Однажды на природе

Виктор Бровков
 РАССКАЗ БЫЛЬ.
Было это где-то в середине семидесятых годов прошлого века.  Только- что в Средней Азии закончилась дефолиация хлопчатника-обезлиственние растений с помощью ядохимикатов. «Гости»-экипажи самолетов Ан-2 разлетелись по своим родным гаваням во все республики Советского союза. На поля вышли «Голубые корабли»-Хлопкоуборочные комбайны. А у пилотов сельскохозяйственной авиации азиатских республик наступило временное затишье перед очередным броском по борьбе за новый урожай хлопка и хлеба на следующий год.
Впереди у них были работы по рассеву удобрений по полям, работы по борьбе с вредителями всходящих и растущих посевов и снова «Дефолиация».
Менялись люди (Кто-то уходил переучиваться на новую технику, кто-то переводился в другие подразделения, а кто то, завершал свой трудовой путь и уходил на заслуженную пенсию). И так из года в год!
Осень, есть осень. Законы природы никто не отменял. Пожелтели тополя и карагачи. Полетела с них листва на радость детям, собирающим «Гербарии» для школьных кабинетов биологии, да и просто для себя. В небе потянулись караваны перелётных птиц, спешащих в теплые страны на зимовку. И открылся «Охотничий сезон»!
Во всех авиаотрядах прошла подготовка к «Осенне-зимней навигации» «ОЗН». Были сданы зачёты лётным и техническим составами, с оформлением всех документов. Проведены разборы по итогам ОЗН. И люди отдохнув пару дней с семьями, стали ежедневно приезжать к 8 часам утра и болтаться до 5 часов вечера отрабатывая свои оклады.
Праздно шатающиеся по территории, и постоянно «Перекуривающие» пилоты не очень нравились начальникам. И вот решили они вместе с «профкомом» организовать коллективный отдых «На природе». Повесили на доске объявлений «Объявление»- «Все желающие принять участие в поездке с семьями на охоту и рыбалку в охотничье хозяйство нашего военного округа записывайтесь у секретаря профсоюзного комитета. Охотникам и рыболовам иметь при себе орудия ловли и охоты (Удочки и ружья) и документы на оружие и охотничьи билеты».
Записалось человек пятьдесят. Не только пилоты и авиатехники «Сельскохозяйственного» авиаотряда, но и присоединившиеся к ним пилоты и авиатехники «Вертолётного» отряда, также завершившие работу в горах и пустынях Средней Азии.
Профсоюз выделил деньги на приобретения всего необходимого для «Отдыха на природе», и организации праздничного «Дастархана» в честь открытия охоты на водоплавающую птицу. А Объединённый Авиаотряд-выделил два автобуса «Икарус» для поездки на три дня в охотхозяйство.
И вот настал торжественный день!
В автобусы было загружено «Горячительное» из расчета 0,5 литра в день на трёх человек, из числа записавшихся. (Было обговорено, что на жён и детей продукты каждый берёт из дома отдельно). И несколько ящиков с консервами, хлебом и крупами (Для приготовления горячих обедов).
Весёлые охотники и рыболовы, одетые в спецовки от Аэрофлота и уже предварительно «Принявшие на грудь по 100» в ближайшем кафе, выстроились на регистрацию у секретаря профкома! Жён и детей с собой не взял никто.
Одетый как все в «Спецовку», с зачехлёнными ружьём и удилищами на плече, секретарь «Профкома» проверял «Охотничьи билеты, и ставил крестики против фамилий охотников, и галочки против фамилий рыбаков.
Регистрация прошла быстро! Уже недовольно гудели водители автобусов спеша побыстрее покинуть территорию авиапредприятия.
Все решили принять «На посашок», чтобы была мягкой дорога и удачными рыбалка и охота!
Приняли!!! Закусывая кто чем. Кто домашними бутербродами, а кто и просто занюхивая принятое внутрь куском хлеба.
Загрузились, расселись по местам, и автобусы гудя сигналами провожающим выехали за ворота авиапредприятия!
