Малая родина глазами аптекаря

Татьяна Цыркунова
 «О малой родине писать, 
Как в детство окунуться…
Страницы все перелистать
И в прошлое вернуться…»

Эти строчки возникли сразу, как только я начала писать на тему «Малая родина глазами аптекаря». Всё начинается с детства, в нём закладывается прочная основа, а дальше человек получает возможность развить её или же наоборот, остановиться и даже деградировать в своём развитии. Основа, заложенная в детстве, крепка, надёжна, и человек привязан к ней такими прочными узами, разорвать которые не в состоянии ни время, ни расстояние, ни постороннее воздействие.
Для меня малая родина – это посёлок Телеханы Ивацевичского района Брестской области. В Телеханах мои истоки, моя вечная «прописка», мои корни. Я испытываю привязанность к этому месту. Тёплые чувства и любовь к родному посёлку я выразила в стихотворении, которое называется

 «О малой родине».
 
Пишу о родимом и раннем,
Что в сердце осталось навеки,
Что видится, как на экране,
Едва только смежу я веки.
Пазл из событий далёких –
Сам он сложился и ясен.
Край мой озёр синеоких –
Дорог, велик и прекрасен…
Дали, леса, перелески
Вижу всегда пред собою,
Говор наш дивный, полесский –
Стал он моею судьбою.
Люди просты, добродушны,
Речи прямы, безобидны,
Сердце порыву послушно, –
Как на картинке всё видно.
Видимо, наша природа
Так на людей повлияла –
Стала чертою народа,
Души людей изваяла.
Разные люди, разные страны…
Сколько я их повидала…
Только дороже всего Телеханы,
Сердцем их не покидала…
Первый мой шаг, первое слово…
В церкви – крещальня-лохань…
Жизни моей заложилась основа –
Родом я – из Телехан!
 
Упоминание о Телеханах имеется в старинных письменных источниках с 1500-1559гг., как о торговом месте для окрестных поселений.
 В 1803 в Телеханах возвели церковь Святой Троицы с двухъярусным иконостасом, которая первоначально была униатской.
Старого здания церкви, к сожалению, не сохранилось. Оно сгорело во время пожара, «новое» здание церкви было возведено в 1932 году. Свою любовь и привязанность к малой родине я выразила в книге «Наши Телеханы» (2017), где подробно описана история нашего посёлка.
Часть материала посвящена довоенной истории и периоду Великой Отечественной войны. Интересные сведения о прошлом телеханской аптеки №89 я почерпнула из книги Богдана Мельника, изданной в Люблине на польском языке в 2006 году. До 1939 аптека в Телеханах принадлежала господину Бохиньскому. В одном здании с аптекой находилось и жилое помещение для владельца аптеки и его семьи. В сентябре 1939 аптека была национализирована и в ней работали приезжие специалисты из России.
От образа малой родины невозможно отделить аптеку.
 В детстве я часто посещала её. Запомнился особый лекарственный запах, свежесть чисто вымытого пола, тепло, исходящее от жарко натопленных печей зимой, и приятная прохлада аптеки в летнюю жару. В моей памяти отложились навсегда образы фармацевтов в белоснежных халатах, таинство сотворения лекарственных форм, тишина и умиротворяющий покой аптеки.
Думаю, что эта обстановка и сыграла решающую роль при выборе моей будущей профессии.
 
Горжусь профессией своею…

Горжусь профессией своею,
Она достойна добрых слов,
Всегда я восхищалась ею,
Она, как база всех основ.
Аптека путь мне подарила,
И яркой россыпью витрин
Всегда народу говорила: –
«Здоровья путь для всех один!
А я – помощник верный людям,
Во мне лекарства добрый дух,
Который организм побудит
Бороться, одолеть недуг…»
И это главная задача, –
Чтоб не довлеть, а помогать…
Так мыслю я и не иначе, –
Аптеке стоит гимн слагать!
Ведь в трудную минуту боли
Спешим за помощью мы к ней…
Находим мы с усильем воли,
Аптечный крест и свет огней…
Горжусь профессией своею,
Людей немерено спасла!
Я преклоняюсь перед нею –
В ней – разум, воля, такт посла!
 
