Общественные животные

Армен Григорян
             Не напиши Андерсен в 1843 г. "Гадкого утенка", а в 1844 г. — "Снежную королеву", его "Девочку с серными спичками" в 1845 г. среднестатистическое "общественное животное" (по Аристотелю) постаралось бы не заметить. Занимающим место между гениями и отбросами присуща любовь к хеппи-энду. Правду, на самом деле, этот мир не любит. Правду боятся даже некоторые гении и отбросы. А между тем, "Девочка со спичками" — одно из страшнейших по своей правдивости произведений мировой литературы.
            Мы все отлично понимаем, что Кай никогда бы не ушел от Снежной королевы , и что Гадкий утенок никогда бы не превратился в прекрасного лебедя (гениальный Андерсен намекает, что такое может произойти только тогда, когда человек меняет свое окружение, а это, в настоящей жизни, почти невозможно).

            Не напиши Достоевский в 1866 г. "Преступление и наказание", кто бы обратил внимание на его рассказ "Мальчик у Христа на елке" в 1875 г.? Между тем, куда реальнее замерзающие на улице дети, чем гипотетические Раскольниковы, которые в настоящей жизни никогда никаких угрызений не испытывают, а Сонечки Мармеладовы, после падения, разумеется, начинают якшаться с криминальными элементами, но в ранг святых их никто не возводит.
             Но "среднестатистические" любят ложь. Ложь выгодна: мещанину удобно сравнивать себя с Раскольниковым и находить, что он, мещанин, выше нищего студента. Бидерманнам приятно представлять, что когда-нибудь они выберутся из своего обывательского болота и превратятся в прекрасных лебедей...
             Но помочь замерзающим детям? Нет, не видели, не слышали, не знают...