Кто-то предложил продолжить праздник, «Чтобы веселее прошло время в дороге. Ехать то почти триста вёрст!». Все дружно поддержали идею.
И началось! Были тосты и «За лётное братство!», и «За тех, кто в небе!», «За ветеранов авиации!», «За наших жён, невест и детей!», «За хороших командиров!». И ещё много- много других тостов.
Когда поздно вечером доехали до места, то все «Профсоюзные» запасы закончились! Остался только хлеб, картошка и пшённая и перловая крупы.
Еле передвигая ноги и пошатываясь охотники и рыболовы разбрелись по охотничьим домикам охотничьего хозяйства.
Быстро смеркалось! «Шарик» катился за горизонт. А вместе с ним из домиков начали выкатываться и выползать и вновь приехавшие «Гости хозяйства», как назвал приехавших сторож этого охотничьего хозяйства.
Несколько человек из числа рыболовов взяв удочки и спиннинги ушли «За ухой для всех», перед этим выложив из рюкзаков и «Авосек» домашние припасы в «Общий котёл!»
Про охоту уже никто не вспоминал, выкладывая всё что привезли с собой. Оказалось, что каждый из отдыхающих взял с собой ещё по полтора литра изделия за три рубля шестьдесят две копейки, и домашних снедей, столько- чтобы не остаться голодным!
Выбрали «Завхоза», как и должно было быть, единодушно был избран секретарь «Профсоюзного комитета». Незамедлительно он приступил к подсчёту продуктов. А ребята тем временем быстро накрывали «Дастархан» на длинном столе, стоящем под навесом.
Вскоре явились по свисту и крикам рыболовы, прятавшиеся в камышах. Они принесли с собой пойманную рыбу. И все вместе, срочно почистив ее, в большом котле, принесённом сторожем, сварили «Двойную уху»! Праздник продолжался!
Была глубокая ночь, когда рыболовы и охотники разбрелись по своим «Топчанам» в охотничьих домиках.
На водной глади большого озера расходились круги от плескавшейся крупной рыбы, в проплешинах, заросших осокой проток крякали утки и гоготали гуси, над камышами летали летучие мыши, а в камышах хрюкали дикие кабаны. Но приехавшим ни до чего этого не было никакого дела! Они мирно похрапывали и посапывали в домиках! А снились им рыбалка и охота.
Так закончился первый день отдыха на природе!
Рано утром все повскакивали со своих топчанов от громкого звона огромных «Школьных» звонков пожарной тревоги, висящих над дверями во всех домиках. В дверях показалась фигура сторожа. «Подъём! Мать вашу! Охотнички! Всю зорьку проспите! Птица уже на крыло встала, и рыба жировать вышла!
Заспанные, со страшной головной болью после вчерашнего праздника, охотники и рыболовы высыпали на природу из своих ночлежек. Наскоро плеснув в лицо холодной водици из огромного вёдерного рукомойника, висящего под навесом, и наспех схватив рыболовные снасти в камышах скрылись несколько рыбаков.
Над гладью озера кругами ходили стайки уток и гусей. Это произвело впечатление и на некоторых охотников, которые в спешке стали расчехлять и собирать свои «Тулки» разных калибров, и обмотавшись патронташами и захватив по два тяжёлых весла, поспешивших к лодочному причалу с привязанными огромными цепями к столбикам причала гребными лодками.
Остальные приехавшие на отдых, не спеша стали накрывать на стол для всех завтрак. Закусок было мало. И это были в основном открытые банки с тушёнкой и  килькой в томатном соусе. Еще в центре стола красовалось большое блюдо с не съеденной вчера рыбой из ухи. Саму уху «Юшку» выхлебали ещё вчера. Несколько кругов полу копчёной колбасы «Завхоз» оставил «На завтра для дороги домой!».
Из-за камышей величественно показалось краешком огромного багрового шара солнце. Редкие облака, плывущие над «становищем» засверкали всеми цветами радуги, отражаясь в водах озера.