Приезжая в родной посёлок, я всегда посещала аптеку и радовалась тем изменениям, которые с ней происходили. Здание аптеки осталось прежним, но оно перестроилось, усовершенствовалось, модифицировалось.
 Ныне это современная аптека с качественным обслуживанием посетителей.
История посёлка Телеханы необычна, до сих пор не установлено достоверно происхождение названия. По преданию, во времена татаро-монгольского нашествия, захватчики добрались до болот и лесов Полесья. Монголы были хорошими наездниками, но здесь это умение было излишним.
Условия Полесья были для них тяжёлыми: наездники вместе с лошадьми массово тонули в бескрайних болотных топях, а местные жители отчаянно сопротивлялись нашествию. В вековых борах татарской коннице негде было развернуться.
 Во время одной из битв был убит хан татарской орды. Татары похоронили его и над могилой насыпали курган, получивший название «Лысая гора», а посёлок впоследствии назвали – «Телеханы», якобы в связи с захороненным телом хана.
Некоторые исследователи считают, что название посёлка произошло от белорусского слова «Целяхі», что означает колода или кругляк. У меня собственная версия названия посёлка.
Общаясь с арабами, я узнала, что арабские слова "Тел-хан" означают поселение, прибежище, жилище. В пользу этой версии говорит и то, что в те далёкие века не могло быть и речи об использовании русского языка в наших местах, россияне пришли в наш край гораздо позже, а слова – "тело хана" – свидетельствуют о русской интерпретации. Я написала на эту тему стихотворение.

Телеханы. Лысая гора.

Написать об истоках
Наступила пора…
Панорамой широкой
Возникает гора…
Не такая большая,
Холм в посадках сосны,
Но меня восхищает
Свет её седины.
Где-то в прошлом далёком
Затерялись следы,
Как в краю синеоком
Было царство беды…
И татаро-монголы
Полонили наш край,
И довлели глаголы:
Бей, коли, убивай…
Предки с честью сражались,
Убивали врагов,
Плоть коней оставалась,
Как добыча волков…
Докатилось преданье, –
Может, есть в нём изъян…
Как стрелы попаданьем
Был убит важный хан.
Похоронен достойно –
Холм над ним возведён,
Позже Лысой горою
Этот холм наречён.
Телеханы возникли
В память битвы большой,
В сердце песней проникли
И сроднились с душой…
Только в тюркском наречии
Есть значенье ино –
В нём «Тел-хан» означает
Поселенье одно.
И такое глаголят,
Что, увидев село,
Закричали монголы:
«О, Тел-хан!» – и пошло…
Эта версия нова,
Вероятно вполне,
Что в ней правды основа,
Представляется мне…
Так ли было, иначе?
Кто расскажет теперь?
Всё История прячет,
Как закрытая дверь…
 
Известны были Телеханы и важным гидротехническим сооружением – Огинским каналом. Рамки моего рассказа не позволяют мне подробно рассказать о строительстве, эксплуатации и важности этого объекта.
Скажу только о том, что построен канал был под эгидой и на средства великого гетмана литовского Михала Казимира Огинского.
 Впоследствии, после смерти Огинского в 1800-м году, канал стал носить его имя. В нашей книге «Пока мы живы…», написанной мной и моим отцом – Лукашевичем Гавриилом Корнеевичем, изданной в 2010-м году, подробно описана история создания водной артерии, соединившей через реки Балтийское и Чёрное моря. Долгое время канал был судоходным и пригодным для массового сплава древесины.

Телеханы. Бичевник.
 
Неизбитою фразой,
Задушевною песней
Воспою Телеханы –
Всё святое воскреснет!
И любовь, и тревоги,
Что близки нам навеки,
Да родные пороги
Создают человека.
Мне из точных анналов
Достоверно известно,
Над Огинским каналом
Разливалася песня.
Бурлаки её пели
Да ещё плотогоны,
Голоса их гремели,
Были долги прогоны.
Единенье с прошедшим,
Благородства примета.
Вспоминает ушедших
Телеханское лето.
Бичевник  — наша память,
Знаком века стал верным,
Он рождён в Телеханах,
Став для многих примером.
Предки нас вдохновляют,
Возродится Полесье.
Дух над нами лунает,
Если слышится песня.
Чтоб могли мы гордиться,
Оживает надежда:
Наш канал возродится.
Будет полным, как прежде...


В период работы Огинского канала сплавлялся лес, ходили баржи и пароходы. Нередко баржи тянули бурлаки бечевой, поэтому и назвали берег канала – "бичевник", это слово и дало впоследствии название празднику посёлка. В сборнике моих стихов «Стихи не пишутся годами», изданном в 2018 есть стихотворение о картине Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Картина знаменитого русского художника ассоциировалась у меня с родными местами.
 
Репин. Бурлаки на Волге.
 
