О неделании Кастанеды

Юрий Пешкилев
В учении Карлоса Кастанеды есть важное понятие, которое не всеми понимается одинаково. Это понятие неделания. У поклонников творчества Кастанеды есть очень много вопросов,  как заниматься «неделанием по Кастанеде». И, соответственно, есть много ответов, как это делать. Накопилось уже множество конкретных действий, которые надо осуществлять, чтобы «делать неделание». Я много видел таких советов и не буду их приводить, так как они сводятся, в основном, к советам делать необычные действия. Или что-то в этом роде. В любом случае, советы содержат алгоритмы различных действий, что, по моему мнению, является главной ошибкой. Ведь ответ лежит в самом названии: НЕДЕЛАНИЕ. Зачем тогда что-то делать? Поэтому для практики неделания надо ПРЕКРАТИТЬ ДЕЛАТЬ. Вот такой простой ответ.

Возможно, треть читателей уже поняла, но для остальных двух третей, которые после прочтения этого совета воскликнули: «А делать-то что?», повторю: ПРЕКРАТИТЬ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТО ВОКРУГ ВАС. ПРЕКРАТИТЬ СОЗДАВАТЬ ЭТОТ МИР.

Возможно, уже после этого уже две трети читателей все поняли. А вот для оставшейся трети напишу подробно. Остальные могут проверить свою догадку.

Итак, начну с историй из книг Кастанеды. Для того, чтобы Кастанеда занимался неделанием, дон Хуан посадил его перед кустом и попросил следить за тенями этого куста. В другой раз Кастанеда в полумраке принял другой куст за фантастическое животное, а дон Хуан прокомментировал этот случай примерно такими словами: «Ты почти уже неделал».

Возможно те, кто давали, по моему мнению, ошибочные советы по практике неделания, в этих историях, сосредоточились на том, что Кастанеда ДЕЛАЛ. А надо было сосредоточиться на том, что Кастанеда НЕДЕЛАЛ. Он неделал конкретный предмет, куст. Это, понятно, очень трудный процесс. Куст сам собой не пропадет. И дон Хуан облегчил задачу своему ученику, посоветовав смотреть на тени, чтобы тот стал заложником иллюзии. А там случайно и осуществил неделание.

Иными словами, и сам куст, и совет про тени, - это все трюки, которые дон Хуан применял, поскольку они были рядом. Мы можем осуществлять неделание на привычных объектах, постоянно. Надо лишь обладать фантазией. Можно неделать свою кровать, или неделать ее кроватью, а пиратским кораблем. Или неделать своих знакомых! Или неделать их так, чтобы они стали совсем другими!

Кто-то засомневается – как же такое возможно! Это только в детских фантазиях стол это танк, палка – меч. А вот и возможно! И я сейчас постараюсь это объяснить.

Для этого надо пояснить, что же на самом деле такое процесс ДЕЛАНИЯ. Любой предмет нашего мира мы делаем на трех уровнях. Уровень социальный, физический и атомарный.

Вот возьмем, к примеру, стол. Мы смотрим на него и начинаем ДЕЛАТЬ. На самом простом, социальном, уровне мы видим, что стол не новый, плохо покрашенный, сделан из дерева, на нем есть рисунки, пятна, он качается… и т.д. Все это дает нам возможность оценить стол с социальной точки зрения и «сделать» его на этом уровне. Мы это делаем так быстро и естественно, что даже не замечаем. А вот собаке стол на социальном уровне ничего не скажет, она не может делать стол на социальном уровне.

Во вторую очередь, мы делаем стол на физическом уровне. Мы оцениваем его с помощью своих чувств: осязания, обоняния, зрения и т.д. Кстати, уже приводимая мной в качестве примера собака тоже делает стол на физическом уровне, но не так как человек. Например, у ней не так устроен глаз. Некоторые вещи, для нас вполне реальные,  она вообще не увидит. Радугу, например. Радуга для нее просто не существует.

И, наконец, самое сложное, тонкое действие. Как известно, все вещи нашего мира состоят из мельчайших частиц. Атомов, протонов, нейтронов. На атомарном уровне стол – просто пустота. Расстояния между ближайшими частицами  - огромно по сравнению с их размерами. Но мы обладаем удивительным свойством – ДЕЛАТЬ из этой пустоты вещи.

Думаю, что именно это имел ввиду дон Хуан. Когда мы ПЕРЕСТАЕМ ДЕЛАТЬ из пустоты вещи, мы осуществляем НЕДЕЛАНИЕ.   
 
Благодаря этому пониманию, становится ясным причины ухода в монастырь людей, ищущих духовного развития. Уйдя в монастырь, оградив себя от социума, они учатся неделать мир на социальном уровне. Далее, буквально истязая себя голоданием, упражнениями, холодом  - овладевая контролем над чувствами, - они учатся неделать мир на физическом уровне. А далее, постоянными медитациями готовятся к основному скачку – перестать делать мир на атомарном уровне.