Франкенштейн в кинематографе

Иван Старостенко 2
Автор: Иван Старостенко
Редактор: Екатерина Замула

Летом 1816 года на берегу Женевского озера, на вилле Диодати собралась весьма любопытная компания, состоявшая из поэта Перси Шелли, его молодой жены Мэри, её сводной сестры Клэр, Джорджа Гордона Байрона и его личного врача – Джона Полидори. Дождливыми летними вечерами, спасаясь от скуки, они развлекали друг друга страшными историями. Тогда-то лорд Байрон и предложил в качестве соревнования каждому из присутствующих написать собственный жуткий рассказ. В результате всех участников превзошла девятнадцатилетняя Мэри Шелли, написав воистину эпохальный роман – «Франкенштейн, или Современный Прометей». На написание романа ее сподвиг страшный сон, в котором она видела ученого, создавшего человека, но отрекшегося от своего создания из-за его деформированной внешности.
В XIX веке начали применять теорию гальванизма, как идею воскрешения мертвой плоти за счет электрических разрядов и молнии. Эта теория и легла в основу эпохального произведения Мэри Шелли. Обширные познания в области естественных наук и философии, отразившиеся в романе, писательница получила благодаря своему отцу – философу, писателю и журналисту Уильяму Годвину. Он всегда был окружен людьми из научного света.
Роман начинается с записок капитана Уолтона, намеревавшегося исследовать Северный Полюс. Углубившись в ледяные торосы и вечную мерзлоту, капитан и его команда находят там едва живого замерзшего человека. Его имя – Виктор Франкенштейн. Поначалу Франкенштейн бормочет бессмыслицу и еле ворочает языком, но со временем он полностью приходит в себя и начинает рассказывать капитану историю своей жизни.
Виктор родился в Женеве в богатой семье, и с самого детства мальчик был увлечен науками о неизведанном. Он постоянно читал труды именитых ученых и мечтал постичь тайны человеческой жизни. Его родители удочерили юную Элизабет, на которой Виктор женился несколько лет спустя. Полностью поглощенный тайнами жизни, Франкенштейн отправляется в университет в Ингольштадте, в Германии. Там он получает те знания, которые ему особенно необходимы, но его взгляды расходятся с консервативными мнениями старших профессоров, из-за чего он решает заняться самостоятельными исследованиями. Франкенштейн построил собственную лабораторию, доступ к которой был лишь у него. Он решает создать совершенного человека, наделенного блестящим умом и идеальной внешностью, прибегнув к помощи алхимии и гальванизма. Но в результате Франкенштейн с сожалением осознал, что создал монстра, наделенного огромной физической силой. Создатель отрекается от своего создания, и Монстр сбегает из лаборатории.
Поначалу чудовище подобно ребенку: не умеет разговаривать и ничего не понимает, но его интеллект очень быстро развивается. С течением времени разум Монстра, в каком-то смысле, уже превышает человеческий. Обладатель доброй души, но ужасающей внешности, он не находит себе места среди людей. Всеми гонимый и презираемый, разочаровавшийся Монстр решает через некоторое время нанести визит своему создателю…

Мэри Шелли наделила Создание Франкенштейна огромным сочувствием, и в то же время этот персонаж глубоко одинок и отрешен. Он хотел всего лишь творить добро людям, но их предрассудки, связанные с его ужасающей внешностью, вынудили его сердце наполниться злобой. Это во многом отражает жизнь самой Мэри: ее мать умерла вскоре после родов, а с мачехой отношения не заладились, и в семье часто случались конфликты. Мэри часто уходила из дома и проводила много времени у моря. Из-за всего этого девушка чувствовала себя брошенной и одинокой. А когда Мэри вышла замуж за Перси Шелли и родила ребенка, он не прожил и двух недель, родившаяся позже дочь Клара тоже прожила недолго – всего год. В деяниях Франкенштейна она отразила свое огромное желание вернуть к жизни умершую мать и детей. Кроме того, на примере своего персонажа, Шелли хотела показать, что случается с человеком, который не способен нести ответственность за свое творение, бросив его на произвол судьбы.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» не сразу был принят критиками и издателями. Изначально он издавался анонимно, после имя автора добавилось на обложку, а посвящение Уильяму Годвину – исчезло. У книги было две редакции, которые разительно отличаются одна от другой не только стилистическими и сюжетными правками, но и самой философией. Если редакция 1818 года в плане философии основывалась на концепции благотворной и животворящей природы, то редакция 1831 года склоняется в сторону механистического понимания природы законов мироздания, воля и судьба здесь неподвластны человеку, который балансирует на тонкой нити своей жизни над бездной и обречен рано или поздно сорваться.

Именно сложная философия в сочетании с наукой и мистикой сделали великолепное произведение Мэри Шелли бессмертной классикой, которую в будущем адаптируют бесчисленное количество раз как в кино, так и на сцене. «Франкенштейн» считается первым в истории научно-фантастическим произведением, при этом в нем сочетаются такие жанры как готика, ужасы и фантастика.

В 1910 году на студии Томаса Эдисона была снята самая первая экранизация «Франкенштейна». В роли Монстра выступил постоянный актер студии – Чарльз Огл, который, к тому же, сам создал внешний облик своего персонажа. В данной адаптации Франкенштейн создавал своего Монстра при помощи неких химикатов. Чудовище и спецэффекты выглядят на высоком уровне для своего времени. Сама история представлена в сокращенном варианте, но, тем не менее, очень интересно адаптирована. В фильме есть сцена, в которой Франкенштейн смотрит в зеркало и в отражении видит Монстра, созданного им. Это, во многом, каноническая сцена, в которой Франкенштейн и Монстр являются одним целым. Фильм был запрещен в год выхода из-за сцен жестокости, затем в течение многих десятилетий считался утерянным, пока его не обнаружили в начале 1980-х.

