Историческая прародина тюрков на Южном Кавказе

Гахраман Гумбатов
Историческая прародина тюрков на Южном Кавказе
 
Климатические условия прародины тюрков   
    Бoльшая часть истории человечества лежит за пределами письменности. Здесь возможности для получения дополнительной информации дает обращение к достижениям сравнительно- исторического языкознания.
«Первоначальным ареалом обитания носителей праязыка можно считать такую географическую область, которая своими экологическими, географическими и культурно- историческими характеристиками соответствует картине среды обитания, получаемой на основе лингвистической реконструкции лексики праязыка», – пишут Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов в своей классической книге по индоевропеистике «Индоевропейский язык и индоевропейцы» [Гамкрелидзе, Иванов 1998]. По мнению Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, экологический критерий при уточнении первоначального ареала обитания носителей древнего языка стоит на первом месте.
В древности человеческое общество целиком зависело от природы. Люди еще не были знакомы с употреблением огня, не имели эффективного оружия для борьбы с хищными животными, не умели строить жилищ. Поэтому люди не могли выйти за пределы зон с теплым климатом. В те далёкие времена северные страны с холодным климатом были непригодны для обитания человека.
В заселении новых земель важнейшее значение имела их доступность и пригодность для хозяйственного использования. По мнению археологов человек палеолитического времени, перекочевывал с места на место в поисках пищи. Доказано, что на чужой территории людям и животным гораздо труднее найти пищу, чем в «своей» области кормления, где привычный рельеф местности и природная обстановка им помогает. На основе палеонтологических и геологических данных выясняется, что в раннем голоцене на Кавказе был сравнительно теплый климат и была распространена фауна, близкая к современной. (Громов В. И. Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР. — Труды Ин-та геол. наук, вып. 64, серия 17, 1948, с.233, 247.)
В тюркских языках термины климатические (снег, лёд, сугроб, вьюга, буран и др.) по количеству и разнообразию резко уступают другим терминам окружающих людей других элементов природы (горы, реки, фауна, флора и др.).
Ученые определили, что народы, живущие в Сибири, а также на территориях, где большую часть времени присутствует снежное покрытие, названия снега должны быть более разнообразными по сравнению с их количеством у жителей Средней и Южной полосы.
Однако, названия снега в тюркских языках Сибири (якутском, тувинском, тофаларском, шорском, хакасском) не столь разнообразны, как в уральских и являются рефлексами пратюркского слова *Kiaar 'снег'». В языке многих коренных народов Сибири насчитываются свыше 10 названий снега. Так, например, в ненецком языке 14, а в уральских языках ((финском, коми, хантыйском, мансийском, самодийских) 10 названий снега. Это является доказательством того, что тюркские народы переселились на территорию Сибири относительно недавно, около 4 тысячелетий.
А историческая прародина всех тюркских находится в Восточном Закавказье, где тюркские народы живут не менее 8,0 тыс. лет, а в зимнее время температура воздуха на данной территории в среднем составляет +5° С.
В последние годы появилось много публикаций, в которых утверждается, что развитие языков во многом зависят от окружающей среды, в которой они возникали — и особенно от климата и ландшафта. Исследователи обработали базу данных по многим письменным языкам со всего мира. Они наложили эти лингвистические данные на карты распространения языков и сравнили полученный результат с картами климатических условий. Оказалось, что среднегодовое количество осадков, среднегодовая температура, лесистость и гористость региона, а также его высота над уровнем моря коррелируют с характеристиками языка. В итоге ученые заключили, что акустические особенности окружающей среды в большой мере повлияли на формирование различий между языками.
Большинство звуков образуются при помощи воздуха, поступающего из легких. Для получения нелегочных согласных необходимо, чтобы голосовая щель была закрыта и резко открывалась после того, как воздух в гортани был сжат. Именно такая техника воспроизводства звуков натолкнула ученых на мысль о зарождении языков с нелегочными согласными в районах с низким атмосферным давлением.
Помимо того, что сжатие воздуха в гортани напрямую соотносится с разреженностью воздуха в окружающей среде, исследователи также выдвинули гипотезу о том, что, разговаривая подобным образом, жители высокогорных районов могут сократить количество выдыхаемого воздуха. Действительно, воздух на высоте более 1500 м разрежен, что заставляет обитателей таких мест задуматься об экономии драгоценного ресурса.
Необходимо отметить, что, например, у горских народов Кавказа (нахско-дагестанские языки) фонетика отличается обилием согласных (в некоторых языках свыше 80) при этом только 4 гласных, а в тюркских языках 23 согласных и 9 гласных.