«Какая красотища!»- воскликнул кто-то из оставшихся в лагере. И тут же со стороны камышей загремели громкие выстрелы, сопровождаемые восторженными криками-«Есть! Попал!».
Затем из камышей раздался отборный русский мат, сопровождаемый криком-«Осёл! Смотри куда стреляешь! Чуть меня своей дробью не угостил!». Тишина в ответ…
И вновь со всех сторон раздались выстрелы! Птицы метались над озером. На гладь озера сыпалась мелкая дробь, выбивая на поверхности пузырьки.
Солнышко засеяло во всей своей красе. Стаи водоплавающих пернатых улетели на соседние озёра. Вскоре на территорию охотничьего хозяйства стали возвращаться и рыбаки с охотниками, неся каждый свои трофеи.
В трофеях оказались штук пять жирных кряковых уток, парочка чирков и парочка водяных курочек лысух и один гусь.
Всё было сложено на брезенте в одну общую кучу. «Завхоз» начал распоряжаться подготовкой к обеденному продолжению общего отдыха на природе. Пожилые и молодые охотники и рыбаки сели в круг, чтобы почистить и распотрошить рыбу, и ощипать дичь. Никто не хотел щипать лысух, у которых оказались «Не щиплющиеся перья»- как заявил один из охотников. С них просто содрали шкурки вместе с перьями.
Солнце припекало всё сильнее и сильнее, и свободные от «Готовки» стали устанавливать на берегу озера палатки и марлевые пологи. Потому что никто не хотел возвращаться в охотничьи домики, стены и потолки которых были густо усыпаны комарами, ночью хорошо попировавшими на ничего тогда не чувствующими приезжими. Все «свободные от вахты» начали переносить из домиков свои «Спальники» и устраиваться на новом месте.
Между тем, в большом «Казане» в котором вечером готовили уху, «зарядили» всю картошку с жирным гусем, решив потушить ее. Были разведены костры, на которых на вертелах вращались утки. Чирков и лысух решили оставить на вечер, чтобы приготовить из них «Кашу с дичью» на второе, а на первое сварить уху. В воздухе носились ароматы готовящихся явств, вызывая слюнки во ртах и нетерпение скорее сесть за столы.
Почти все понемногу «Разминались» перед обедом, прикладываясь к горлышкам открытых бутылок с портвейном три семёрки и оставшихся с вечера не допитых бутылок с сорокоградусной!
Лагерь заметно оживился! С людей прошло утреннее уныние, на лицах засиял румянец, собравшись в группы, все поглядывали на поваров, ожидая приглашения к столу и оживлённо обсуждали предстоящие охоту и рыбалка «На вечерней зорьке». Вечерние трофеи решено было везти домой, чтобы похвалиться перед не поехавшими на отдых коллегами и своими семьями.
Наконец прозвучал гонг «пожарного рельса» висящего под навесом, призывающего всех к столу! Стол уже был накрыт секретарём профкома, так и не расчехлившем своё ружьё и удочки и вызвавшимися помогать ему добровольцами. По алюминиевым мискам был разложен «Кавардак» с кусочками дичи, кому что досталось. Нарезан хлеб и расставлены гранённые стаканы. В изобилии стояли горячительные напитки, водочка и обычная с зелёной этикеткой, и «Столичная» с московскими пейзажами, и различные портвейны – и двадцать шестой, и пятьдесят третий и множество трех семёрок. На столе даже оказалось пару бутылок «Армянского» коньяка с разным количеством звёздочек! Всё-же запасливый народ авиаторы!!!
«Отдых» продолжался!!!
Стоял гул голосов под сенью навеса. А солнце подкатывалось к горизонту. Скоро должна наступить «Вечерняя зорька»! Но никто никуда не собирался уходить!
В очищенный от «Жаркого» казан засыпали ВСЮ крупу и пшено, и перловку, и закинули наспех распотрашённых чирков и лысушек. Мешать ходили по очереди те, кто по необходимости удалялся в камышовые заросли. Несколько более-менее трезвых рыболовов уже без лодок разошлись по камышам встречать вечернюю зорьку!
