Перечитала бессмертный роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
И ещё раз посмотрела одноимённый фильм Владимира Бортко.
Удивительный, пронзительный фильм получился. Этот фильм про любовь,
про Несбывшееся, (помните, как у Грина), которое есть у каждого из нас.
А ещё, этот фильм про рождение христианства; про веру в Бога;
про добро и зло, которое уживается в каждом из нас.
Про Иешуа Га-ноцри и Воланда.А Боженька в фильме такой,
как рассказывала о нём моя мама. Это мой Боженька.
Такого Боженьку любят дети, с таким Боженькой говорят женщины.
Такого Боженьку ищут в церкви, и если находят, то остаются с ним навсегда.
Спасибо Сергею Безрукову, режиссеру Владимиру Бортко,
за такого Боженьку. Какие у Га- ноцри глаза!Смотрела фильм и поражалась:
лицо,глаза, голос, и никак не могла понять и выразить словами,
какой он, Боженька, Иешуа Га –ноцри? А он – добрый и кроткий.
И он, так же, как мы, пришёл в этот мир удивился и испугался.
И страдал он, и принял муки страшные, чтобы мы увидели, какие мы.
Чтобы каждый из нас задумался: неужели это мы, Господи?
Злые, жадные, жестокие, и трусливые. И страшные и бессердечные в толпе.
Страшен на Голгофу путь,
И тяжек крест Иисуса,
Но тяжелее во стократ,
Вина глазеющей толпы,
Кричащей вслед:
«Распни, распни».
Но выбор есть всегда.
У Христа – свой бросить крест,
А у толпы – помочь, спасти.
И превратиться из толпы в народ.
Не раз, в течение жизни,
Путь на Голгофу проходили мы,
Не научились сострадать,
Несущему свой крест Христу
Или простому грешнику.
Мы не умеем ближнего прощать,
И не становимся мудрее и добрее.
Но выбор есть всегда.
У всех, стоящих на пути Христа:
Подхватить крест из рук
Великого Страдальца;
Добить упавшего под тяжестью креста;
К чужой беде быть равнодушным;
Или в толпе остаться человеком.
У каждого из нас своя Голгофа.
У каждого из нас своя вина.
И до скончания века,
Будет нести толпа,
Свой крест вины,
Что не спасла когда-то,
Бога нашего, Христа.
Поэтому, самые кроткие, самые добрые, молодые покидают этот мир
и уходят туда, где царит мир и покой. Туда зовёт нас фильм.
Чем так жить, лучше не жить вовсе на этой грешной земле.
А ещё этот фильм об одиночестве, о горьком сиротстве –
некому заступится за сироту Га–ноцри, и Бог–отец оставил его умирать
на кресте,и ученики предали, и вера его не спасла.И нет ещё церкви,
которая станет домом для христиан а церковная община - семьёй.
А дом и семья – это маленькая церковь для каждого из нас.
Фильм этот, а так как он очень близок к тексту, то и роман Булгакова
о рождении христианства. В нарушение всех церковных догм и канонов -
Воланд удивительно симпатичный и совсем не страшный. Такое изображение
Воланда –Сатаны –Люцифера –падшего Ангела –оказалось возможно только в СССР,
где атеизм был возведён в ранг государственной религии.
Но втайне, все, от Политбюро до рядовых граждан, и крестились,
и Пасху отмечали, и Рождество. И в Бога верили. И Бог наш был таким,
каким его изобразил в фильме Сергей Безруков. Он был добрый и справедливый,
наш Боженька. А ещё он любил нас всех: добрых и злых, бедных и богатых,
праведных и грешных. ОН умел прощать, и призывал нас всех к этому:
любить и прощать. Бог есть любовь.
Но, такой Боженька, оказался не нужен Каифе и иже с ним.
Им нужно было, чтобы в наших душах поселился страх и безысходность.
И, постепенно,наш, всеми любимый, добрый Боженька трансформировался
в грозного, надзирающего за всеми и карающего Бога.
Добрый Боженька, ты где?
Мы оставлены в одиночестве
Всемогущим Господом на земле.
Добрый Боженька, ты где?
Прячут тебя от нас в небе.
Давно уже некому за нас заступиться
Ни на небе, ни на земле.
А добрый Боженька где?
Заступник и защитник наш на земле.
Бог есть! где-то там, высоко.
Но он недоступен как Ваше Высочество.
Нас не ждут на том и не рады на этом свете
Добрый Боженька, где ты?
По утрам нас будит жизнь,
А за спиной у нас - смерть.
И мы оставлены в одиночестве,
Всемогущим Господом на земле.
Так начинается каждый день,
Без доброго Боженьки на небе,
Без заступника на земле.
Добрый Боженька, ты где?
Служители Церкви должны использовать любую возможность,
книги и кино в том числе, чтобы приблизить Бога к людям.
Сделать веру простой и понятной, приходской священник -стать исповедником
а приходская церковь стать домом для каждого из нас,
куда бы мы могли прийти со своими бедами,радостью и печалью.
А слово Божие не карало бы нас а успокаивало и вселяло надежду.