О климате исторической прародины древних тюрков мы можем судить по климату Азербайджана (древнетюркский Аран). Согласно Википедии, он переходный от умеренного к субтропическому и отличается большим разнообразием. На климат Азербайджана основное влияние оказывают географическое положение, рельеф и Каспийское море.
Из-за сильного влияния высотной поясности, территория страны достаточно неоднородна по погодным условиям (всего здесь насчитывается 9 природно-климатических зон). Средняя температура июля колеблется от -1 °С в высокогорных районах до +28 °С в низменных, января, соответственно, от -22 °С и +5 °С.
Осадков выпадает от 200 мм. в год на Апшероне (включая Баку), до 1200 — 1700 мм. на Ленкоранской низменности. Характерны сильные северные ветры, главным образом осенью.
В Азербайджане наблюдаются 9 из 11 типов климата. Большая часть Азербайджана находится в субтропическом поясе. Здесь имеется полупустынный климат, климат сухих степей, субтропический, средний и холодный климат. Сухой субтропический климат характерен Апшерону и Кура-Араксинской низменности. Влажный субтропический климат наблюдается только на юге Талышских гор. Умеренный климат, наблюдающийся по большей части на покрытых лесами возвышенностях Большого и Малого Кавказа, делится на сухой, умеренно-теплый сухой, умеренно-теплый влажный и холодный. Холодный климат наблюдается на высоких горных хребтах, вершинах Большого и Малого Кавказа, поясах альпийских и субальпийских лугов.
Бoльшая часть истории человечества лежит за пределами письменности. Здесь возможности для получения дополнительной информации дает обращение к достижениям сравнительно- исторического языкознания.
«Первоначальным ареалом обитания носителей праязыка можно считать такую географическую область, которая своими экологическими, географическими и культурно- историческими характеристиками соответствует картине среды обитания, получаемой на основе лингвистической реконструкции лексики праязыка», – пишут Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов в своей классической книге по индоевропеистике «Индоевропейский язык и индоевропейцы» [Гамкрелидзе, Иванов 1998]. По мнению Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, экологический критерий при уточнении первоначального ареала обитания носителей древнего языка стоит на первом месте.
В древности человеческое общество целиком зависело от природы. Люди еще не были знакомы с употреблением огня, не имели эффективного оружия для борьбы с хищными животными, не умели строить жилищ. Поэтому люди не могли выйти за пределы зон с теплым климатом. В те далёкие времена северные страны с холодным климатом были непригодны для обитания человека.
В заселении новых земель важнейшее значение имела их доступность и пригодность для хозяйственного использования. По мнению археологов человек палеолитического времени, перекочевывал с места на место в поисках пищи. Доказано, что на чужой территории людям и животным гораздо труднее найти пищу, чем в «своей» области кормления, где привычный рельеф местности и природная обстановка им помогает. На основе палеонтологических и геологических данных выясняется, что в раннем голоцене на Кавказе был сравнительно теплый климат и была распространена фауна, близкая к современной. (Громов В. И. Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР. — Труды Ин-та геол. наук, вып. 64, серия 17, 1948, с.233, 247.)
В тюркских языках термины климатические (снег, лёд, сугроб, вьюга, буран и др.) по количеству и разнообразию резко уступают другим терминам окружающих людей других элементов природы (горы, реки, фауна, флора и др.).
Ученые определили, что народы, живущие в Сибири, а также на территориях, где большую часть времени присутствует снежное покрытие, названия снега должны быть более разнообразными по сравнению с их количеством у жителей Средней и Южной полосы.
Однако, названия снега в тюркских языках Сибири (якутском, тувинском, тофаларском, шорском, хакасском) не столь разнообразны, как в уральских и являются рефлексами пратюркского слова *Kiaar 'снег'». В языке многих коренных народов Сибири насчитываются свыше 10 названий снега. Так, например, в ненецком языке 14, а в уральских языках ((финском, коми, хантыйском, мансийском, самодийских) 10 названий снега. Это является доказательством того, что тюркские народы переселились на территорию Сибири относительно недавно, около 4 тысячелетий.
А историческая прародина всех тюркских находится в Восточном Закавказье, где тюркские народы живут не менее 8,0 тыс. лет, а в зимнее время температура воздуха на данной территории в среднем составляет +5° С.
В последние годы появилось много публикаций, в которых утверждается, что развитие языков во многом зависят от окружающей среды, в которой они возникали — и особенно от климата и ландшафта. Исследователи обработали базу данных по многим письменным языкам со всего мира. Они наложили эти лингвистические данные на карты распространения языков и сравнили полученный результат с картами климатических условий. Оказалось, что среднегодовое количество осадков, среднегодовая температура, лесистость и гористость региона, а также его высота над уровнем моря коррелируют с характеристиками языка. В итоге ученые заключили, что акустические особенности окружающей среды в большой мере повлияли на формирование различий между языками.
