Что я могу сделать?!

Наталья Папахова
«Что я могу сделать?!»

Этот риторический с пессимистическим вздохом вопрос, возникает у многих людей, неудовлетворённых тем, что происходит в России и в их жизни. Состояние экономики, экологии, образования, науки, промышленности, сельского хозяйства, организации всей жизни — при всём понимании, что так быть не должно, вызывает лишь угрюмое: «Но мы то изменить ничего не можем». То есть кто-то там, где-то наверху всё решил, сделал неправильно, но от нас ничего не зависит. Но так же нельзя!

Неужели из-за того, что кто-то не живёт честно, ненавидит людей, будем уподобляться таковым? Или всё-таки найдём в себе остатки человечности, чтобы исполнить простое этическое правило: не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе?

Неужели на самом деле мы ничего в этой жизни изменить не можем?

Если задумаемся, то поймём: как океан состоит из капель, так человечество состоит из людей, и от состояния каждой части зависит качество целого.

Да и разве мы не знаем по своей каждодневной жизни, как от наших действий, мыслей, чувств и их выражений, зависит, какова она будет? Будем ли мы здоровы, радостны или больны, унылы — разве совсем не зависит от того, каковы наши мысли, чувства, отношение к происходящим событиям и людям?

Мы многое можем. Мы можем свои унылые мысли заменить на радостные. Мы можем видеть лучшее в людях, которые рядом с нами, мы можем по-человечески к ним относиться, жить по совести.

Мы можем заботиться о людях ближних и дальних, не проходить мимо, когда кому-то трудно. В заботе о людях как пешеход переходить дорогу на разрешённый сигнал светофора, чтобы не нервировать водителя, а как водитель не проезжать прямо за спиной пешехода, чуть его не задевая, чтобы у него не было нервного стресса. Можем не плясать всю ночь в своей квартире в многоквартирном доме и не орать под окнами спящих соседей, когда у нас день рожденья, посреди города можем не устраивать салют по этому поводу в 2 часа ночи, заботясь о покое других людей. В больничной палате не ставить будильник на 5.30 утра (так привыкли), подумав, что у кого-то рядом была бессонная ночь и больное сердце. А пьющий дядя Коля в деревне может утром отставить бутылку и пойти починить крышу одинокой старушке соседке, а она ему поставит чайник и накормит пирожком... Можно ещё много перечислять, как мы можем оставить всё неподобающее и проявить ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в заботе о других людях.

Каждый хочет, чтобы к нему относились по-человечески. Но и действовать по-человечески может каждый. Для этого нужно только хотя бы на мгновение позабыть о себе в заботе о другом. Исполнение золотого этического правила, известного во все века и всем народам, сделает нашу жизнь лучше. Ведь " как аукнется, так и откликнется". Вместо гневных слов мы можем послать добрую мысль, вместо обиды явить прощение, молиться не о себе, а за других, а если о себе, то как Франциск Ассизский:

«Господи, сделай руки мои проявлением Твоего мира,
и туда, где ненависть, дай мне принести Любовь,
и туда, где обида, дай мне принести Прощение,
и туда, где рознь, дай мне принести Единство,
и туда, где заблуждение, дай мне принести Истину,
и туда, где сомнение, дай мне принести Веру,
и туда, где отчаяние, дай мне принести Надежду,
и туда, где мрак, дай мне принести Свет,
и туда, где горе, дай мне принести Радость.
Помоги мне, Господи,
не столько искать утешения, сколько утешать,
не столько искать понимания, сколько понимать,
не столько искать любви, сколько любить.
Ибо кто отдает — тот получает,
кто забывает себя — вновь себя обретает,
кто прощает — тому прощается,
кто умирает — тот возрождается в Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои проявлением Твоего мира».

Каждый может сделать радостнее и счастливее жизнь другого человека. И для этого не нужно ни денежных средств, ни особого времени. только проявить сердечность, поступить по-человечески, красиво.

И если каждый из нас станет проявлять человечность постоянно, то это объединит всех нас и добро не в сказке, а в каждодневной жизни победит зло. Свет рассеет тьму.

Мы можем сделать жизнь радостнее и счастливее, внеся каждый в неё искру света. Изменим себя — изменится мир!