О целях

Владимир Емельяненко
   Опять в начале учебных трудов года вспоминаю своего (и не только моего)
учителя, Пензина Сталя Никаноровича.
   Марксист до костного мозга и до конца своих дней, но ни разу не большевик.
Сталь - из той атеистической породы людей, которые находятся на пути к Богу.
А как ещё назвать истинного гуманиста? И учеников у него много, а многие уже
сами - учителя. Не только для юных, но и молодых.
   Вспомнил, как Пензин пришёл к нам на физфак. И Эдик наш к нему позвал.
Сталь знал, как зацепить физиков. Он предложил смотреть "трудное кино". Через
два с половиной десятилетия Учитель пришёл на встречу наших однокурсников (не
только киноклубовских), и там много беседовали.
   И на этой беседе Сталь Никанорович раскрыл свою сверхзадачу, ещё раз
процитировав Слуцкого: "Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне".
Почему он первым делом пришёл на физфак. Наш учитель стремился к тому, чтобы
открыть путь универсально (университетски?) образованным людям. И наилучший
способ такого пути, конечно было то самое умное кино. Синтетика разных
элементов и слоёв культуры.

   Но я дальше не буду рассказывать о самом нашем Учителе. О нём целый сайт
есть. Помните, какой строкой заканчивается начатая цитированием строфа? Да:
"дело в мировом законе". Век двадцатый был нехорош. Не одним Гитлером, или
там, Вьетнамом, Хиросимой. Всё хуже.
   Двадцатый век был веком стремительного развития естественных наук
и инженерии. Биологической и химической также. Ноги бежали вперёд, а душа
не поспевала. Естественные науки справлялись с задачами, а гуманитарные...
Нет, у них были задачи, изнутри самих наук идущие. Однако, гуманитарная
сфера - дело сложное, требовательное. Нужно её соизмерять со всеми областями
человеческой жизни, опережать изменения, а не вестись за ними. Это очень
сложно.
   Вот и получилось в нынешнее время, что гаджеты убивают человеческое
любопытство. Получилось, что полнота прилавков и доступность основных
продуктов, домашнего комфорта и одежды развила в нас беспечность
и безответственность. Безответственность такую, что в одной части планеты
невостребованные продукты везут на свалки, а в другой дети пухнут с голоду,
такой, что в городах России (все сами видели) стоят пустые квартиры с газом-
электричество-водой, а в Индии люди спят вповалку на улицах. Да, тепло,
но гигиену отменять не стоит.
   Гуманитарные науки, да, помнят о человеческой совести. Хотя... Та же НЛП.
О-очень удобный инструмент для "втюхивания" населению ненужных гаджетов,
машин и продуктов. Реклама-с.
   Главное, чего человечество так и не нашло. ИДЕЮ!

   Коммунистическая показала, что она приводит безответственному отношению
к ресурсам. Да, да. Кто из нынче шестидесятилетних не видел разбросанные
по лесополосам ржавые железки? Части плугов, тракторов и сеялок.
А безответственные дотации на, скажем, молоко. Когда одно хозяйство
при себестоимости литра в 23 копейки имеет прибыль 11 тысяч рублей,
а соседнее при себестоимости в 70 копеек - 120. Не рублей, тысяч.
   Но ничем не лучше капитализм. Наделает некий автоконцерн автомобилей
тысячами и отправляет на открытый склад. Размером с десяток стадионов. Это
как?
   В противовес всеобщему коммунистическому равенству (это возможно?)
капитализм предложил общество потребления. Хм! За счёт кого? И зачем? Нет
ответов или они неприятны.
   Нет, за вышенаписанными словами нет упрёка гуманитариям. Тут - общий
случай. Человек начинает разбираться в законах живой или неживой природы пост
фактум. Но целей у человечества всё же нет.
   Не могут быть целью (и нереальны!) яблоки на Марсе. Пошлы цели наесться,
если только желудок не свело от голода. Безумно в качестве цели жильё
размером в стадион. Жуть, холод (при двадцати пяти Цельсия), тоска.
   Я тоже не могу назвать цели. Только пальчиком показать на результаты
эволюции. Что мы видим? Огромное, неизмеримое число видов, подвидов,
популяций живого. А, приглядевшись к одной особи (фауна) или экземпляру
(флора) живого, обнаруживаем совершенство каждого существа. Получается
многообразие совершенств.
   Так может, поискать цели в этом направлении? Критерии, пути, степени.

   Да. И не стоит упускать из виду одну силу, которая в совершенном социуме
опасна, но была необходима в древние и средние века. И тут на помощь -
дедушка Фрейд. С его комплексами, то есть, с неосознанными, но
требовательными прихотями. Только с одной поправкой. Эдипов комплекс вовсе -
не о похоти, но о властолюбии. Инстинкте столь же требовательном, что
и сексуальный.