Большинство звуков образуются при помощи воздуха, поступающего из легких. Для получения нелегочных согласных необходимо, чтобы голосовая щель была закрыта и резко открывалась после того, как воздух в гортани был сжат. Именно такая техника воспроизводства звуков натолкнула ученых на мысль о зарождении языков с нелегочными согласными в районах с низким атмосферным давлением.
Помимо того, что сжатие воздуха в гортани напрямую соотносится с разреженностью воздуха в окружающей среде, исследователи также выдвинули гипотезу о том, что, разговаривая подобным образом, жители высокогорных районов могут сократить количество выдыхаемого воздуха. Действительно, воздух на высоте более 1500 м разрежен, что заставляет обитателей таких мест задуматься об экономии драгоценного ресурса.
Необходимо отметить, что, например, у горских народов Кавказа (нахско-дагестанские языки) фонетика отличается обилием согласных (в некоторых языках свыше 80) при этом только 4 гласных, а в тюркских языках 23 согласных и 9 гласных.
О климате исторической прародины древних тюрков мы можем судить по климату Азербайджана (древнетюркский Аран). Согласно Википедии, он переходный от умеренного к субтропическому и отличается большим разнообразием. На климат Азербайджана основное влияние оказывают географическое положение, рельеф и Каспийское море.
Из-за сильного влияния высотной поясности, территория страны достаточно неоднородна по погодным условиям (всего здесь насчитывается 9 природно-климатических зон). Средняя температура июля колеблется от -1 °С в высокогорных районах до +28 °С в низменных, января, соответственно, от -22 °С и +5 °С.
Осадков выпадает от 200 мм. в год на Апшероне (включая Баку), до 1200 — 1700 мм. на Ленкоранской низменности. Характерны сильные северные ветры, главным образом осенью.
В Азербайджане наблюдаются 9 из 11 типов климата. Большая часть Азербайджана находится в субтропическом поясе. Здесь имеется полупустынный климат, климат сухих степей, субтропический, средний и холодный климат. Сухой субтропический климат характерен Апшерону и Кура-Араксинской низменности. Влажный субтропический климат наблюдается только на юге Талышских гор. Умеренный климат, наблюдающийся по большей части на покрытых лесами возвышенностях Большого и Малого Кавказа, делится на сухой, умеренно-теплый сухой, умеренно-теплый влажный и холодный. Холодный климат наблюдается на высоких горных хребтах, вершинах Большого и Малого Кавказа, поясах альпийских и субальпийских лугов.

Ландшафт прародины древних тюрков
Каждый народ связан со своим ландшафтом и вся его хозяйственная деятельность зависит от окружающей его природы.
 Для древних тюрков идеальными были тёплые безветренные земли с обильной водой и богатыми пастбищами. Такой идеальной территорией была их историческая прародина. Речь идёт о Южном Кавказе, где территория КураАраксинского междуречья была во все времена весьма удобной для развития отгонного скотоводства. Зимой они жили в равнинной местности (Аланг йазы - у Махмуда Кашгари, Аран- у азербайджанцев, Арран-у арабов, Рани- у грузин) близ больших рек, а весной поднимались со своими стадами высоко горы. Древние тюрки передвигались весной на летовку, расположенную в горах, где пышная растительность альпийских лугов манила к себе людей и скот, а осенью спускались на ровные малоснежные степи, в которых скот всю зиму добывал себе подножный корм. Места летовок и зимовок у древних тюрков строго распределялись и составляли собственность рода или семьи. Для них наиболее ценным животными были - лошади и овцы. Как известно, лошадь могла сама добывать себе корм круглый год, даже зимой из - под снега, если он был неглубоким. Немаловажное значение имело и то, что при перекочевке новорожденный жеребенок мог следовать за табуном. Лошадь использовали в качестве верхового и вьючного животного; она давала мясо, молоко, кожу, волос. Самое неприхотливое домашнее животное — овца легче других переносит весеннюю бескормицу и находит себе пропитание там, где не могут прокормиться другие домашние животные. Большую часть зимы овцы могут находиться на подножном корму, редкая и невысокая растительность зимовок - гышлагов (гышлаг) лучше поедалась овцами, нежели крупным рогатым скотом.
Для пропитания овец в Азербайджане имеется достаточное количество растущих в степи диких растений - язган, караган, йагтикан, йовшан и др. Ученые определили, что из более чем 600 видов растений, произрастающих на Кавказе, овцы поедают до 570, тогда как крупный рогатый скот – лишь 55 разновидностей трав.