Сразу после того, как Бела Лугоши прославился в роли Дракулы в одноименном фильме студии Universal 1931 года, ему немедленно предложили роль бессловесного монстра в «Франкенштейне». Но прочитав сценарий, Лугоши отказался от роли, поскольку у Монстра не было реплик (в отличие от книги), и на протяжении всего фильма ему пришлось бы находиться в массивном гриме.
Режиссер будущего фильма Джеймс Уэйл начинает искать исполнителя на роль Монстра. В актерской столовой Уэйл встретил еще малоизвестного на тот момент Бориса Карлоффа. Режиссера настолько впечатлила фактура лица актера, что он тут же предложил ему роль. На тот момент англичанин Борис Карлофф перебивался случайными заработками и уже много лет играл лишь эпизодические роли в фильмах. К 1931 году он сыграл уже в 60 фильмах, но известность так и не приобрел. Так было вплоть до того, как к нему подошел Джеймс Уэйл с безотказным предложением – сыграть роль во «Франкенштейне». Карлофф предложение принял.
Для роли монстра Карлоффу приходилось гримироваться на протяжении четырех часов. Грим вместе с костюмом и огромными сапогами весили более двадцати килограммов. Грим накладывал Джек Пирс, который был «волшебником-гримером» студии Universal. Для придания более «мертвого» вида Монстру, на веки Карлоффа Пирс накладывал воск, предназначенный для покойников. Карлофф вынул зубной протез, за счет чего его щеки стали впалыми. И всё это вместе создало облик одного из самых знаменитых киномонстров всех времен. Карлофф сыграл превосходно. И по сей день он остается наиболее каноничным исполнителем роли Монстра. Он передал огромное сострадание своему персонажу. По словам актера, детская аудитория как никто понимала Монстра и сопереживала ему.
Роль Франкенштейна блестяще исполнил Колин Клайв, ему идеально удалось передать одержимость и безумие своего персонажа. Как и в случае с безумным помощником в «Дракуле», характерный актер Дуайт Фрай сыграл во «Франкенштейне» похожую роль. Он изобразил горбуна-помощника безумного доктора – тоже в своем роде каноничный образ, породивший целую галерею типажей злобных помощников на службе безумных ученых. Эдвард Ван Слоан, сыгравший Ван Хельсинга в «Дракуле», в этом фильме присутствует в роли доктора Уолдмена – профессора университета, в котором учился Франкенштейн. Уолдмен воплощает высокоморального человека, который изначально осознает насколько ужасен опыт Франкенштейна и пытается отговорить своего ученика от эксперимента, приводя в качестве аргументов различные научные теории. Но Франкенштейна не интересовали теории, он был полностью одержим своей безумной идеей.
Сюжет фильма очень отличается от оригинального произведения Мэри Шелли и за счет этого является самостоятельным полноценным произведением. В книге Франкенштейн работал без ассистентов, а в фильме у него появился горбун-помощник по имени Фриц, что позже стало распространенным явлением в фильмах ужасов о безумных ученых. Одним из главных отличий фильма от романа является то, что в фильме основной акцент поставлен на том, что Монстру изначально пересадили мозг преступника (это произошло по ошибке Фрица). В книге не было описания, чей именно мозг использовал Франкенштейн для своего создания. К тому же, в фильме образ Монстра полностью противоположен книжному: в романе Монстр был наделен блестящим разумом, а в фильме он обладает умом младенца, который мало что осознает.
«Франкенштейн» имел невероятный успех и даже смог затмить успех «Дракулы». Впоследствии он стал одним из самых известных классических фильмов ужасов, а роль Монстра Франкенштейна прославила Карлоффа на всю жизнь.

В 1935 году Universal решает снять второй фильм о Франкенштейне – «Невеста Франкенштейна». Режиссер, как и прежде, – Джеймс Уэйл. В прологе фильма показаны: Мэри Шелли, ее муж и лорд Байрон, обсуждающие - вернее - пересказывающие краткое содержание первого фильма, а не романа-первоисточника. Мэри Шелли начинает рассказ о том, что было дальше, и зритель погружается в главное действие фильма…
Монстр выживает после того, как его пытались сжечь на мельнице, но за ним опять начинается охота обезумевшей толпы, и он прячется в лесах. К Франкенштейну наведывается некий доктор Преториус, который также одержим жаждой создания жизни. Преториус пытается уговорить Франкенштейна создать невесту для Монстра, но ученый полностью раскаялся в содеянном и не желает иметь ничего общего с подобной наукой. Тем временем Монстр, прячась от людей, набредает на одинокую хижину, в которой живет слепой старец. Старец оказывается невероятно добродушным и дает Монстру приют и даже начинает его обучать словам. Монстр постепенно учится разговаривать и его интеллект начинает развиваться. Но вскоре к старцу наведываются лесные охотники и, увидев Монстра, нападают на него, из-за чего сгорает дом старца. Охотники забирают старца с собой, и Монстр снова остается один.
«Невесту Франкенштейна» зачастую считают лучшим фильмом, чем «Франкенштейн». Это был тот редкий случай, когда сиквел превзошел оригинал. Карлофф наделил своего Монстра еще большим состраданием и сочувствием. Фильм получился очень сентиментальным, в особенности в сцене, где старик приютил у себя Монстра. Сюжетная линия фильма пересекается с романом с той лишь разницей, что в книге Франкенштейн в результате отказался от создания подруги монстру. Также интересный факт – актриса Эльза Ланчестер сыграла как невесту Монстра, так и саму Мэри Шелли в прологе фильма.

