Эссе о фильме Мастер и Маргарита

Раиса Бочкарева
         Перечитала бессмертный роман  Булгакова «Мастер и Маргарита».
И ещё раз посмотрела  одноимённый  фильм  Владимира Бортко.
Удивительный, пронзительный  фильм получился. Этот фильм про любовь,
про Несбывшееся,  (помните, как у Грина), которое есть у каждого из нас.
        А ещё, этот фильм про рождение христианства; про веру в Бога;
про добро и зло, которое уживается в каждом из нас.
Про Иешуа Га-ноцри  и Воланда.А Боженька в фильме такой,
как рассказывала о нём моя мама. Это мой Боженька.
Такого Боженьку любят дети, с таким Боженькой говорят женщины.
Такого Боженьку ищут в церкви, и если находят, то остаются с ним навсегда.
        Спасибо Сергею Безрукову, режиссеру Владимиру Бортко, 
за такого Боженьку. Какие у Га- ноцри глаза!Смотрела фильм и поражалась:
лицо,глаза, голос, и никак не могла понять и выразить словами,
какой он, Боженька, Иешуа Га –ноцри? А он – добрый и кроткий.
        И он, так же,  как мы, пришёл в этот мир удивился  и испугался.
И страдал он, и принял муки страшные, чтобы мы увидели, какие мы.
        Чтобы каждый из нас задумался: неужели это мы, Господи?
Злые, жадные, жестокие,  и трусливые. И страшные и бессердечные в толпе.

Страшен на Голгофу путь,
И тяжек крест Иисуса,
Но тяжелее во стократ,
Вина глазеющей толпы,
Кричащей вслед:
«Распни, распни».
Но выбор есть всегда.
У Христа – свой бросить крест,
А у толпы – помочь, спасти.
И превратиться  из толпы в народ.
Не раз, в течение жизни,
Путь на Голгофу проходили мы,
Не научились сострадать,
Несущему свой крест Христу
Или простому грешнику.
Мы не умеем  ближнего  прощать, 
И не становимся мудрее и добрее.
Но выбор есть всегда.
У всех, стоящих на пути Христа:
Подхватить  крест из рук
Великого  Страдальца;
Добить упавшего под тяжестью креста;
К чужой беде  быть  равнодушным;
Или в толпе остаться человеком.
У каждого из нас своя Голгофа. 
У каждого из нас своя вина.
И до скончания века,
Будет нести толпа,
Свой крест вины,
Что не спасла когда-то,
Бога нашего, Христа.
        Поэтому, самые кроткие, самые добрые,  молодые покидают этот мир
и уходят туда, где царит мир и покой. Туда зовёт нас фильм.
         Чем так жить, лучше не жить вовсе на этой грешной земле.
        А ещё этот фильм об одиночестве, о горьком сиротстве –
некому заступится за сироту Га–ноцри, и Бог–отец оставил его умирать
на кресте,и ученики предали, и вера его не спасла.И нет ещё церкви,
которая станет домом  для христиан  а церковная община - семьёй.
А дом и семья – это маленькая церковь для каждого из нас.
        Фильм этот, а так как он очень близок к тексту, то и роман Булгакова
о рождении христианства. В нарушение всех церковных догм и канонов -
Воланд удивительно  симпатичный  и совсем не страшный. Такое изображение
Воланда –Сатаны –Люцифера –падшего Ангела –оказалось  возможно только в СССР,
где атеизм был возведён в ранг государственной религии.
        Но втайне, все, от Политбюро до рядовых граждан, и крестились,
и Пасху отмечали, и Рождество. И в Бога верили. И Бог наш  был таким,
каким его изобразил в фильме Сергей Безруков. Он был добрый и справедливый,
наш Боженька. А ещё он любил нас всех: добрых и злых, бедных и богатых,
праведных и грешных. ОН умел прощать, и призывал нас всех к этому:
любить и прощать. Бог есть любовь.
        Но,  такой  Боженька,  оказался  не нужен  Каифе и иже с ним.
Им нужно было, чтобы в наших душах поселился страх и безысходность.
И, постепенно,наш, всеми любимый,  добрый Боженька трансформировался
в грозного,  надзирающего за всеми и карающего Бога.

Добрый Боженька, ты где?

Мы оставлены в одиночестве
Всемогущим Господом на земле.
Добрый Боженька, ты где?
Прячут тебя от нас в небе.

Давно уже некому за нас заступиться
Ни на небе, ни на земле.
А добрый Боженька где?
Заступник и защитник наш на земле.

Бог есть! где-то там, высоко.
Но он недоступен как Ваше Высочество.
Нас не ждут на том и не рады на этом свете
Добрый Боженька, где ты?

По утрам нас будит жизнь,
А за спиной у нас - смерть.
И мы оставлены в одиночестве,
Всемогущим Господом на земле.

Так начинается каждый  день,
Без доброго Боженьки на небе,
Без заступника на земле.
Добрый Боженька, ты где?

        Служители Церкви  должны  использовать любую возможность,
книги и кино в том числе,  чтобы приблизить Бога к людям.
Сделать веру простой и понятной, приходской священник -стать исповедником
а приходская церковь  стать домом для каждого из нас,
куда бы мы могли прийти со своими бедами,радостью и печалью.
А слово Божие не карало бы нас а успокаивало и вселяло надежду.
          Каждый из нас должен выдавливать из себя  раба, покорность,
смирение. Непротивление злу у  нас в крови, на генетическом уровне,
и в том, что мы, русские, такие,  не последнюю роль сыграла церковь.

