Старая тетрадь

Юрий Ник
Не знаю почему, но память иногда начисто игнорируя целые годы хранит цельно и ярко мгновения совсем проходные.
Так и с этим. Я очень хорошо помню день, когда отец, неожиданно, взял у меня ещё не оприходованную школьную тетрадь, вооружился атоматической чернильной ручкой и стал вспоминать свои юношеские стихи.

Он окончил только восемь классов сельской школы. Вырос без отца, умершего на фронте. Бабушка не знала грамоты совсем...

Для меня этот порыв был открытием. Хотя я знал, что отец легко разбирает чертежи, хорошо, но редко рисует, да и вообще руками может сделать всё.
Абсолютно. Главным при том было загореться желанием и не пить. Однако, читал книги он редко.
Не удивляло меня увлечение отца журналом "Наука и жизнь". Но и тут главной для него была не физика, а её прикладное выражение в виде объёмных головоломок и сложных механизмов чертежи которых были в каждом номере.

А вот лирик в Николае Ивановиче оживал только на охоте и рыбалке. Это пожалуй единственное, что иногда даже перевешивало желание напиться.
Помню его иронию, когда заметил у меня томик Конан Дойла. Мне было лет одинадцать и книга казалась верхом беллетристики и вообще литературы.
Оказывется и в юности отца этот автор оставил след.
- А КонАн даИл...
Сказал тогда он. В его устах имя англичанина звучало в азербайджанском преображении. Даи там обращение к дяде или старшему. Оказывается в колхозной библиотеке было целое собрание сочинений метра детектива. Как подозреваю, ещё дореволюционное. Не думаю, что до войны его могли переиздать. Но книг этих отец сам не читал. Его отвратило именно имя. А вскоре та библиотека, которой папа даже заведовал, полностью сгорела в пожаре.
Когда же сам начал с увлечением читать и искать достойное, узнать о богатстве которым отец в юности распоряжался и от которого в доме где рос не осталось мне ничего, показалось очень обидным. Я даже представлял, как спасаю те драгоценные тома. Но папа бы точно за КонАн даилом в горящий дом не полез.
Не знаю, был ли Крылов на полках в колхозном клубе, вот его то отец очень уважал и это единственные стихи которые мог беспрестанно перечитывать.

И тем не менее, однажды он взял у меня чистую тетрадь и ручкой с "золотым" пером(шариковые не признавал) стал столбик за столбиком вспоминать давние строфы.
Как понимаю, это период между окончанием восьмилетки и службой в армии. Сегодня уже не спросишь. Не знаю и кому посвящены строки.
Исписав всего два листа, отец затею бросил.
 Тетрадь цела, лишь страницы пожелтели. Точно уже не скажу, кажется была осень семдесят пятого, а вспоминалось папой то, что было за двадцать лет до того.


  Л. А. К.

Светом солнечным залитый
тихий, тёплый, летний день.
Только каменные плиты
У реки накрыла тень.

Что такое, в чём же дело?
Не работает пчела,
Что им липа надоела
Или плохо расцвела?

Почему-то нету мёду
Ситуация плоха.
Нападенье пчеловоду
То, что зык для пастуха.

И опять на гору глянет
Зеленеет всё окрест.
Сердце сразу будто тянет
Поискать хороших мест.


 К. Р. к Д

Пусть в памяти останется у вас
Дороги пыль и горных рек прохлада,
И ветерок шуршащий в ветках сада,
Палящий зноем солнечный Кавказ.


 К. Н. А.

Я лежу. Ни встать, ни сесть.
Голова полна раздумий.
Чур! Минутку! Вот и весть
Ты прислал мне из Батуми.

Хоть лежу сейчас я болен.
Кости ломит, мочи нет.
Всё равно, письмом доволен.
За приветом шлю ответ.

От тебя я ждал давно
Адрес и письмо (при этом) *.
Знаю только всё равно
Поделюсь с тобой советом.

Не работаю я с дедом.
У него я взял расчёт.
Может быть, за вами следом
Путь дорога увлечёт.

Но пока живу на месте.
Вздумал заняться трудом.
А вообще, сказать по чести,
то задерживает дом.

Всё как прежде в нашем крае.
Кто охотник, кто рыбак.
Только женщины в сарае
Дотюковуют табак.

Так с делами еле-еле
Управляюсь без удил.
Вот уж ровно две недели
На охоту не ходил.

Нет сиденок на примете.
Да и толку мало с их.
И при тусклом лунном свете
Не хожу стрелять косых.

У меня дела как прежде
И не видно перемен.
Ты уехал, но в надежде
Есть любимый друг Эрмен.

Служишь ты в краю далёком.
Вспоминаешь и грустишь.
Не пройдёшь ты мимо окон.
Погулять не посвистишь.

Разреши на этом кончить.
Расставаться не легко,
Но скажу, что служит Лёнчик
Где-то там недалеко.

А Базыкин, но куда там
Храбрый малый, будет толк.
Он в Армению солдатом
Был зачислен в Н-кий полк.

Знаю службу в карантине.
Целый день шумит в ушах.
На краю ль ты, в середине
Выше ногу! Шире шаг!

.......

Ты падёшь дружище духом
Есть печальные дела.
Напишу, твоя старуха
Богу душу отдала.

Кто из нас не врежет дуба?
Всем возложится венец.
Если просто, скажем грубо:
Всё равно придёт конец.

Но пишу я не в обиду.
Знаю, всёж - ты мрачен ходишь.
Что ж нам спели панихиду
И по новому не родишь.

Крест дубовый заказали.
Подойдёт ей и такой.
"С Богом, бабушка..." - сказали.
Пить пошли за упокой.


* было - с приветом, но я не удержался от редакции))
...