Я вспоминаю, глядя на реку,
Те баржи, что в небытность улетели.
По нашим берегам, бичевнику,
Тянули их бурлацкие артели.
Близки мне и понятны «Бурлаки» –
Канал наш судоходным был когда-то,
Масштабами далёк он от реки,
В том мысль Огинского не виновата.
Просты и неподкрашены никак,
Не видно в них сусальной позолоты,
Им в естестве изображён бурлак,
Есть правда в точных образах голоты.
Щемящая реальность восхитит,
Как отраженье в зеркале столетья.
Всех переходов трудности продлит,
И крики, ругань их, и междометья…
Трудна, груба работа бурлаков,
Не это ли подметил живописец?
И с тяжкой лямкой прожитых веков
Он выступил, как мудрый летописец.
Письмо грядущим, будущим векам,
Открытость честной, искренней работы.
Он правдой дорог и понятен нам,
Ведь Репин был рабом большой заботы.
Он летопись великую писал,
Не льстя, не украшая, просто, ясно.
И от забвенья бурлаков спасал,
Их образы написаны прекрасно.
Я вспоминаю, глядя на реку,
Канал Огинский, паводок весенний…
И тянут баржи по бичевнику
Трудяги-бурлаки под песен не веселье…
 
Доброй традицией в Телеханском крае стали военно-патриотические фестивали-реконструкции событий времён Первой мировой войны под названием «Выгонощанская фортеция».
 
Деревня Выгонощи – это родина моего отца, мне она дорога и близка. Сожжённая во время Великой Отечественной войны фашистами за помощь партизанам, деревня возродилась в буквальном смысле из пепла.
В фестивале принимают участие многочисленные команды реконструкторов, в том числе из России. Фестиваль помогает сохранять память о трагических событиях, которые происходили на нашей малой родине более ста лет тому назад.
Мною написаны несколько стихотворений на эту тему, два из них я приведу.

О Первой мировой

Изорваны портянки,
Пустые котелки…
В болотах телеханских
Российские полки.
Промозглые окопы,
И грязь в них, и вода…
Тоска волной широкой –
Российская беда.
Царю служил он верно,
Солдат российский крут,
Не раз в бою проверен,
Ему не нужен кнут.
Он сам идёт в атаку,
Не надо подгонять.
Отвага, как на плаху, 
Его не удержать.
Забыли интенданты
Обязанность свою.
Штабные «коменданты»,
Они живут в «раю».
У них тепло и сухо,
Есть каша и вино…
В окопы смерть-старуха
Повадилась давно.
Да, пули их не брали, 
Косил сплошной "сыпняк",
Нет прорези в забрале –
Не избежать атак!
Российские герои…
Хранили рьяно честь…
Пусть слава вас укроет,
Всех вас не перечесть.

Выгонощи. «Фортеция»
 
Вновь «Фортеция» проходит,
Реконструкция событий.
Зрителей она находит,
Каждый год – каскад открытий.
Первой мировой солдаты,
Форма их и грудь в «медалях».
И стрельбы слышны раскаты,
Отдаются эхом в далях.
На косынках красный крестик,
Миловидные сестрички.
И у каждой – кровный «крестник»,
Что спасён был ею лично.
Гумилёв и Блок, Есенин
С болью о войне писали,
Гиппиус с тоской осенней
И Ахматова с печалью.
Их пронзительные строки
И сегодня актуальны,
В них печаль волной широкой,
Чувства искренни, реальны.
Передать они сумели
Весь трагизм войны печальной.
Чётким словом одолели
Рубежи беды скандальной.
Реконструкция, молебен,
Контур блиндажа и флаги.
Для души процесс целебен, 
Не забыть нам их отваги.
Поминальная молитва, 
Плач и жалобная песня.
Сердце режет острой бритвой, 
Те события воскресли.
 
Я побывала во многих странах мира, увидела иную жизнь, узнала традиции народов, другие морально-этические ценности. Посетила множество памятных, исторически важных мест, но нигде я не чувствовала себя так хорошо, как на моей малой родине. Эти трогательные строки я посвятила малой родине. Из моего поэтического сборника «Слова – волшебники и маги», изданного в 2017.
 
