уже самый настоящий коммунизм, и им осталось совсем немного, чтобы построить Царство Небесное… где будут работать только роботы, а человек будет  наслаждаться цветением сакуры и красотой горы Фудзияма. Но нам не говорили, сколько одиноких и несчастных японцев и японок, сидят там у себя, в токийской маленькой каморке размером с нашу советскую кухню и, почему-то, боятся выйти наружу. И они тяжело больны какой-то там странной японской болезнью, название которой я запамятовал. Это я потом прочёл, что в Японии если ты не поступил в престижный вуз, то твоя жизнь закончилась, ещё не начавшись. Ужасно кастовая система и никакой свободы для личности. Даже хуже, чем в Индии, про которую мы тоже мало чего знали, и думали, что там живут одни просветлённые йоги, очень любящие наш СССР; и которые всем довольны и кушают горсточку риса в день, и у всех них в их маленькой каморке на стене висит фотография махатмы Ленина. А потом оказалось, что эти индусы довольно приземлённые люди, и очень любят деньги. А кто их не любит?.. Мы тоже любим деньги и вкусно покушать. И покурить «Мальборо» и выпить кубинского рома. В общем, я решил тогда бросить курить и продержался целых две недели. И мне уже казалось, что я навсегда завязал с этой вредной привычкой, и я был очень этому рад…

                К сожалению, я ошибся, и воля моя оказалась не такой сильной. Я опять начал курить, вдыхая в свои лёгкие смертоносный дым и сокращая свою жизнь. А перед этим был смешной эпизод, который мне запомнился. Мы с моим приятелем Валерой пошли куда-то в гости. Это были весёлые молодые  искусствоведши, с которыми я познакомился на улице, у художественного салона, где мы торговали картинками. Перед этим мы пили кубинский ром, и я чувствовал себя прекрасно. В гостях у этих девушек мы пробыли весь вечер и там ещё веселились другие гости. И происходило это всё где-то в районе Волхонки. У меня тогда были деньги, и я ещё купил коньяка, а потом сознание моё отключилось. Впервые в жизни я, можно сказать, так сильно напился и даже потом где-то там вырубился. И это потому, что я не курил, и меня понесло, и я там с кем-то танцевал, и что-то там ещё было. Проснулся я, сидя на стуле, ранним утром, и мне было очень плохо и грустно, и я потом поехал к Валере, и там приходил в себя. Дело в том, что когда бросаешь курить, то начинаешь больше выпивать! И это известный факт, и надо быть крайне осторожным и осмотрительным. Сигарета тебя как-бы сдерживает, и ты никуда не торопишься, и она тебе даёт сигнал, когда надо переставать выпивать. Ведь я, до этого, никогда не напивался, и не терял контроль над своими мозгами. После этого неприятного инцидента я снова начал слегка покуривать, - сперва две сигареты в день, потом пять, а потом уже и пачку, и всё вернулось на круги своя. Лучше уж курить, чем безобразно напиваться и терять своё человеческое достоинство. К тому же, сигареты притупляют сексуальные желания и им за это большое спасибо. Мы многое про себя не знаем, и поэтому сами себя обманываем, и гордимся не тем, чем надо гордиться. И стыдимся того, чего не надо стыдиться. И поэтому вредные привычки нам очень нужны, чтобы мы не возгордились…

                И всегда на место одной вредной привычки приходит другая, ещё более вредная, привычка. Курение не самая плохая привычка. Курильщики – это обычно миролюбивые и задумчивые люди. Вот мой друг карикатурист Лёша всю свою жизнь курил. И он никогда не был агрессивен и не говорил глупостей. Бабочник Юра Махаон тоже был злостным курильщиком – и тоже был умён и задумчив. Поэт и геодезист Ваня тоже всю жизнь дымил, как паровоз, и это его спасало от шизофрении. Один викинг Пётр не курил, - поэтому он сильно выпивал. Бывший экскурсовод Сева тоже не курил, но очень любил выпить водки. Так что, - одни курят, другие – пьют. А те, кто не имели этих дурных привычек, - те чаще всего, люди скучные и неинтересные. Викинг Пётр, в конце концов, завязал. Это произошло уже, когда ему было за пятьдесят пять. И многие говорили, что он потом как-бы немного сошёл с ума. Такое тоже может быть. Бросаешь пить и становишься полу-безумным. Это уже другая тема, к курению не имеющая никакого отношения…