На озере и над ним стояла тишина! Распуганная накануне водоплавающая птица, наверное решила переждать отъезда охотников на соседних озёрах!
Кто-то из оставшихся в лагере охотников предложил «Пострелять по банкам и бутылкам, чтобы не вести оставшиеся боеприпасы обратно домой!». Идея была дружно поддержана!
У лагеря из палаток и пологов началась пальба! Стреляли все по очереди делая по два выстрела. И охотники, и рыболовы.
Летали консервные банки, звенели разбиваемые пустые бутылки, тут же сменяемые новыми. Было очень весело. Смехом встречали промахи, шутя называя промахнувшихся мазилами.
Уже стало темнеть, когда вспомнили об ушедших на рыбалку товарищах.
Несколько самых трезвых товарищей группой отправились в камыши искать потерявшихся друзей.
Нашли всех недалеко от лагеря. Разбрёдшиеся по камышам рыболовы, каким- то непонятным образом собрались вместе, и под грохот канонады от стрельбы по бутылкам, мирно спали обнявшись на подстилке из срезанных камышей.
Солнце село. И все ушли спать! Второй день отдыха завершился!
Проснулись поздно. Ближе к полудню! Солнце озаряло ожившее озеро, на котором опять плескалась рыба и крякали и гоготали утки и гуси.
Опухшие от вчерашнего веселья и покусавших их ночью комаров «Отдыхающие» не спеша стали собирать и упаковывать в рюкзаки свои пожитки, и убираться в лагере наводя после себя порядок.
Назначенные «Завхозом» дежурные молодые пилоты и авиатехники ушли к воде озера мыть «Казённую» посуду, а несколько человек пошли на импровезированное «Стрельбище» собирать в «Авоськи» пустые расстрелянные консервные банки,чтобы забрать их ссобой и затем выбросить в городе, и зарывать в вырытый в песке ровик осколки разбитых бутылок. Водителей автобусов, спавших вместе со сторожем в его домике будить не стали, дав им отдохнуть перед дорогой. Рыбу, наловленную накануне, тщательно присолили, чтобы она не протухла, и поровну разделили между всеми отдыхающими. Не ехать же домой с пустыми руками!
Затем, уже ВСЕ сели за стол «Зарядиться перед дальней дорогой». Хлебали остывшую «Бурду» из пшена и перловки каждый своей ложкой из общего котла, который затем дежурные тщательно отмыли и вернули «Хозяину охотхозяйства»- сторожу, и уныло жевали полу копченую колбасу припрятанную запасливым секретарем профкома. «Опохмелиться» было не чем. Всё было выпито ещё вчера. Все тепло прощались со стороже, каждый жал ему руку со словами-« Спасибо за гостеприимство». На что он отвесал - «Такой весёлой компании здесь давно не было. Месяц назад сюда погостить приезжали большие начальники из округа с жёнами и детьми. Но такого как у вас веселья конечно не было. Они в основном катались на лодках и купались. Кое кто правда порыбачил, и на следующий день все сбежали домой от комаров! И вам спасибо ребята, что навестили старого егеря. Приезжайте ещё! И даже путёвки брать не надо. Просто приезжайте! Я буду рад вас встретить!»
Расселись по своим местам в автобусы. Пару раз погудев клаксонами на прощание «Икарусы» тронулись в обратную дорогу. В пути все, кроме водителей спали.
Часам к пяти вечера, как раз к концу рабочего дня, автобусы въехали на территорию аэропорта.
Встречали охотников и рыбаков командиры лётных отрядов со своими заместителями. Посмотрев на приехавших и увидев как те классно отдохнули, они всех отпустили по домам еще на пару дней отдыхать дальше…Хороший верно видок был у прибывших!!!
Так закончился «Коллективный выезд на природу»!!!
На сём я заканчиваю своё повествование! А у Вас были коллективные вылазки на природу?
Если ДА! Поделитесь! Будет интересно!