Главный человек. Глава 2

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2021/09/04/1084

Мы – мама, няня я и Лерка на все лето выезжали из Ухты в Молдавию в с. Перерытое,
«на витамины», и я каждый раз возмущалась, почему это папа с нами не ездит.

Я больше была папиной дочуркой, нежеле маминой. Самые яркие мои воспоминания детства - папины песенки и сказки. Папа ложился на широченную кровать с блестящими шариками, а я торопливо усаживалась ему на грудь, переходящую в живот и начинался наш концерт.

Когда мама слышала, что мы поем тюремные песни, она упрекала папу. А я до сих пор
помню эти веселые, иногда жалостливые песни. «…У меня для этой самой штуки есть своя законная жена, да да…» и я весело подпрыгиваю и визжу от удовольствия. Мама ворчит, что так шумно ребенка не укладывают спать. Подрастая, я любила «играть» на публику.

Мы едем в поезде. Мне три года. Когда стали укладывать в поезде спать, я устроила истерику, не буду ложиться на эти доски, у меня дома есть маленькая «коватка», а утром я уже веселая ходила по вагону и пела громко весь наш с папой репертуар, «зачем нарушил мой потой».

У папы красивый тенор, он много знал русских песен и любил застолья. Часто пел «коробейники», «ой, полна, полна коробушка, есть и ситец и парча», «помню, я еще молодушкой была», я живо представляла молодого, красивого барина, для меня он был сказочным героем. Я унаследовала высокий тембр папиного голоса, но петь я люблю. И сейчас, когда компанией мы много едим, пьем, и не поем, то в моем понимании, праздник не получился. Папе очень нравился Шаляпин, Лемешев.

Папа делал все, чтобы я его любила больше, чем маму. Когда я уже повзрослела во мне начинало рождаться чувство, связанное со словом «любовь».
По истечению лет, я поняла, что номером один для меня была любовь к папе. Для нее самое большое место в сердце. Она не может смешаться ни с какой другой любовью.

Cейчас много пишут о 1937 годе, о репрессиях, о Сталине, о Берии. Это уже раскрытая страничка нашей истории. А ведь многие годы боялись говорить и даже думать. Может оттого молчал и папа. Жаль, что не от него я узнала о аресте, тюрьме, поселении. Папа думал о нас и молчал. Я не замечала  у него обозленности на несложивщуюся жизнь, папа любил Родину и нам сумел внушить эту любовь и свое отношение к Родине.

Система в мясорубке не перемолола папу. Папа был великолепным рассказчиком, там где был он, обязательно были люди. Он быстро сходился с людьми, любил компании и всегда был в центре внимания.

Я запомнила день смерти Сталина. Нас собрали в садике и мы дружно все вместе плакали, да и папа говорил, что со смертью Сталина ушла целая страница нашей истории. Папа во всем винил Берию, а Сталина жалел, будто за его спиной все это творилось.

Авторитет папы в семье был большим. Он на 15-ть лет старше мамы. Когда я подросла, папа нас с мамой называл дочерьми. Мама небольшого роста, худенькая, долгое время выглядела моложаво.

Мои детские годы в Ухте связаны с папиным театром, там он работал гримером. В Ухте было много политзаключенных, актеров, поэтов, художников. Поначалу театр был деревянным, но его подожгли. На том же месте построили новый театр, ставили классику, играли талантливые актеры столичных театров. Мне нравилось бывать у папы в театре. Здесь все как в сказке. И тети у входа в одинаковых платьях с программами в руках. И закулисная возня. И ковровые дорожки. И музыка. Я-девочка четырех-семи лет сидела в гримерной у окошечка, куда меня приводили после садика,смотрела все подряд и оперу, и драму, и балет, сцена притягивала мое внимание.

Сохранилось несколько программок с поздравлениями с премьерой: « Дорогой Лазарь Борисович! Благодарю за хорошую работу и поздравляю с премьерой. Худ. Рук. Театра и подпись» «Тридцать серебренников», «Женитьба-Гоголя», Запорожец за Дунаем», Чужой ребенок» и другие, где гример-парики-Л.Б. Давыдов. Моя любовь к театру оттуда из детства.

На сцене Ухтинского музыкально-драматического лагерного театра были показаны десятки спектаклей: драмы, комедии, оперы, оперетты. В нем работали многие известные мастера сцены и кино, музыканты, художники, бывшие в то время заключенными Ухтпечлага и Ухтижемлага. Среди них: М. Названов - актер МХАТа и кино; Е. Капустина - актриса Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина; В. Карманов - актер и режиссер московского ТЮЗа; Н. Радунская и В. Немчинова - балерины Большого театра; Н. Пушина и В. Ратушенко - солистки балета харбинских театров; В. Радунская (сестра Н. Радунской).Актриса МХАТа,
 В. Армфельт - актер Ленинградского Малого оперного театра, баритон; В. Гроздов - комик, актер драмы, О. Рассадин - московский пианист, композитор; В. М. Каплун-Владимирский - скрипач, дирижер Харбинского и Большого театров, будущий первый дирижер музыкального театра в г. Сыктывкаре, 3. Корнева - московская актриса, С. Геликанская.Певица, К. Эггерт - киноактер и режиссер, художественный руководитель и постановщик спектаклей лагерного театра.

В 1953 году Ухтинский музыкально-драматический театр закрыли. Часть освобожденных актеров и музыкантов уехали из города, остальные продолжили творческую деятельность в народном театре Центрального дома культуры нефтяников.

http://proza.ru/2021/09/04/1115