Главный человек. Глава 3

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2021/09/04/1096

Театр соединил папу с мамой. Днем папа работал при театре дамским парикмахером. Мама пришла делать завивку и… контромарка на спектакль - это начало их знакомства.

Ах, в серенькую пташку влюбился вдруг орел и охай иль не ахай, он счастье в ней обрел.

У папы с мамой мало было общего. Мама первое время после замужества даже стеснялась есть в присутствии папы, мол, не могу пользоваться вилкой-ножом.

- Сашенька, садись поешь со мной.

- Я наелась, пока готовила.

Мама родилась в деревне, родители были крестьянами.

Папа полюбил страстно, его во всем отличала одержимость. Это редкий дар. Меня всегда влечет к одержимым людям. Быть одержимым женщиной - это уже страсть.

Как странно. В толпе себе подобных встречаются Он и Она. И уже ничто не подвластно их разлучить. Он встретил Ее, она Его. И дай бог чаще такие столкновения.

Материнство. Мама очень трудно рожала первенца Лерку. Часто в день рождения Лерки мама вспоминает- Трое суток мучилась. Суну голову в тумбочку, чтоб не слышно было стонов.
 
В день рождения Лерки папа был на гастролях, но на следующий день передали передачу-кагор и целую кастрюлю супа из курицы. Шел первый послевоенный год. Тяжелые роды повлекли за собой долгие месяцы болезни «экзема на нервной почве». Мама вся покрылась коростами. Лечил светило-политзаключенный. У мамы на всю жизнь сохранилась к нему благодарность. Он приказал сделать балаган из простыней. Мама голая, вся в мази. С малышом была няня. Это не было роскошью, это была необходимость.
 
Через шесть месяцев мама едет к папе на гастроли, тайком, сбежав из больницы, и зачинают новую жизнь - меня. Вот как меня рожала, мама уже не помнит, роды были легкими. Аборты в послевоенные годы были запрещены, делали их нелегально.

Мама поздно спохватилась, никто не взялся, хотя и сказали, что родится девочка. Этой девочкой стала я - любимица папы.

Лерка унаследовал мамину мягкость. К нему папа был строг. И все-то Лерка должен был делать по дому. Я от всего была освобождена. Папа говорил - успеет еще. Росли мы дружными. Меня никогда не только не ругали, но и не повышали на меня голос. Я и сейчас теряюсь, когда орут. Если Лерку ставили в угол, то и я за компанию стояла там. Я росла жалостливой девочкой, правильной.

Лерка рос озорным и шкодливым. Когда я заговорила, мне было трудно выговаривать Валерик, я звала его «Леля», а он меня «Лялей». Лериком он и вырос, а я в пять лет запротестовала: «Я не Ляля, я Наташа».

Наталья - родная, рожденная - так назвал меня папа в честь своей мамы, он ее очень любил, хоть и была она ему неродная, а родную папа не помнил, она умерла при родах его.

Ухта-это частичка нашего Севера. Суровая природа позволила сделать эту землю «тюрьмой без решеток». Богатейшие залежи газа и нефти, угля. В 1931 году на реке Ухта возник поселок, добывали первую в стране нефть. Лес. Целлюлоза. Это моя малая Родина.
 
В Ухте прошли первые семь лет моей жизни. Комната в жактовском доме. Длинный коридор, много соседей. А в комнате подвал, в котором хранили продукты и вещи и там любили играть мы с Леркой, устраивали страшилки. Совсем рядом школа, в ней начинал учиться Лерка. Папа в театре, мама работала машинисткой в конторе МВД я ходила в садик с трех лет, а до трех лет нас смотрела няня - тетя Лиза, она была молодой, красивой, меня очень любила и обшивала. А шила она великолепно, я ходила в красивых платьях с воланами и рюшами.

Детские воспоминания такие яркие и неожиданные. Самые ранние из них относятся к пяти годам. Мой день рождения. Я открываю глаза и…настоящая матроска, матросcкий костюм - мечта всех тогдашних девчонок и мальчишек. Я гордая и красивая. После садика уже в маминой конторе, в комнате работали шесть машинисток. Одна подарила красивую чашку - перламутровую, другая блюдце, остальные конфеты с красивыми фантиками,насыпали полную чашку. Мы съедали конфеты, а фантики собирали. Этикетки от спичек, папа приносил пробки от флаконов одеколона, разных цветов, можно было заняться мозаикой, ими же пользовались, когда играли в лото.

Папа любил настольные игры: лото, шашки, шахматы, карты. Я и цифры выучила, играя в лото. Папа со мной чаше всего играл в шашки, с Леркой в шахматы, а с мамой в карты. И всегда выигрывал и радовался, как ребенок.

В Ухте папа построил первый свой дом, большой и просторный, такой как строят на Севере, из теса, под одной крышей с сараем. Кухня, гостиная, спальня, детская по тем понятиям «хоромы». И всегда у нас была собака, немецкая овчарка, она участвовала в наших с Леркой играх.

Однажды мама с папой застали такую картину: Лерка спит, а Дружок охраняет и Лерку и прикрыл ключ от дома, который тот обронил. Нас часто катали на лошадях, а Дружок бежал рядом и лаял, ревновал нас к лошадям, тревожился, куда ж нас увозят.

До школы я мечтала быть врачом, у меня была настоящая аптечка, шприц и всякое другое. Я лечила всех подряд, но больше всего доставалась моей кукле Алене. Куклу мне привезли из Риги, большой пупс. Папа сделал ей парик, настоящие волосы. Я заплетала косы. Эта кукла была со мной до 7-го класса. Наряжала ее, воспитывала, брала с собой в баню, в школу. Кукла Алена была для меня больше, чем игрушка.

Сейчас у детей много игрушек. Вряд-ли наш сын помнит все свои игрушки. А я помню. Кукла, деревянный большой крокодил, его папа из Риги привез нам, красивая посуда. Много почтовых открыток. В школьные года это были мои ученики. Я расставляла открытки, присваивала им имена, заводила журнал, ставила отметки, часами могла играть в школу.

http://proza.ru/2021/09/05/488