Дело Труба

Лысенко Светлана
Эту историю мне рассказал недавно мой муж. Записала в его изложении.
***
Деревня Кушки – маленькая такая, но очень неспокойная. Вечно в ней что-то происходило.
В середине 50-х годов случилась у нас такая история.

На лето мы все собирались у бабушки. Лес, река, простор…
Дедушка недавно умер. Был он ветеринар и уважаемый в деревне человек. А теперь за старшего в доме остался муж тёти – дядя Костя, генерал-лейтенант.
По соседству с нами жила баба Дуня. А дальше, через дом, – дядя Серёжа с женой и двумя детьми – девочкой и мальчиком, моими приятелями.
На тот момент мне было 8 лет.

Бабе Дуне кто-то подложил в полено охотничий патрон. При растопке он взорвался, и всю печь разворотило.
Баба Дуня жила одна. Кто же такое мог сотворить? Подумали на соседа – дядю Серёжу. Он всё с ней чего-то делил. Больше думать было не на кого.

А на другом краю деревни жил бандит по кличке «Труба». Он то исчезал куда-то, то снова появлялся. Тогда ему было немногим больше 20 лет. Мои братья 16-17 лет часто были им биты. 
Однажды дядя Серёжа что-то не поделил с Трубой. Вроде, дядя Серёжа приревновал его к своей жене. Или это Труба приревновал его к какой-то женщине.
Дядя Серёжа был почти вдвое старше Трубы и требовал к себе почтения. А Труба откровенно его не уважал. И они возле дома дяди Серёжи подрались. Бились яростно. Пьяные! Преимущество было на стороне более молодого Трубы.
Отчаявшись победить, дядя Серёжа побежал во двор нашего дома. Труба – за ним. Возле дома Труба из поленницы выхватил полено и с ним бросился на дядю Серёжу.
Я был рядом во дворе, и меня сильно впечатлила эта картина – замахнувшаяся на дядю Серёжу рука с огромным ребристым поленом. Одного удара было достаточно, чтобы убить.
Дядя Серёжа тоже это понял, заскочил в дверь нашего дома и закрыл её на щеколду.
Труба стал ломиться в дом, тряся дверь. Бабушка и мама с тётей сильно перепугались. Если бы жив был дедушка, такого никогда бы не было. Все тогда побаивались строгого деда.
Но теперь с нами был дядя Костя.
Он пошёл навстречу Трубе. Распахнул дверь и столкнулся с ним на крыльце.
Двухметровый дядя Костя командным голосом рявкнул на хулигана:
- Что ты творишь? Я генерал! Я тебя посажу!
- А я рядовой! – заорал пьяный хулиган.
Но дальше лезть в дом не стал. Дверь опять закрыли на засов.

 Труба не уходил и ждал возле дома, когда появится дядя Серёжа. Уже и темнеть на дворе стало…
Что же делать?
И женщины догадались – они нарядят дядю Серёжу в женскую одежду, и Труба впотьмах его не узнает.
Так и сделали. Нацепили на дядю Серёжу какое-то платье, повязали платок на голову, и сосед огородами – сам, как огородное пугало – побежал домой.
Потом оба смутьяна протрезвели, и конфликт рассосался.
***
Позднее с Трубой был ещё такой случай. Мои братья как-то проследили за ним в лесу. И увидели, как Труба что-то кладёт в дупло дерева. Когда бандит ушёл, ребята залезли в дупло. Достали какой-то свёрток. Посмотрели – что там. И увидели – револьвер…
Они принесли его домой и отдали дяде Косте. А он отвёз его в милицию.

Больше Трубу в деревне никто не видел.

P.S. Автор картины "Деревня Премилово" Владимир Любаров,