В 1938 году в кинотеатрах Лос-Анджелеса повторно показывали «Дракулу» и «Франкенштейна». Зрители толпами шли на фильмы, уже ставшие классикой жанра. Руководство студии Universal в то время сменилось, и, осознав насколько по-прежнему популярны фильмы ужасов, студия решается снять третий фильм о Франкенштейне, собрав потрясающий актерский состав. Этим фильмом стал «Сын Франкенштейна», в котором Карлофф в последний раз сыграл Монстра. Роль второго плана исполнил Бела Лугоши, воплотив нетипичный для себя образ – злобного горбуна по имени Игорь. Эта роль была одной из самых выдающихся в его карьере. Для нее он надевал парик, бороду и становился совершенно неузнаваемым для публики. В этой роли было много комичного, что нетипично для Лугоши, Он был рад исполнить комедийную роль, благодаря которой смог расширить свое амплуа. Персонаж Лугоши впоследствии стал каноничным, а имя Игорь часто давали злобным помощникам-горбунам.
Игорь – главный помощник Монстра и его охранник, помимо прочего промышляющий кражей трупов. Прибывшему сыну давно умершего доктора Франкенштейна Игорь показывает Монстра. Теперь и сын печально известного доктора идет по стопам отца, чем вызывает ненависть и злобу у жителей деревни.
Изначально фильм планировали снять в цвете, но потом отвергли эту идею по причине того, что грим Карлоффа плохо смотрелся на цветном экране. На заглавную роль первое время планировали пригласить Питера Лорре, но он не смог принять участие в съемках из-за болезни. В результате эта роль досталась Бэзилу Рэтбоуну, блиставшему в том же году в роли Шерлока Холмса.
Прославившись в 1941 году в роли Человека-волка в одноименном фильме, сын «человека с 1000 лиц» Лона Чейни – Лон Чейни-младший - получает роль Монстра Франкенштейна в фильме «Призрак Франкенштейна». В роли Игоря повторно выступил Бела Лугоши.
По сюжету фильма Игорь ведет Монстра ко второму сыну Франкенштейна, задумав с его помощью пересадить свой мозг в голову Монстра, чтобы избавиться от своего бренного тела. Но операция оказывается безуспешной, поскольку группа крови Игоря не совпадала с группой крови Монстра. Из-за этого он слепнет и в порыве ярости крушит всё вокруг себя, обрушивая на себя остатки дома Франкенштейна.
В 1943 году Чейни во второй раз сыграл оборотня в фильме «Франкенштейн встречает Человека-волка». Это был первый в истории фильм, в котором объединили двух монстров.
Фильм начинается со сцены на кладбище. Два грабителя идут к могиле Человека-волка – Лоренса Тэлбота – с намерением выкрасть захороненные в ней драгоценности. При вскрытии могилы на Тэлбота падает свет полной луны, и он снова воскресает. Вскоре его находят на улице без сознания и кладут в больницу. Очнувшись, Тэлбот ничего не помнит, кроме своего имени, а по ночам он превращается в оборотня, сбегает из больницы и нападает на людей. Он тщетно пытается уверить директора больницы в том, что он – оборотень. Единственное, чего хочет Тэлбот – умереть, чтобы не причинять никому вреда. Вскоре он бежит к цыганке Маливе с надеждой на помощь, но она здесь бессильна. Зато цыганка знает человека, которому это по силам. Это доктор Франкенштейн…
Иронично, что роль Монстра на этот раз сыграл Лугоши, который за двенадцать лет до этого отказался от нее. Изначально планировалось, что Чейни сыграет обе роли. Но, поняв, что это будет слишком большой работой для гримера, пригласили Лугоши на роль Монстра. В первоначальном варианте фильма у Монстра присутствовали реплики, но услышав на предпросмотре, что он говорит с венгерским акцентом, все реплики вырезали. Также вырезали упоминание о слепоте Монстра, из-за чего зрителей повергало в смех то, что Монстр на протяжении всего фильма ходил с вытянутыми вперед руками. Впоследствии это стало одной из самых узнаваемых черт Монстра.
Режиссером был Рой Уильям Нилл, который параллельно снимал цикл фильмов о Шерлоке Холмсе с Бэзилом Рэтбоуном. Дэннис Хоуи, играющий инспектора Лестрейда в фильмах о Холмсе, исполнил здесь, по сути, ту же роль (а вот самого Холмса не хватало – для пущей радости). Кадры из фильма были использованы в «Чужом против Хищника» в качестве дани уважения первому кроссоверу о схватке двух монстров.