Материнская Голгофа.

Страдал Христос от боли на кресте.
«Зачем   оставил   меня, Отче?»
И капли крови его, горячей, в землю упали,
И пыль кровавую в каменья превратили.
И, бойся, мой народ жестокий,
Чтобы не вложил Он  кровавые каменья
В твои протянутые руки, не превратил
Народ в толпу свирепую, кричащую: Распни.
Толпа распнет любого, каждого из нас,
Кто встанет на её пути, у неё своя Голгофа,
И путь на Голгофу у толпы жестокой свой.
И не свернуть с пути кровавого,
Не суждено народом стать толпе.
И жертва страшная Христа напрасна.
Мы говорим на разных языках,
И вера разная у нас, и не построить Башню,
И заросли быльём дороги к Храму.
Мы не умеем ближнего любить,
Тем паче и врагов мы не полюбим,
Не любим мы родных и фарисействуем,
Что любим мы Христа, Христову веру,
Забыв, что путь на Голгофу,
Усыпан весь кровавыми камнями,
И полит  кровью праведной Христа,
И  залит  материнскими слезами,
Идущих  вслед за сыновьями.
Найдите, матери, детей своих в толпе,
И уведите за собой, и 40 лет водите,
Как Моисей, и 40 лет учите их любви.
И может быть не в этой жизни,
Путь материнский на Голгофу,
И материнская любовь, превратит детей-
В народ, и путь кровавый на Голгофу,
Усыпит розами в память о Страдальце.
И Крест Святой внесёт народ на гору,
И увенчает лучших сыновей и матерей,
Лавровыми, а не терновыми венками.
          
      Этот фильм зовёт всех нас в даль светлую и дарит надежду:
Не всё так страшно и безысходно в этой жизни, пока на свете есть  любовь.
А любовь – это Божий дар, и счастлив человек,  если в его жизни случается
такая любовь. Этот  фильм  о том, что  у каждого  из  нас есть выбор:
всю жизнь прожить с нелюбимыми,  или  отдать  душу
за счастье  быть  рядом  с любимыми.
      «Пропади ты  пропадом,  разнелюбая!»
Помните, эти страшные слова сказал Григорий Мелихов Наталье, когда уходил!
И не дай Бог никому,услышать такие слова! К сожалению, в жизни так бывает!
И пусть для влюблённых в жизнь вечную путь закрыт, но каждый из нас,
грешных, упокоится с миром и обретёт покой вечный.
      «Разве, чтобы считать себя живым, тебе нужно сидеть в подвале?
Тот, кто любит, тот должен разделить участь того, кого любит.
Роман принесёт тебе бессмертие и неслыханную славу.
Мой милый, мой единственный, они опустошили тебе душу,
глаза - пустые, а плечи - они сникли. Я  буду беречь твой сон,
и ты обретёшь вечный покой. Мы будем гулять под вишнями,
ты будешь писать свой роман гусиным пером.
В доме с цветными стёклами  будут гореть свечи,
под музыку Моцарта мы будем встречать рассвет. И какая разница,
где будет этот дом: в потустороннем или не в потустороннем мире?
Главное, что мы будем  рядом,  любимый!»- монолог Маргариты.
      Левий Матвей: « Я к тебе, Дух Зла и Покровитель Теней. Не хочу,
чтобы ты здравствовал, Но что бы делало Добро, если бы  не было Зла?
ОН прислал меня,Он прочитал  сочинение Мастера. Он  ПРОСИЛ,
чтобы ты взял его с собой, и дал ему покой.  Мастер не заслужил Света,
но заслужил покой. ОН просил, чтобы и ту,
которая любила и  страдала,вы взяли ТОЖЕ!»

О Мастере и Маргарите.

Ещё из Рая грешники не изгнаны,
Ещё пустует Мастера подвал,
И сны безумные ещё не изданы,
И Мастер свой роман  не написал.
И Маргариту он  не повстречал.

Но есть уже на свете Тьма и Свет,
И на Кресте Сын Божий   умирает.
Сильнее тела душа страдает,
Когда на кресте её распинают.
И души наши, расставаясь с телом,
Где смешалась радость с бедой,
Навсегда расстаются с болью,
С телесной, сердечной,  любой.

Свет и Тьма сойдясь на стыке ночи,
Дают нам право выбирать  пути,               
Не ошибитесь, люди,  в выборе.
Любовь – как вспышка молнии,
Всё сжигает в своём пламени,
Ей всё равно, где  обрести покой,
Лишь бы рядом были любимые.
И к Свету пойдут, по лунной дорожке,
Взявшись за руки все влюблённые,
Чтобы   покой  обрести  навеки,
С любимыми, в  горе и в радости.

И чёрной мглою покроется Свет,
И чёрные  кони помчат их туда,
Где встречается с Тьмою  рассвет,
И сияет свет Истины - Вечной Любви.
И яркой луною в окошко заглянет,
Под музыку Шуберта встретит рассвет.
Любовь навечно  поселится в  доме,
И Вечный покой  влюблённые обретут.
Их серафимы своими  крылами укроют,
И вечную славу Любви воспоют.