 Обширные пространства в Азербайджане заняты пастбищами и выгонами. Основная часть пастбищ (80%)— зимние, размещены в низменной зоне. Летние пастбища расположены в горах, на высотах 1700—3500 м над уровнем моря.
Свыше 50% таких пастбищ находится на склонах Малого Кавказа, свыше 40%—на склонах Большого Кавказа.
Со временем, когда древние тюрки стали ощущать нехватку пастбищ, некоторые из древнетюркских племен стали искать новые пастбища для своих многочисленных стад.
 Через некоторое время они нашли местность, которая была очень похожа на их прародину. Эта территория (Манычская впадина) стала их вторичной прародиной. В дальнейшем их потомки создали здесь Хазарское царство. В дальнейшем по мере роста численности древних тюрков некоторые из них время от времени в поисках новых пастбищ также покидали прародину. Последующие тюркские переселенцы в поисках новых пастбищ ещё более расширили территорию тюркской прародины. И в дальнейшем, одомашнив дикую лошадь и освоив выплавку железа, древние тюрки своей прародиной стали называть всю степную территорию. Речь идёт от степной равнине, которая расположена к востоку от реки Дунай и тянется отсюда до берегов Енисея. А последними из древних тюрков историческую прародину вынуждены были покинуть в VII веке до н.э. часть огузов. Это произошло после того как царь Мидии Киаксар пригласил их вождей к себе на пир и там вероломно убил их. Огузы, которые в то время покинули прародину и ушли в Северное Причерноморье, в дальнейшем известны под именем царских скифов. Известный советский археолог С. С. Черников в книге «Загадка Золотого кургана» в 1965 году писал, что «часть скифских (древнетюркских-Г.Г.) племён, лишившихся своих вождей и напуганная кровавым гостеприимством Киаксара ушла в причерноморские степи, часть осталась».
 Примерно, в то же время часть огузов ушла на восток. Ушедшие на восток огузы известны по китайским летописям под именем юечжей. На западной границе древнекитайского государства огузы -юечжи появились в VII веке до н.э. Первое упоминание китайцев о народе юечжи датируется 645 до н. э. Китайский автор Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы описывает племя юечжи, как народ появившийся с северо-запада. Существует гипотеза, что первый иероглиф в слове юечжи обозначало мясо (жоу), а название народа - «жоучжи» приобретает смысл «племя, которое ест мясо».
 Огузы-юечжи изначально занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, там где сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае, потом (II в. до н. э.) часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Трансоксанию и Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю. Другая часть огузов создала на Алтае Пазырыкскую культуру.
 Как известно, некоторые исследователи до сих пор пытаются огузов- юэчжей отожествить с мифическими ираноязычными «тохарами». Л.Н.Гумилёв, возражая против такого сопоставления, писал в книге «Тысячелетие вокруг Каспия»: «непонятно, почему в среднеазиатских источниках название "юечжи" не только отсутствует, но даже не имеет ираноязычного аналога. Все попытки отождествить юечжи с каким-нибудь народом, известным в Средней Азии или Иране, например, тохарами, потерпели неудачу».
 Известный российский археолог А.А. Тишкин в докторской диссертации «Археология Алтая» пишет о том, что «Начало формирования пазырыкской культуры связано с приходом нового этноса, который примерно в течение века освоил территорию Алтая, подчинил местные племена, ассимилировав оставшееся население… Это связано с проникновением сакских (тюркских-Г.Г.) племен, а также с приходом из Малой Азии сильной кочевой орды, подчинившей местные народы. В результате сложилась новая общность, получившая в археологии название «пазырыкская культура». Своеобразным символом такого положения дел стали «царские» курганы, сооруженные в Центральном Алтае (памятники Башадар, Туэкта и др.). Смена культуры хорошо маркируется не только совершенно другим погребальным обрядом, но и отличным предметным комплексом».
 С.И. Руденко в статье «Искусство Алтая и Передней Азии»и» пишет: «В произведениях искусства племен, оставивших первый и второй Пазырыкские курганы (вторая половина V в. до н. э.), особенно в изображениях животных, наиболее ярко проявляются связи с искусством Передней Азии». Как известно, в 1949 году академиком Руденко во время археологических раскопок, проводимых в Горном Алтае, в 5-ом пазырыкском кургане был найден ковёр V века до нашей эры.