Следующее столкновение знаменитых чудовищ произошло в фильме «Дом Франкенштейна». К Монстру Франкенштейна и Человеку-волку на этот раз присоединился еще и Дракула.
Безумный ученый Густав Ниманн сбегает из тюрьмы со своим слугой-горбуном. Они похищают передвижное шоу «Комната страха», выдавая себя за его директоров. В «Комнате страха» находится тело графа Дракулы с вбитым в его сердце осиновым колом. Густав вынимает кол из сердца графа, и тот оживает. Подчинив Дракулу своей воле, Густав приказывает ему избавиться от того, кто посадил его когда-то за решетку. Совершив возмездие, Дракула бросается в обратный путь, но погибает из-за того, что не успел вернуться до восхода солнца. Ниманн со слугой тем временем продолжают путь, и по дороге им встречается красивая цыганка, в которую влюбляется горбун. Они все попадают в замок Франкенштейна, где Ниманн оживляет Человека-волка и Монстра Франкенштейна.
Роль безумного ученого исполнил Борис Карлофф, в то время как роль Монстра отошла некоему Гленну Стрейнджу. Он ничего нового в образ не привнес, да и экранного времени ему было уделено слишком мало для того, чтобы Монстр смог себя хоть как-то проявить.
Вполне логично, что в следующий раз трио монстров столкнулось в «Доме Дракулы».
Дракула приходит к доктору Эдельману, чтобы тот вылечил его от вампиризма, но на самом деле у Дракулы другие планы – он собирается превратить ассистентку доктора в вампира. В это же время в Лондоне появляется Человек-волк, который по-прежнему хочет избавиться от своей болезни. Он обращается доктору Эдельману, но тот не в состоянии ему помочь. Они вместе с доктором случайно обнаруживают тело Монстра Франкенштейна...
Как и прежде, Монстру было уделено очень мало времени, так что о нем почти нечего сказать, кроме того, что он в очередной раз крушит лабораторию очередного безумного ученого.

В конце 1940-х Universal решает снимать комедийные пародии на свои же фильмы. Студия наняла двух популярных комиков – Бада Эбботта и Лу Костелло, и сняла фильм «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна». Фильм получился отличной пародией на классику ужасов Universal, показав тем самым, что жанр хоррор временно исчерпал себя. В фильме собраны все классические исполнители: Лон Чейни в роли Человека-волка, Гленн Стрейндж в роли Монстра, Бела Лугоши в роли Дракулы.
На этот раз у Монстра было больше экранного времени, и он даже иногда разговаривал. Гленн Стрейндж именно в этом фильме показал больше взаимодействия с другими монстрами – особенно с Дракулой, которого называл не иначе как «хозяин». И, как и в «Доме Франкенштейна», здесь злодеи решают в очередной раз использовать мозг Монстра и пересадить его в голову героя Лу Костелло. Стрейндж часто не мог удержаться от смеха в совместных сценах с Костелло. Съемки стали такими же веселыми, как и сам фильм.
«Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» стал лебединой песней для классического трио монстров Universal. На целое десятилетие они ушли с больших экранов.
В 1950-е годы, в эпоху дешевых фантастических хорроров про пришельцев и гигантских монстров, вышло несколько малобюджетных вариаций на тему о Франкенштейне.
В 1958 году Борис Карлофф сыграл непосредственно самого Франкенштейна в фильме «Франкенштейн 1970».
К замку барона Франкенштейна, изуродованного нацистами во время Второй мировой войны, приезжает съемочная группа, чтобы снять фильм о самом первом Франкенштейне. Изначально барон враждебно настроен по отношению к ним, но ему нужны деньги для экспериментов, поэтому он соглашается. Он сам исполняет роль своего дальнего предка. Постепенно он убивает членов съемочной группы и создает из частей их тел своего собственного Монстра.
«Франкенштейн 1970» – далеко не лучший фильм о Франкенштейне, но прекрасная игра Бориса Карлоффа спасает положение. У Карлоффа множество запоминающихся монологов на протяжении всего фильма. Здесь он в очередной раз продемонстрировал свой потрясающий актерский талант.
В том же году вышел еще один фильм о Франкенштейне – «Дочь Франкенштейна».
Оливер Франк – потомок Франкенштейна. Он продолжает дело своего дальнего предка, проводя различные научные эксперименты. Он ставит опыты на своей племяннице, в результате чего ее внешность обезображивается, и девушка становится жутким монстром.
Главную женскую роль исполнила Сандра Найт – будущая жена актера Джека Николсона. Грим монстра выглядит во многом нелепо и весьма гротескно. Сам режиссер фильма критиковал нелепый грим, вспоминая, что окончательный вариант грима был готов всего за несколько часов до начала съемок, и он уже ничего не мог изменить.
Студия «короля фильмов категории Б» Роджера Кормана – AIP – также не обошла эту тему стороной, сняв своеобразную трилогию: «Я был тинейджером-оборотнем» (1957), «Я был молодым Франкенштейном» (1957) и «Как создать монстра» (1958). К традиционным сюжетам о классических монстрах AIP добавили динамики, снабдив фильмы изрядной долей подростковой агрессии.
В фильме «Я был молодым Франкенштейном» профессор Франкенштейн похищает тело студента, изуродованного в автомобильной катастрофе. Он его оживляет, но у парня отвратительная внешность. Франкенштейн обещает это исправить, если студент выберет, чью внешность он хотел бы обрести.
Как и во многих черно-белых фантастических фильмах 1950-х, в данном фильме есть финальная сцена, снятая в цвете – с целью создания иллюзии цветного фильма – поскольку у студии не хватало бюджетов для съемок полноценной цветной киноленты.
Фильм «Как создать монстра» объединил подростков-монстров из предыдущих фильмов – оборотня и Монстра Франкенштейна. Гримера студии, специализирующейся на фильмах ужасов, увольняет дирекция из-за того, что этот жанр уже якобы никому не интересен. Гример решает отомстить тем, кто причастен к его увольнению. Он гипнотизирует актеров, загримировав их под Монстра Франкенштейна и оборотня. В этом обличии они совершают убийства, о которых на следующий день ничего не помнят. Подозрения падают на них. Финальные несколько минут фильма опять же сняты в цвете.
В целом это были крайне дешевые, второсортные, но всё же небезынтересные вариации на тему классических ужасов.
В конце 1950-х английская студия Hammer вдохнула новую жизнь в историю о Франкенштейне в фильме «Проклятие Франкенштейна» (1957), который стал самым первым цветным фильмом о Франкенштейне.
Главные роли исполнили постоянные звезды студии: Питер Кушинг стал Франкенштейном, а Кристофер Ли – Монстром. Питер Кушинг превосходно сыграл роль барона Франкенштейна. Будучи истинным английским джентльменом, Кушинг смог привнести в свою роль некоторую аристократичность и утонченность и, вместе с тем, ощущение некоего зловещего присутствия. Никогда не знаешь, чего ждать от его Франкенштейна. В одной сцене он воскрешает милого песика, а в другой безжалостно и хладнокровно расправляется с коллегой, чтобы использовать его мозг для своего эксперимента.
В этом фильме очевидно смещение акцента с Монстра на самого Франкенштейна, что стало отличительной чертой хаммеровской франшизы. Сам же Монстр появляется во второй половине фильма, и ему уделено не так уж много экранного времени. Таким образом Питер Кушинг неизменно играл Франкенштейна на протяжении всей серии фильмов, в то время как исполнители монстров менялись из фильма в фильм.
Еще одним главным отличием от предшествующих фильмов стало то, что в «Проклятии Франкенштейна» Франкенштейн не раскаивался в своих ужасных деяниях и был полностью одержим своими маниакальными идеями. Благодаря этому Франкенштейн в исполнении Кушинга выглядел еще более зловещим, чем его голливудский предшественник в лице Колина Клайва.
Фильм стал настоящим прорывом в истории хоррора: первый снятый в цвете английский фильм ужасов с наглядным показом крови и насилия (до этого насилие в кино происходило за кадром), цветастые готические декорации, невиданная доселе жестокость, за что фильм «распяли» критики, обвиняя создателей в садизме. Но что бы ни говорили критики, зрители толпами шли смотреть первую цветную вариацию на тему классического сюжета, и фильм с лихвой окупился в прокате.