Возвращение

Как же приятно возвращаться
К родной далёкой стороне…
И к жизни прежней приобщаться,
Она всегда живёт во мне.
К истокам жизни настоящей,
Что мне понятна и легка,
К берёзке, во дворе стоящей,
Да гнущейся от ветерка.
К занятиям своим, тревогам,
К тяжёлой полке милых книг,
К родным истоптанным порогам,
Что помнят детства каждый миг.
К моей исхоженной тропинке,
Что пробегает по двору.
И дым трубы, как на картинке,
Всё вьётся-вьётся на ветру.
Вот дома милая картина
Так явно предо мной встаёт,
Моей души – не половина,
Приливы радости несёт.
Открыв бесшумную калитку,
Во двор тихонько я вхожу,
И сердца тихую молитву
В нём, без сомнений, нахожу.
Ведь так приятно возвратиться
К началу жизни, бытия.
Воды колодезной напиться
И ощутить: да, дома я!
 
Я хорошо понимаю чувства нашего Президента – Александра Григорьевича Лукашенко, не забывающего свою малую родину и ставшего инициатором объявления Годом малой родины 2018 год, а затем продлившего этот лозунг ещё на два года. Он не забыл своё детство, место на Земле, где впервые увидел свет солнца, произнёс первые слова, сделал первые робкие шаги.
Чем больше человек увидит иных мест за свою жизнь, тем более он ценит свои истоки, эта любовь и привязанность не покинет его никогда. Я не забывала и не забываю свою малую родину. Восстановлен и находится в хорошем состоянии родительский дом. На эту тему я написала стихотворение.

Не продавайте родительский дом

Не продавайте родительский дом…
Много осталось любви нашей в нём!
Детские песни, слышится смех,
Дом окрыляет, как первый успех!
Здесь мы оставили след на песке,
Дом принимал нас в беде и тоске.
Не прерывайте же с родиной связь,
Как ни сплелась бы судьбы вашей вязь!
Не продавайте родительский дом –
Годы проверили крышу на нём,
Ждали всегда нас тепло и уют,
Дом – это самый надёжный приют.
Не продавайте родительский дом –
Так много тепла сохранилось в нём…
Дом принимал после горьких разлук,
Лучший помощник и преданный друг.
Пела гитара у брата в руках,
Оду-балладу о вольных стрелках…
Всё кануло в Лету, ушло навсегда,
Миг! Пролетели те птицы-года!
Не продавайте родительский дом,
Всякая мелочь знакома нам в нём,
Гвоздик любой, что им в стену был вбит,
Память о нашем отце сохранит!
Не продавайте родительский дом  —
Не повторить то, что дорого в нём.
Синей метелью, весенним дождём
Сердце моё возвращается в дом!
Мамы глаза с фотографий глядят.
Русская печь  — ветры детства гудят.
В ней никогда не остынет тепло.
Печки тепло долго греть нас могло.
Сказка сверчка навевает уют,
Песню для нас половицы споют,
Дом посылает нам сладкие сны,
После которых все мысли ясны.
Не продавайте родительский дом,
Ведь вечно живёт наша юность в нём.
И пусть никогда не порвётся та нить,
Всех нас сумевшая соединить!
Сколько бы ниток ни свилось в клубок,
Сколько бы ни было в жизни дорог,
Всех их короче  — дорога домой!
Дом – моя пристань, дом – якорь мой!
Не продавайте родительский дом  —
Души родителей всё ещё в нём!
Не предавайте их память и честь,
Мы все им обязаны тем, что мы есть!
 
Несколько раз в году я посещаю малую родину, поддерживаю связь с земляками. Это общение мне необходимо, так как благодаря ему, не прерывается связь с малой родиной, давшей мне жизнь. Привязанность к Телеханам и благодарность прекрасному месту всегда живёт в моём сердце, о чём свидетельствуют многочисленные стихи и написанные мной книги. Завершить свой рассказ о малой родине я хочу стихотворением.

И снова Полесье…

Расплескалось небо бирюзовым цветом,
Распрощались с новым пухом тополя.
Солнечным теплом июль обнял планету, 
Вот комбайны дружно вышли на поля.
Закрома наполнят новым урожаем,
Испечётся в печке пышный каравай.
Запахом чудесным  — он неподражаем,
Отличится снова мой полесский край.
В небе раздаётся жаворонка песня,
Запоздал, наверно, не допел в весне.
Всё богатство звуков дарит мне Полесье,
Образ нежный, светлый вижу я во сне.
На болотах дальних «запылала» клюква,
Жарким самоцветом-яхонтом горит.
Описать все краски? Здесь бессильна буква.
Изобильем знатным, лес, нас одари!
Снова я «рисую» образы-картины,
А перед глазами  — мой родимый край.
В грусти-ностальгии вижу смысл глубинный.
Для меня всегда здесь  — родина и рай.