 С.И. Руденко пишет: «В 1949 г., во время археологических раскопок на Улаганском плато Восточного Алтая, в одном из Пазырыкских курганов, датируемых рубежом V-IV вв. до н.э., были найдены замечательные переднеазиатские шерстяные ткани и шерстяной ворсовый ковёр. Ткани, несмотря на их техническое совершенство и исключительную художественную ценность, не привлекли внимания. Ковёр же произвел сенсацию и вызвал оживлённую дискуссию среди зарубежных знатоков восточных ковровых изделий, так как техника его выполнения оказалась неожиданной для такого отдалённого времени… Интересующие нас переднеазиатские шерстяные ворсовые ковры сохранились в двух курганах — во втором Башадарском и в пятом Пазырыкском… Как показало наше исследование, техника узлования ковра из пятого Пазырыкского кургана, называемая немецкой или тюркской, и техника узлования ковра из второго Башадарского кургана, называемая персидской, были известны в Передней и, по всей вероятности, Средней Азии уже в середине I тысячелетия до н.э. Можно предполагать, что ковры, выполненные в указанной технике, изготовлялись в Передней Азии и раньше».
 Исследователи, изучающие материальную культуру пазырыкцев приводят множество аргументов, которые свидетельствуют о переднеазиатских корнях этой культуры. Например, Н.Полосьмак пишет: «Результаты анализа текстиля из могил нас очень удивили: ни одним из местных красителей пазырыкцы не пользовались.
Более того: одежда древних алтайцев, причем не только знатных, но и простых людей, была окрашена самыми дорогими и «модными» красками, которые в то время применялись в великих государствах Восточного Средиземноморья. Именно там могли быть получены три источника используемой пазырыкцами красной
краски: корни марены и два вида червецов».
 Л.Л.Баркова и Е.А.Чехова в статье «Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана» также пишут об использовании пазырыкцами при крашении переднеазиатского натурального красителя : «По данным исследователя (Руденко - Г.Г.), на войлоке обнаружена кермесовая кислота, источником которой являются червецы Кеrmes vermilio, Planchon, называемые кермесом, живущих на дубе Quercus coccifera».
 Необходимо отметить, что насекомое Кеrmes vermilio, о котором пишут российские исследователи, с давних времён известен тюркам как гырмыз, или дубовый жучок.
 С древнейших времен тюркские народы при крашении шерстяных изделий широко применяют красную краску. Эту краску они получали в основном от насекомого, называюшегося в народе "гырмыз боджейи", "гурд гырмыз", "палыд джуджусу". По-азербайджански и туркменски — «гырмызы», а по- турецки «кырмызы», значит, красный.
 Необходимо отметить, что ещё тысячу лет тому назад арабский учёныйпутешественник Ал-Истахри писал: «В Арране не существует городов значительнее, чем Берда'а, Баб-ул-Абваб и Тифлис, Байлакан, Варсан, Шабаран, Кабала, Шакки, Джанза, Шамкур и Хунан. У них же добывается краска, называемая «кирмиз» и ею красят сукно».
 О красной краске, используемой древними тюрками для окрашивания шерстяных ковров пишет американский учёный Э.Шефер: «Некоторые средневековые китайские красители наделялись фантастическим происхождением, названием или репутацией… Красная краска, называющаяся «кровь гиббона» была, как это ни парадоксально, мифической и реальной одновременно. Это была кровь (как это утверждалось) животного, называвшегося синсин. «Варвары ху (тюрки-Г.Г.) западных стран берут его кровь для окраски своих шерстяных ковров, её цвет чистый, и она не темнеет»… Может быть, так обозначалась «краска из дубового червеца», но мы не в состоянии объяснить, каким образом насекомое трансформировалось в млекопитающее…Такие английские слова, как crimson и cramoisy («тёмно-красная ткань»), сохранили в себе название насекомого kermes (дубового червеца), служившего в древности, как и червец кошенили, для получения красителя».
 Древние тюрки, основным видом хозяйственной деятельности которых было отгонное скотоводство, отличались культовым отношением к скоту — главному источнику их существования. С давних времён им постоянно приходилось думать о росте поголовья скота, расширении территорий пастбищ, а также об обеспечении сохранности своих многочисленных стад. Главными их врагами были засуха, снежный буран, нападение диких животных (волки), эпидемии (эпизоотии), которые могли за одну ночь лишить их всех средств существования. Поэтому при выборе новых территорий для заселения они старались для кышлагов (зимовья), мест, где им придётся провести самые трудные зимние месяцы, подбирать безветренные участки, имеющие к тому же естественные ограды (впадины, скалы, ущелья и т.д.).
Территория их исторической прародины на Южном Кавказе в этом отношении идеально подходила для отгонного скотоводства.