В следующем году Теренс Фишер снимает второй фильм о Франкенштейне – «Месть Франкенштейна». Франкенштейн, избежав гильотины, начинает работать в больнице для бедных под именем доктор Штейн. Он удаляет якобы ненужные пациентам части тела посредством чего и создает нового монстра.
Роль Монстра исполнил Майкл Гвинн – один из постоянных актеров студии Hammer. По сравнению с предыдущим фильмом «Месть Франкенштейна» получилась намного слабее, с довольно затянутым сюжетом и долгой завязкой.

Третий фильм о Франкенштейне от студии Hammer – «Зло Франкенштейна». На этот раз Hammer объединилась с Universal и создала облик Монстра, напоминающий грим Бориса Карлоффа. Это, пожалуй, наиболее посредственный фильм о Франкенштейне из всей хаммеровской франшизы, с совершенно незапоминающимся сюжетом.

Четвертый же хаммеровский фильм о Франкенштейне – «Франкенштейн создал женщину» – был самым необычным из всего цикла.
Главный герой Ганс работает ассистентом у доктора Франкенштейна, который продолжает ставить различные научные эксперименты. Ганс влюблен в дочь трактирщика Кристину, у которой правая часть лица обезображена. Над ней постоянно посмеиваются местные хулиганы. Однажды ночью хулиганы проникают в трактир, чтобы украсть несколько бутылок вина, где их застает хозяин и между ними завязывается драка, в ходе которой хозяин погибает. Ложные улики ведут к тому, что убийцей был Ганс, за что его приговаривают к смертной казни. Узнав об этом, Кристина убивает себя. Франкенштейн забирает тела молодых людей и оживляет Кристину, наделив ее душой Ганса. К тому же доктор смог придать ей привлекательную внешность. Теперь у Кристины появляется шанс отомстить за всех, кто был ей дорог при жизни.
«Франкенштейн создал женщину» – первый фильм, в котором сочетались элементы физических экспериментов Франкенштейна с метафизическими, что было очень нестандартно. К тому же Теренс Фишер добавил щепотку судебной драмы - в лучших традициях Сидни Люмета. Сам режиссер называл этот фильм «трагической сказкой для взрослых». Питер Кушинг в роли Франкенштейна выглядит, как всегда, неподражаемо. На этот раз он наделил своего персонажа заботой и даже, в каком-то смысле, отцовской любовью по отношению к Кристине. В этом фильме Франкенштейн получился более гуманным и благосклонным, чем прежде. Роль Кристины исполнила девушка с разворота «Плэйбоя» – Сьюзен Денберг. Кстати сказать, это один из самых любимых фильмов Мартина Скорсезе.