Каждый из нас должен выдавливать из себя раба, покорность,
смирение. Непротивление злу у нас в крови, на генетическом уровне,
и в том, что мы, русские, такие, не последнюю роль сыграла церковь.
Материнская Голгофа.
Страдал Христос от боли на кресте.
«Зачем оставил меня, Отче?»
И капли крови его, горячей, в землю упали,
И пыль кровавую в каменья превратили.
И, бойся, мой народ жестокий,
Чтобы не вложил Он кровавые каменья
В твои протянутые руки, не превратил
Народ в толпу свирепую, кричащую: Распни.
Толпа распнет любого, каждого из нас,
Кто встанет на её пути, у неё своя Голгофа,
И путь на Голгофу у толпы жестокой свой.
И не свернуть с пути кровавого,
Не суждено народом стать толпе.
И жертва страшная Христа напрасна.
Мы говорим на разных языках,
И вера разная у нас, и не построить Башню,
И заросли быльём дороги к Храму.
Мы не умеем ближнего любить,
Тем паче и врагов мы не полюбим,
Не любим мы родных и фарисействуем,
Что любим мы Христа, Христову веру,
Забыв, что путь на Голгофу,
Усыпан весь кровавыми камнями,
И полит кровью праведной Христа,
И залит материнскими слезами,
Идущих вслед за сыновьями.
Найдите, матери, детей своих в толпе,
И уведите за собой, и 40 лет водите,
Как Моисей, и 40 лет учите их любви.
И может быть не в этой жизни,
Путь материнский на Голгофу,
И материнская любовь, превратит детей-
В народ, и путь кровавый на Голгофу,
Усыпит розами в память о Страдальце.
И Крест Святой внесёт народ на гору,
И увенчает лучших сыновей и матерей,
Лавровыми, а не терновыми венками.
Этот фильм зовёт всех нас в даль светлую и дарит надежду:
Не всё так страшно и безысходно в этой жизни, пока на свете есть любовь.
А любовь – это Божий дар, и счастлив человек, если в его жизни случается
такая любовь. Этот фильм о том, что у каждого из нас есть выбор:
всю жизнь прожить с нелюбимыми, или отдать душу
за счастье быть рядом с любимыми.
«Пропади ты пропадом, разнелюбая!»
Помните, эти страшные слова сказал Григорий Мелихов Наталье, когда уходил!
И не дай Бог никому,услышать такие слова! К сожалению, в жизни так бывает!
И пусть для влюблённых в жизнь вечную путь закрыт, но каждый из нас,
грешных, упокоится с миром и обретёт покой вечный.
«Разве, чтобы считать себя живым, тебе нужно сидеть в подвале?
Тот, кто любит, тот должен разделить участь того, кого любит.
Роман принесёт тебе бессмертие и неслыханную славу.
Мой милый, мой единственный, они опустошили тебе душу,
глаза - пустые, а плечи - они сникли. Я буду беречь твой сон,
и ты обретёшь вечный покой. Мы будем гулять под вишнями,
ты будешь писать свой роман гусиным пером.
В доме с цветными стёклами будут гореть свечи,
под музыку Моцарта мы будем встречать рассвет. И какая разница,
где будет этот дом: в потустороннем или не в потустороннем мире?
Главное, что мы будем рядом, любимый!»- монолог Маргариты.
Левий Матвей: « Я к тебе, Дух Зла и Покровитель Теней. Не хочу,
чтобы ты здравствовал, Но что бы делало Добро, если бы не было Зла?
ОН прислал меня,Он прочитал сочинение Мастера. Он ПРОСИЛ,
чтобы ты взял его с собой, и дал ему покой. Мастер не заслужил Света,
но заслужил покой. ОН просил, чтобы и ту,
которая любила и страдала,вы взяли ТОЖЕ!»
О Мастере и Маргарите.
Ещё из Рая грешники не изгнаны,
Ещё пустует Мастера подвал,
И сны безумные ещё не изданы,
И Мастер свой роман не написал.
И Маргариту он не повстречал.
Но есть уже на свете Тьма и Свет,
И на Кресте Сын Божий умирает.
Сильнее тела душа страдает,
Когда на кресте её распинают.
И души наши, расставаясь с телом,
Где смешалась радость с бедой,
Навсегда расстаются с болью,
С телесной, сердечной, любой.
Свет и Тьма сойдясь на стыке ночи,
Дают нам право выбирать пути,
Не ошибитесь, люди, в выборе.
Любовь – как вспышка молнии,
Всё сжигает в своём пламени,
Ей всё равно, где обрести покой,
Лишь бы рядом были любимые.
И к Свету пойдут, по лунной дорожке,
Взявшись за руки все влюблённые,
Чтобы покой обрести навеки,
С любимыми, в горе и в радости.
И чёрной мглою покроется Свет,
И чёрные кони помчат их туда,
Где встречается с Тьмою рассвет,
И сияет свет Истины - Вечной Любви.
И яркой луною в окошко заглянет,
Под музыку Шуберта встретит рассвет.
Любовь навечно поселится в доме,
И Вечный покой влюблённые обретут.
Их серафимы своими крылами укроют,
И вечную славу Любви воспоют.