Южный Кавказ для тюркских народов – исходный ландшафт
Южный Кавказ (историческая прародина тюрков)  – это равнины (гышлаги), горы (яйлаги), полноводные реки (Кура, Аракс).  В далёкие времена (5 тысят лет тому назад) движение  древних тюрков шло с Запада на Восток, соответственно, все движения тюркских народов с Востока на Запад носят характер вторичных миграций.  Часть представителей гаплогруппы или рода R1a (древние тюрки) примерно 5000 лет назад с Южного Кавказа передвинулись на Евразийскую равнину (Underhill et al.,2014).  Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) оставалась жить на Южном Кавказе. В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы возвращались на территорию исторической прародины на территории Южного Кавказа (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали соременный азербайджанский народ. Таким образом, опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики, мы можем утверждать, что азербайджанцы со всеми современными тюркскими народами имеют одних и тех же предков, которые с распадом древнетюркской общности начиная с IV тыс. до н.э. разошлись, как расходятся сыновья одного отца. Глоттохронологические расчеты, позволили нам определить возраст прототюркского праязыка 7–8 тыс. лет.  Можем предположить, что 6 тыс. л. н. скотоводы-прототюрки  начали походы с Южного Кавказа на территорию евразийской равнины и далее на юго-восток. Им понадобилось менее одного тысячелетия, чтобы завоевать или ассимилировать, а также подчинить своему образу жизни евразийские и южносибирские племена охотников и рыболовов.   Анализ древнетюркской лексики вырисовывает перед нами образ народа, создателя этого языка, воинственного подвижного скотовода, охватывающего своими миграциями огромные пространства. Для прототюрка, мобильного воина, «домом» являлся не пещера или крепость в одной из точек кочевий, а все пространство, над которым он господствовал, сидя в седле. Очевидно, среди охваченного кочевьями населения были и оазисные земледельцы, и лесные промысловики, но магистральную роль играли подвижные воины. Можно также предположить, что для  прототюрков шесть тысяч лет тому назад  вторичной прародиной стала вся  евразийская степь от Дуная до Алтая.     После полной расшифровки генома человека стало возможным достаточно точно определять степень биологической близости между собой разных популяций людей, в том числе представителей разных народов. Особое значение для этого приобрели исследование специфически мужской Y-хромосомы. Суть дела в том, что Y-хромосомы передаются только по мужской линии, и изменяются в целом только за счет случайных мутаций. Т. е. носители одной и той же мутации – это потомки одного и того же мужчины.  «На филогенетическом древе Y-хромосомы современного человека выделено 18 основных клад, обозначаемых буквами латинского алфавита от А до R».
«По распространённой гипотезе носители R1 в результате продвижения ледников в Европе оказались изолированы друг от друга. Те из них, которые пережили трудные времена в Испании, стали расселяться оттуда с началом потепления 10—15 тыс. лет назад по Западной Европе как носители гаплогруппы R1b. Однако, не у всех индоевропейцев данный маркер преобладает. Например, у греков его менее 12 %, у албанцев – менее 10%, у голландцев – менее 4%, столько же у северных и центральных итальянцев, а у многих южных итальянцев этого маркера вообще не нашли! Генетики определили, что по всей Западной Европе преобладает гаплогруппа R1b, а на Балканах – местная древняя гаплогруппа I (ее много и в Скандинавии).   Дикие пращуры оснрвных зерновых (пшеница, ячмень), как и древнейших домашних животных (козы, овцы), известны только на Ближнем Востоке.    «Что касается овцы и козы, то их дикие предки в Северном Причерноморье отсутствовали. Этим, видимо, и можно объяснить отсутствие этих домашних видов в неолите Приазовья, Крыма, Днепровского Надпорожья, Южного Буга и Днестровско-Прутского района».   На Южном Кавказе основой новой экономики стали пшеница/ячмень + коза/овца (экономика прототюрков). В Восточной Европе такой основой стали просо + крупный рогатый скот/свиньи. Индоевропецы в связи с непригодностью свиней и коров к  длительным и дальным перекочевкам в широкой миграции не участвовали.   На севере Евразийского континента в это время проживали протофинно-угорские племена охотников и собирателей.  Вместе тем в последние годы некоторые российские археологи постепенно вынуждены признавать тождество «скифского» и «древнетюркских» археологических культур. Так, например, известный российский учёный Д.