Следующий фильм о Франкенштейне – «Франкенштейн должен быть уничтожен» был самым жестоким и шокирующим.
Франкенштейн снимает квартиру у привлекательной девушки Анны, где намеревается проводить свои последующие эксперименты. Когда он узнает, что возлюбленный Анны дает ей лекарства, содержащие наркотические средства для помощи ее тяжело больной матери, Франкенштейн начинает их шантажировать, пригрозив, что если они ему не помогут, то он донесет обо всем в полицию. Возлюбленному Анны приходится стать помощником доктора, а она сама вынуждена скрывать от окружающих все их деяния. Главная цель Франкенштейна – предоставить своему давнему другу-ученому, запертому в сумасшедшем доме, новое тело, поскольку как постановила экспертиза, причина сумасшествия ученого состоит в том, что его мозгу не хватает кислорода. Ради своего эксперимента Франкенштейн готов идти на самые крайние меры.
Помимо того, что Франкенштейн в этом фильме был более зловещим, чем прежде, он стал еще и шантажистом, и насильником. Сцены с изнасилованием изначально не было в сценарии - на ней настояли американские дистрибьюторы. Питер Кушинг, будучи истинным джентльменом, ни за что не хотел идти на это. Исполнительница главной роли – прекрасная Вероника Карлсон - тоже была против. Но под давлением дистрибьюторов всё же пришлось снять эту сцену. По той причине, что эту малопривлекательную сцену добавили уже после отснятого материала, в остальной части фильма о ней нет упоминаний. Питер Кушинг, как и прежде, внес много нового в интерпретацию своей роли. Если в предыдущем фильме Франкенштейн был заботливым и благосклонным, то здесь он – воплощение истинного зла.

Следующий фильм – «Ужас Франкенштейна» – снял постоянный сценарист Hammer Джимми Сэнгстер. Для него этот фильм стал режиссерским дебютом, в котором он был одновременно сценаристом и продюсером. «Ужас Франкенштейна» не являлся сиквелом к предыдущим фильмам. Это был, в каком-то смысле, ремейк «Проклятия Франкенштейна» с вкраплениями черного юмора.
В фильме присутствуют очаровательные актрисы с глубоким декольте (в числе которых, опять же, Вероника Карлсон). Это придало фильму немалую долю эротизма, которым славилась студия Hammer. На этот раз (впервые за весь хаммеровский цикл) роль Франкенштейна исполнил не Питер Кушинг, а новоиспеченная звезда студии – Ральф Бэйтс. В его исполнении Франкенштейн получился весьма надменным, самоуверенным и зловещим. Но в любом случае, ему не удалось переиграть Кушинга. Роль Монстра исполнил Дэвид Праус, который в будущем прославится ролью Дарта Вейдера в оригинальной трилогии «Звездных войн».
В год выхода фильм не имел особого успеха, и два года спустя Теренс Фишер вернул на заглавную роль Питера Кушинга, сняв последний хаммеровский фильм о Франкенштейне – «Франкенштейн и монстр из ада».
Главный герой – молодой начинающий врач - Саймон Хелдер - идет по стопам Франкенштейна, пытаясь постичь тайные науки. Из-за похищения трупов его приговаривают к принудительному лечению в психиатрической больнице. Той больницей, как оказалось, руководит сам Франкенштейн, скрывающийся под псевдонимом. Саймон становится его ассистентом, и вскоре Франкенштейн приступает к новым экспериментам по созданию своего монстра.
На этот раз Кушинг привнес больше гуманности в образ своего персонажа, нежели в предшествующем фильме. Это было его последнее выступление в роли знаменитого ученого, принесшее ему мировую славу. В этом фильме главный монстр выглядел как огромная горилла и, как и прежде, роль монстра исполнил Дэвид Праус. Помимо того, что это был последний хаммеровский фильм о Франкенштейне, это был и последний фильм в карьере Теренса Фишера. При его просмотре возникает ощущение, словно этот фильм был лишним в серии – ведь в предыдущем фильме Фишер, казалось бы, поставил окончательную точку в истории Франкенштейна. По части сюжета здесь также нет ничего особенного – Франкенштейн просто ставит свой очередной эксперимент, а концовка и вовсе получилась какой-то оборванной. Поэтому становится жаль, что именно на этом фильме заканчивается хаммеровская франшиза о Франкенштейне.

Помимо хаммеровских фильмов в период 1950 – 1970-х, параллельно в США и других странах появлялись различные вариации истории о Франкенштейне. Порой они даже не имели ничего общего с оригинальным произведением, кроме названия.

В 1960-х годах на японской студии Toho - на волне успеха фильмов о гигантских монстрах (так называемых «кайдзю»: Годзиллу, Мотру, Родана и др.), было снято два фильма о Франкенштейне: «Франкенштейн против Барагона» и «Чудовища Франкенштейна: Сандра против Гайры». В этих фильмах Создание Франкенштейна выросло до гигантских размеров и сражалось с другими кайдзю. Изначально именно Монстр Франкенштейна должен был быть соперником Годзиллы в фильме «Кинг-Конг против Годзиллы», но в результате его заменили на Кинг-Конга.

В 1965 году вышел малобюджетный фантастический фильм ужасов «Франкенштейн встречает космического монстра». Самого Франкенштейна, как и его Монстра, в фильме не было. Вместо него был андроид по имени Фрэнк, чей мозг повредился в результате аварии.
В основе сюжета – инопланетяне, прилетевшие на Землю. Они отбирают наиболее красивых земных девушек, чтобы продолжить жизнь своего вида на родной планете, на которой не осталось женщин в результате термоядерной войны. Во время полета они взрывают корабль андроида Фрэнка, направляющийся на Марс. На Земле Фрэнка пытается уничтожить пришелец при помощи лучевого оружия, последствия воздействия этого оружия приводят к тому, что мозг и внешность андроида повреждаются. В финале Фрэнк сражается с космическим монстром, который находится на борту корабля пришельцев.
«Франкенштейн встречает космического монстра» считается одним из худших фантастических фильмов ужасов в истории жанра. Однако он по-своему интересен и уникален. В нем присутствует весьма неплохая смесь дешевой фантастики в сочетании с элементами классического сюжета.

