На конкурс МК-6. 4-ый тур

Николай Пащенко
           Сравнение творчества В.Маяковского, Б.Пастернака и  А.Ахматовой    (Здесь: http://proza.ru/2021/09/04/269 )               

                На вопрос: «Пастернак?», 10 обычных граждан, из 100, ответят, не задумываясь: «Доктор Живаго». Но только двое, из этих десяти, смогут изложить содержание романа.

                На вопрос: «Маяковский?», 10 обычных граждан, из 100, ответят, не задумываясь: «Облако в штанах». Но почему облако, и почему в штанах, - не ответит никто!

                На вопрос «Ахматова?», 3 обычных граждан, из 100, ответят: «Жена Гумилёва», один, из   этих троих, добавит: «…и не только его…».

Как известно всякому неглупому человеку, любое сравнение должно носить корректный характер, включая случаи, когда осуществляется попытка сравнивать творчество разных авторов. Что определяет корректность в этой ситуации?  Главное, авторы должны творить в сравнимых жанрах. Некорректным, к примеру, будет сравнение поэта с романистом, или песенника с очеркистом.  Второе: сравнение должно охватывать достаточно близкие периоды жизни авторов, ибо возраст  накладывает свой отпечаток на творчество, вплоть до маразма. Третье: рассматриваемое творчество авторов должно охватывать общий исторический период, ибо происходящее вокруг очень сильно влияет на творчество, что позволяет оценить, в сравнении, степень этого влияния на авторов и степень их творческого отображения происходящего, в одинаковых условиях.
Так и  поступим, чтя эти три условия. Начнём с жанров, в которых авторы, преимущественно, творили. Итак:
Маяковский (1893 - 1930), 37 лет – поэзия, проза, очерки, агитация.
Пастернак (1890 - 1960), 70 лет -  поэзия, переводы, проза.
Ахматова (1889 - 1966), 77 лет – поэзия.
Выходит, можно рассматривать только поэзию, как ОБЩЕЕ, у всех,  до возраста в 37 лет. Учитывая, что все они почти ровесники, то это период до 1927 года, а исторический фон – с  1905 по 1927 гг.
Что является СХОДСТВОМ у авторов, как поэтов? В первую очередь, принадлежность к т.н. «серебряному веку» русской поэзии.  Конечно, они очень разные, достаточно сравнить их стихи, написанные в рассматриваемый период. Возьмём 1917 год, год двух революций в России. И как поэты откликнулись на эти знаменательные события?

Маяковский:
«Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.» (1917)
«Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.»  («Революция», 1917 )

Пастернак:
«Он чует, он впивает дух
Солдатских бунтов и зарниц.
Он замер, обращаясь в слух.
Ложится - слышит: обернись!

Там - гул. Ни лечь, ни прикорнуть.
По плошадям летает трут.
Там ночь, шатаясь на корню,
Целует уголь поутру.»     («Распад», 1917г. )

Ахматова:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
……………………………
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух».  («Мне голос был.» 1917 г.)

Сравнивая представленные стихотворения, нетрудно догадаться, что, если Маяковский достаточно однозначно  воспринимает происходящее, солидаризируясь с ним, то Пастернак воспринимает его с тревогой и  сомнениями. ОБЩЕЕ СХОДСТВО у обоих поэтов – это восприятие событий сквозь призму влияния на общество. В ОТЛИЧИЕ от Ахматовой, которая, чисто по-женски, рассматривает события через своё эго. В этом и основные РАЗЛИЧИЯ в творчестве трёх поэтов: Маяковский – однозначен, Пастернак – в растерянных сомнениях, Ахматова – больше про себя. Очевидно, что, в поэтическом стиле,  Маяковский выглядит новатором, Пастернак – искателем, а Ахматова  - хранительницей традиций. По разнообразию, содержательности и по однозначности высказываний, МОЁ ПРЕДПОЧТЕНИЕ,  из всех троих, конечно, МАЯКОВСКИЙ. 
Конец КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ.
……………………………………………………………………………………………………………………
Дополнение для развлечения, НЕОФИЦИАЛЬНОЕ.
 А теперь представим, что ответы на это же задание, с теми же условиями корректности сравнения, написаны двумя разными критиками, условно представляющими левые и либеральные взгляды. Публикуется для возможного сравнения …)))
……………………………………………………………………………………………………………………..
Итак, пишет «совок» (как любят выражаться недалёкие противники):
Блестящим представителем т.н. «серебряного века русской поэзии» является  великий Владимир Маяковский. Поэт не только предвосхищал великую революцию, но и одним из первых откликнулся на неё, отражая в своих стихах, и в нужных народу агитационных материалах, всё её величие. А также никчёмность и жадность «жующих рябчиков» буржуев. Чем он, в лучшую сторону, отличается от мятущегося, не определившегося, другого поэта – Пастернака, декадента по сути, и  от замкнувшейся в себе, не способной оценить величие происходящего, «домашней поэтессы» Ахматовой. Но Советская власть справедлива – ни Пастернак, ни Ахматова, ни разу не были арестованы! Конец.
………………………………………………………………………………………………………………….
Теперь пишет «дерьмократ» (кличка либералов, любя присвоенная их противниками):
«Серебряный век русской поэзии» был представлен такими гигантами русской словесности, как Пастернак и Ахматова.  Ахматова, красавица и умница, была замужем за прекрасным офицером армии Его величества, Императора всея Руси, Николаем Гумилёвым. Но Гумилёв был ещё и основателем школы акмеизма (течение в поэзии, которое всячески замалчивалось при Советах, а упоминание о нём грозило ссылкой на Соловки) и великим путешественником (простые люди, при царе, могли спокойно путешествовать по миру, не испрашивая разрешения в домкоме). Гумилёва, естественно, расстреляли коммунисты в 1918 году, но Ахматова уже не была замужем за ним, что её и спасло.  Однако угроза расстрела постоянно висела над Ахматовой. Сколько бы раз она ни выходила замуж. Товарищем по несчастью Ахматовой, тоже под постоянной угрозой, был и другой представитель «СВ» - Пастернак. До сих пор исследователи ищут тот расстрельный список, из которого он был, случайно, вычеркнут. Вот такая была тяжёлая жизнь у поэтов при Советах. Недаром даже такие незаметные поэты, как некто Маяковский, кончали жизнь самоубийством. А если бы сам не застрелился, то его бы, обязательно, расстреляли большевики. Очень интересна была любовь поэта к некоей Л. Брик, и роль её мужа. Конец.