Г.Савинов пишет: «В памятниках пазырыкской культуры Горного Алтая впервые появляется ряд элементов древнетюркского культурного комплекса. Это — сопроводительные захоронения коней, расположенные в могильной яме на приступке с северной стороны, и вертикально вкопанные камни с восточной стороны некоторых больших и малых пазырыкских курганов — прообразы будущих камней-балбалов».   Антропологи давно определились, что прототюрки-предки современных азербайджанцев, как и азербайджанцы (в отличии от короткоголовы армян и их предков), были длинноголовыми европеоидами.   Вот, что пишут об этом антропологи: К.Н. Солодовников, С.С. Тур — Материалы к кранеологии эпохи ранней бронзы Верхнего Приобья Археология Сибири. Пришлый европеоидный компонент, представленный преимущественно у мужчин (пришлый с Южного Кавказа-прототюрки- Гумбатов Гахраман), судя по небольшим поперечным размерам относительно высокого лица и долихокранной (длинноголовый-Гумбатов Гахраман) мозговой коробки, морфологически сходен с сериями круга южных европеоидных форм, обычно называемого «средиземноморской» расой. Ширина лица у этого европеоидного компонента, вероятно, была небольшой, а увеличение скулового диаметра у елунинцев по сравнению с «чистыми средиземноморцами» следует объяснять метисацией с потомками местного неолитического населения. Антропологический состав населения елунинской культуры неоднородный и формируется в результате взаимодействия двух компонентов: местного промежуточного европеоидно -монголоидного (местные женщины- Гумбатов Гахраман),  и пришлого европеоидного «средиземноморского». (прототюрки - Гумбатов Гахраман). Первый компонент представлен в женской группе, второй — преимущественно в мужской   (прототюрки с Южного Кавказа   Гумбатов Гахраман).      Чикишева, Татьяна Алексеевна    Динамика антропологической дифференциации населения юга Западной Сибири в эпохи неолита - раннего железного века,  2010   Очевидные миграционные импульсы на территорию Горного Алтая с юга из среды скотоводческого населения Передней (прототюрки с Южного Кавказа- Гумбатов Гахраман).  прослеживаются по антропологическим данным, начиная со II тыс. до н.э., и усиливаются в эпоху ранних кочевников.   В антропологическом составе носителей пазырыкской культуры Горного Алтая выявляется европеоидный компонент, генетически восходящий к скотоводческому населению северных районов Передней Азии (прототюрки с Южного Кавказа- Гумбатов Гахраман). Двадцатый ноин-улинский курган. Новосибирск: 2011.   Археологические раскопки 20-го кургана могильника хунну Ноин-Ула, проведенные в Северной Монголии На вопрос о том, кто похоронен в 20-м кургане, нельзя дать точный ответ из-за отсутствия антропологического материала, как это обычно бывает со всеми курганами знатных хунну. Единственной находкой, свидетельствующей о присутствии человека в могиле, оказались несколько зубов. Их ярко выраженные характерные особенности позволили Т.А. Чикишевой сделать заключение о том, что они принадлежали молодой женщине, чей антропологический тип близок к современному населению Азербайджана. [Чикишева и др., 2009, №3 (39), с. 145-151; Полосьмак, 2009, №4 (28), с. 90-98]. 
 В. П. АЛЕКСЕЕВ (Москва) ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИИ КАВКАЗА   Для черепов эпохи бронзы из Самтаврского могильника (датируются II тысячелетием до н. э.)  характерна резкая горизонтальная профилировка лицевого скелета, очень сильное выступание носа, узкое и сравнительно высокое лицо, форма черепном коробки. По некоторым признакам и их сочетаниям, в частности по лицевому указателю, они заметно отличаются от севанской серии, но при малом количестве самтаврских черепов этим различиям нельзя придавать существенное значение. Таким образом, можно утверждать, что население плоскостных районов
Закавказья в эпоху бронзы относилось к длинноголовому узколицему европеоидному типу, ближайшие аналогии которому мы имеем в типах средиземноморской ветви европеоидной расы.   Антропологам известно, что на территории Кавказа с древнейших времен вплоть до II тысячелетия н. э. везде доминировали узколицые, долихокранные типы. Такая же картина засвидетельствована и в регионах Передней Азии, Северо-Западной Азии и Средиземноморья.   Очаг формирования среднеазиатских антропологических типов — Закавказье, Передняя Азия и Малая Азия и прилегающие к ним более южные области.    