В 1966 году историю Франкенштейна адаптировали под формат вестерна с налетом ужаса. В результате чего получился фильм «Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна». Знаменитый преступник Джесси Джеймс скрывается от полиции вместе со своим напарником, но его товарищ серьезно ранен в результате перестрелки. Тогда Джесси Джеймс обращается за помощью к внучке знаменитого доктора Франкенштейна, но вместо медицинской помощи она решает сделать из него собственного Монстра.
Несмотря на общую нелепость происходящего, этот фильм получился определенно лучше, чем его побратим – «Малыш Билли против Дракулы», снятый в тот же период.

В 1970 – 1972 годах вышло сразу три фильма под названием «Дракула против Франкенштейна». Несмотря на интересную идею, все три фильма получились довольно посредственными, снятыми при крайне низком бюджете. Первый фильм, вышедший в 1970 году, также демонстрировался под названием «Ужасные монстры». Одну из главных ролей в нем исполнил Пол Неши – главная звезда испанского хоррора 1970-х годов, которого называли «вторым Лоном Чейни» из-за того, что он был вторым после Чейни, кто переиграл классических монстров: Человека-волка, Монстра Франкенштейна, Дракулу и Мумию.
По сюжету пришельцы оживляют Человека-волка, Монстра Франкенштейна, Дракулу и Мумию. С их помощью пришельцы планируют захватить всю планету. Однако Вальдемар Данинский (Человек-волк) становится на сторону человечества. Впервые со времен Universal в кадре собрались все знаменитые монстры. Несмотря на то, что фильм вышел под названием «Дракула против Франкенштейна», в нем нет ни одной сцены, в которой Дракула бы сражался с Франкенштейном или Монстром.

В следующем «Дракуле против Франкенштейна» свою последнюю роль исполнил Лон Чейни-младший. И это весьма печально, учитывая то, насколько ужасен был фильм – низкобюджетный трэш в худшем его проявлении. Далеко не лучший фильм с участием ветерана хоррора, к тому же он не произнес там ни слова. Но по крайней мере в этом фильме была показана сцена сражения Дракулы с Монстром Франкенштейна (правда, снималась она в полумраке, так что ее толком и не разглядеть).

И последний «Дракула против Франкенштейна» вышел под режиссурой знаменитого испанского трэшмейкера – Хесуса Франко. За свою карьеру он снял около 180 фильмов, большинство из которых относилось к малобюджетному второсортному кино с психоделическими элементами и эротикой. В «Дракуле против Франкенштейна» он не изменил своим принципам и снял фильм в откровенно халтурной и трэшевой манере.

В 1971 году в Италии вышла наиболее кровавая вариация на тему Франкенштейна – «Дочь Франкенштейна» (также известная как «Леди Франкенштейн»). В целом сюжет повторяет оригинал, но с добавлением большего количества жестокости и кровавых сцен. Помимо этого, в фильме присутствуют сцены эротического характера. Из-за этих составляющих «Дочь Франкенштейна» часто сравнивают с хаммеровскими картинами.

Еще в Италии были выпущены такие вариации на тему Франкенштейна, как «Франкенштейн 80» (1972) и «Замок ужасов» (1974). Эти фильмы не были особо примечательны, поскольку по сути ничего, кроме сцен кровавого насилия в сочетании с эротикой, в себе не содержали. Образно их сюжет можно описать так: Монстр Франкенштейна просто ходит и убивает всех подряд, применяя свою невероятную грубую силу.

В 1973 году под производством Энди Уорхолла вышел фильм «Тело для Франкенштейна». Фильм был полон трэша, черного юмора и откровенной эротики. Роль Франкенштейна исполнил знаменитый немецкий актер Удо Кир. На этот раз Франкенштейн одержим идеей мирового господства. Он намерен создать идеальных мужчину и женщину, чтобы они породили себе подобных. Но всё идет наперекосяк, когда Франкенштейн берет голову для своего создания не у того человека. Фильм «Тело для Франкенштейна» получился очень жестким, кровавым, но, в то же время, не лишенным черного юмора. Удо Кир изобразил Франкенштейна как сексуального извращенца и некрофила. Это наиболее откровенная и жестокая вариация на тему Франкенштейна.

В США начиная с 1970-х стали набирать популярность фильмы, в которых главные герои были чернокожими (Blaxploitation). Данная тенденция не обошла стороной и классических монстров, таким образом Франкенштейн стал Блэкенштейном. В фильме классический сюжет адаптировали под новые тенденции, соответственно «осовременив» события и сделав Франкенштейна и остальных персонажей чернокожими.

В 1974 году известный режиссер-пародист Мэл Брукс снял пародийный фильм о Франкенштейне – «Молодой Франкенштейн». Примечательно, что фильм был снят в тех же традициях, что и «Франкенштейн» 1931 года. Он также был отснят на черно-белую пленку, чтобы полностью соответствовать первоисточнику. В нем пародируется множество сцен из первых двух фильмов Universal о Франкенштейне, включая сцену со старцем и маленькой девочкой, утонувшей в реке. Это одна из лучших комедийных пародий на классику хоррора.

