Особенности пограничных состояний средней полосы

Заиграев Алексей
Познакомился я с девушкой – свеженьким психиатром. Это по образованию; она готовилась ехать за границу на какой-то симпозиум что-то докладывать о пограничных состояниях. Кстати, мы познакомились именно из-за этих состояний: в математике понятие границы хорошо проработано, и мне было что рассказать, а ей – что послушать.
А работала она барменом в сауне – и люто ненавидела посетителей за то, что те вместо того чтобы париться – вместо этого люто бухают, куролесят и отвлекают её от психиатрических размышлений за барной стойкой. Это была её вторая излюбленная тема: изливаться на бухающих уродов из сауны.
С ней было нескучно; она ставила мне диагнозы пачками; получалось почти по Джерому К. Джерому: редкая часть меня не была описана в специальной литературе.
Диагнозы я сносил легко, парируя тем, что нормальных людей полные улицы, а ты сидишь со мной и слушаешь мой горячечный бред, извращенка такая.
Она отчасти соглашалась, говоря, что нормальные – оно, конечно, неплохо, - да вот сказать им обычно толком нечего.
Однажды ей пришло в голову, что я пытаюсь казаться лучше. Для этого есть свои диагнозы, даже не все психиатрические, требующие изоляции от общества с госпитализацией; есть даже невинно-психологические формы, вроде комплексов. К примеру, комплекса Наполеона.
И вот это меня зацепило. Я её тут же жестоко напоил.
И спросил: чем ты отличаешься от тех уродов из сауны? Чем таким, чтобы мне захотелось перед тобой выглядеть лучше, чем я есть?
Мне сказали, что я гад. Злобный, ехидный и расчётливый гад. И когда думали, что я пытаюсь выглядеть лучше, мне грубо льстили: на самом деле, я упиваюсь не своим превосходством, - а своей низостью и злодейством, - что представляет опасную для общества форму заболевания и требует госпитализации.
*
Это хорошая иллюстрация того, что психиатрия *(в том виде, в каком я столкнулся с ней в лице девушки) представляет собой замкнутую систему – какие советовал избегать Пятигорский; они опровержения себя – включают в себя же; объясняют – собой же, - чем замыкают на себя - свою же ошибочность.
*
Пограничное состояние. В математике граница (между двумя областями) -  принадлежит одновременно обеим областям. То есть. Человек в пограничном состоянии – находится одновременно – и  в нормальном состоянии – и в патологическом. Что порождает следующую проблему: его нормальные проявления могут иметь болезненную основу. И наоборот: в основе нездоровых проявлений могут лежать весьма здоровые и нормальные вещи.
И ещё страшнее. Всякое проявление такого человека – может быть и нормальным – и болезненным. То есть, отделить болезненные проявления – от здоровых – невозможно.
*
Я не уверен, был ли с этой девушкой роман. Это было пограничное состояние – в смысле, описанном в предыдущем абзаце. Она-таки съездила куда-то в скандинавию, и выступила там на симпозиуме. О пограничных состояниях, ессесно.