Алексеев В.П. Предки тюркских народов // Наука и жизнь, №5, 1971, с. 33-37              Азербайджанцы - антропологически особый народ Кавказа, представители своеобразного типа, характерного только для жителей Азербайджана и некоторых этнических групп Южного Дагестана. Этот тип называется по-разному: восточ-носредиземноморским, закаспийским, просто каспийским. Вслед за крупнейшим отечественным антропологом В.В. Бунаком, заслуженным исследователем и знатоком антропологии Кавказа, мы будем называть его каспийским.            Палеоантропологический материал древних погребений, несмотря на немногочисленность у нас имеется серия скелетов, раскопанных на западе Азербайджана при строительстве Минтечаурского водохранилища,- свидетельствует о том, что антропологический тип древнего населения был таким же, как современный.              И.А.Джавахишвили: «На основании измерений всех черепов, обнаруженных в древнейших захоронениях Кавказа, – было установлено, что ранее в нашей стране жили длинноголовые, т.е. долихокефалы. Профессор Вирхов (известный немецкий антрополог-Г.Г.) отмечал, что нынешние армяне и грузины не имеют ничего общего с древнейшим населением Кавказа. Следовательно, по сути, армяне и грузины не являются первыми местными поселенцами. Когда они пришли в эту страну, здесь уже жили потомки другого народа». (151)          М.Г.Абдушелишвили: «В палеоантропологических материалах из Восточного Закавказья нет данных, свидетельствующих о появлении каких-либо иных форм, отличающихся от местных, наоборот, все свидетельствует о преемственности населения, проживающего с незапамятных времен на данной территории. Поэтому мы не находим в палеоантропологических материалах оснований для утверждения, что каспийский тип сформировался в процессе заселения Кавказа с юго-востока».(151)       Г.Ф.Дебец: «В древнейших погребениях Самтаврского и Мингечаурского могильников (Южный Кавказ-Г.Г.) находят резко выраженные длинноголовые узколицые европеоидные черепа, по типу сходные больше всего с представителями современных длинноголовых вариантов каспийского типа».  В.В.Бунак: «В степных пространствах Средней Азии и Южной Сибири в глубокой древности сложилась особая группа типов, отличающаяся от средиземной группы более широким и высоким лицом, узким носом, массивным надбровьем, более прямыми волосами, -евразийская ветвь. К ней следует отнести древнейшие типы, известные по краниологическим материалам афанасьевской и андроновской культур, и, вероятно, некоторые другие, более западные. В современную эпоху евразийская группа представлена каспийским типом у туркмен и азербайджанцев ... В древности евразийские варианты имели большое распространение и в составе скифских и сарматских племён продвинулись в Переднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу вплоть до Нижнего Дуная».   Тур С.С.: «Появление в данном регионе долихокранного европеоидного типа, именуемого также гиперморфным восточносредиземноморским, связывается с миграцией скотоводческих племен из Средней или Передней Азии. Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры. Характерный для них краниологический комплекс формируется на территории Горного Алтая в результате длительного смешения и нивелировки особенностей двух основных компонентов различного происхождения - брахикранного, с умеренно выраженными монголоидными особенностями и низким, по монголоидному масштабу, лицом и долихокранного европеоидного, с высоким и широким лицом. Первый из них встречается на территории Горного Алтая с эпохи энеолита, второй появляется в эпоху ранней бронзы в результате миграции скотоводческих племен предположительно из Средней или Передней Азии». Т.А.Чикишева: «В антропологическом составе носителей пазырыкской культуры Горного Алтая выявляется европеоидный компонент, генетически восходящий к скотоводческому населению северных районов Передней Азии и южных районов Средней Азии».  О.Исмагулов: «Основная масса местных насельников тюркского периода Казахстана характеризовалась европеоидными чертами. Если сравнить формирование лингвистической и антропологической общностей, то население, прежде всего, стало говорить на тюркских языках и лишь значительно позднее стало монголоидным. Преобладание монголоидных элементов в разных пропорциях в физическом облике местных насельников наблюдается главным образом в монгольский период». М. Г. Абдушелишвили. «К палеоантропологии Самтаврского могильника», 1954, стр.109. 152. М. Г. Абдушелишвили. «Характеристика населения союзной территории Дели по антропометрическим признакам». 1980. 153. В. В. Бунак., «Человеческие расы и пути их образования». «Советская этнография» № 1 за 1956 год. 154. Тур С.С., «Современные потомки носителей пазырыкской культуры». "Древности Алтая", № 10, 2003. 155. Чикишева Т. А.  «Динамика антропологической дифференциации населения юга Западной Сибири в эпохи неолита-раннего железного века». 2010. 
Выводы: Южный Кавказ для тюркских народов – исходный ландшафт, так определила природа, создав здесь пригодные условия для развития общетюркской скотоводческой культуры.  Равнины (гышлаги), горы (яйлаги), полноводные реки (Кура, Аракс), Поэтому изначально движение шло с Запада на Восток, соответственно, все движения с Востока на Запад носят характер вторичных миграций.