В 1985 году вышел фильм «Невеста», который продолжал сюжетную линию «Невесты Франкенштейна». Фильм начинается со сцены, в которой Франкенштейн оживляет невесту для своего Создания. Когда она отвергает монстра, тот в ярости рушит лабораторию Франкенштейна, устроив пожар. Наутро Монстр приходит в себя неподалеку от замка и бродит по лесу. По пути он встречает карлика Ринальдо, циркового артиста, которого впечатляют невероятная физическая сила и рост Монстра. Он предлагает ему стать таким же артистом, устроившись при бродячем цирке Будапешта. А Франкештейн тем временем ухаживает за созданной им женщиной, которой он дарит имя Ева. Он намерен сделать из нее идеальную женщину. И со временем она становится именно такой, какой мечтал ее видеть Франкенштейн. Но всё меняется, когда за ней начинает ухаживать молодой привлекательный мужчина. У Франкенштейна на этой почве разыгрывается ревность, и он начинает бороться за то, чтобы Ева осталась только с ним.
Роль Франкенштейна превосходно исполнил популярный певец Стинг. В «Невесте» блестяще воссоздана атмосфера готики, а сюжет очень увлекателен и интересен. И в отличие от «Невесты Франкенштейна», финал этого фильма более светлый.

В 1987 году вышел фильм «Взвод чудовищ». В нем были воссозданы основные классические монстры Universal: Дракула, Монстр Франкенштейна, Человек-волк, Мумия и Создание из Черной лагуны. С ними сталкиваются в нашем времени юные поклонники фильмов ужасов, благодаря некоему амулету. Во главе монстров сам Дракула. Из всей разношерстной компании только Монстр Франкенштейна становится на сторону юных героев и противостоит остальным чудовищам. «Взвод чудовищ» – неплохая черная комедия, вернувшая на экраны всех классических монстров. Для любителей классики этот фильм – настоящее пиршество для глаз.

В 1990 году Роджер Корман снял свой последний фильм – «Франкенштейн освобожденный», в котором присутствовала смесь футуристической научной фантастики и готики XIX века. В этом фильме Монстр Франкенштейна выглядел в точности как его описывала Мэри Шелли, что было впервые правильно показано на большом экране. Сам же фильм получился несколько эксцентричным, но не лишенным характерных для Кормана оттенков черного юмора. В нем столько всего намешано: и ученый из будущего в исполнении Джона Хёрта, переместившийся в XIX век с помощью машины времени; и сама Мэри Шелли, живущая в мире, где события и герои ее романа также реальны, как и она сама. Крайне странный и довольно-таки нецелостный по сюжету фильм получился. Сюжет киноленты, подобно монстру Франкенштейна, состоит из нескольких кусков не связанных между собой сюжетных линий. Это был самый крупнобюджетный фильм Кормана, но он с треском провалился в прокате. И с тех пор Корман занимается исключительно продюсерской деятельностью.

В 1980-х готика, казалось, была окончательно вытеснена из фильмов ужасов, а кинопродюсеры попросту считали, что готические хорроры никоим образом не смогут заинтересовать молодую аудиторию и попросту морально устарели. Но как позже оказалось, готический фильм ужасов с крупным бюджетом и первоклассным актерским составом может собрать очень неплохую кассу. Это доказал Френсис Форд Коппола, возродив 1992 году историю Дракулы в «Дракуле Брэма Стокера», где он собрал потрясающий звездный состав, поставив фильм с огромным размахом. «Дракула Брэма Стокера» открыл новый поджанр в истории хоррора – неоготику (или, как его обозначил автор книги «Формула страха» Дмитрий Комм – «блокбастер ужасов»). Благодаря его успеху готические фильмы ужасов снова возродились, и теперь их снимали преимущественно крупные студии на внушительные бюджеты и с приглашением звезд первой величины («Интервью с вампиром», «Сонная Лощина», «Из ада»).
Вполне закономерно, что после истории Дракулы Коппола обратился к роману о Франкенштейне в фильме «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994). Коппола на этот раз исполнял обязанности продюсера, а режиссером и исполнителем заглавной роли был шекспировский актер Кеннет Брана. Это была первая крупнобюджетная экранизация «Франкенштейна». Роль создания Франкенштейна потрясающе исполнил Роберт Де Ниро, проявивший себя в этом фильме в весьма необычном амплуа. Де Ниро смог наделить Создание всеми основными чертами, описанными в романе Мэри Шелли: огромным состраданием, жалостью, значительным интеллектом и желанием помогать людям. Де Ниро был очень заинтересован в том, чтобы получить эту роль. Он говорил: «Ведь это всё равно, что играть Гамлета или Христа». Роль Элизабет блестяще исполнила британская актриса Хелена Бонем Картер. Кеннет Брана тоже хорошо себя проявил в роли безумного Франкенштейна, хоть его игра была уж очень театральной, в отличие от Де Ниро, чье исполнение выглядело более естественным.

И в заключение, разумеется, стоит упомянуть о наиболее близкой экранизации романа, которая вышла в 2004 году в качестве мини-сериала. Наконец-то столько лет спустя выдающийся роман Мэри Шелли был экранизирован практически дословно. И хотя с художественной точки зрения фильм не столь выдающийся, как классические экранизации, зачастую в значительно мере отступавшие от романа, он определенно заслуживает внимания.

Разумеется, есть немало других фильмов, вышедших за последнее десятилетие, в которых фигурирует Франкенштейн, но это уже не то. История Франкенштейна в новых версиях явно исчерпала себя. Однако вполне вероятно, что в будущем еще появятся интересные вариации на классическую тему. И тогда Монстр восстанет с новыми силами!