Приложение Краткий анализ романа Мастер и Маргарит

Андрей Яценко
Осторожно!
Художественное произведение проанализировано историком. Эта процедура может вас неприятно шокировать.

Аннотация

Перед вами «Приложение» к «Краткому анализу романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова».

В «Кратком анализе» автор продолжает исследования литературных произведений и в целом согласен с основным взглядом, высказанным на роман «Мастер и Маргарита» богословами Андреем Кураевым и Дмитрием Першиным. Тем не менее, мы расходимся в ряде второстепенных деталей, и автор дополняет их концепцию второй главной целью. В итоге Воланд во время пребывания в Москве преследовал и успешно осуществил обе цели.

В «Приложении» автор разбирает главы учебников по литературе, посвященные роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сначала в школьных, а затем и в вузовских. Мы руководствуемся взглядом, что литературоведение является частью филологии, а, следовательно, и науки в целом. Поэтому к исследованиям даже художественных текстов в учебниках применимо использование научных методов.
В результате рассмотрения глав о романе, автор, естественно, приходит к иным выводам. Как бы красиво ни изображали, что земля покоится на трех слонах на спине гигантской черепахи, плавающей в водах мирового океана, мы будет придерживаться научного взгляда, что она имеет шарообразную форму и вращается по эллиптической орбите вокруг солнца.

Предисловие

Уважаемый читатель, автор продолжает исследования литературных произведений, начатые в «Анализе рассказа «Дачники» А. П. Чехова», «Мистификации истории с куклой Франца Кафки» и в «Анализе сказки Красная Шапочка». Своей очереди ждут «Вий» Н. В. Гоголя, «Государство» Платона, «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Одиссея» Рафаэля Сабатини, «Хоббит или Туда и обратно» Д. Р. Р. Толкиена, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.

Эпиграф-предостережение неслучайно предваряет краткий анализ романа. Набив руку на исследовании школьных и вузовских учебников по истории и обществоведению, автор вновь обратился спустя несколько десятилетий к анализу литературных произведений.

При рассмотрении школьных и вузовских учебников нас удивило абсолютное отсутствие ссылок на взгляды философов и богословов о романе. Это тем более удивительно, что, во-первых, он пронизан мистикой и кому как не специалистам высказать свое профессиональное мнение. А самое интересное, что такие оценки звучали, и, с научной точки зрения, будет ошибкой со стороны филологов игнорировать взгляды коллег из других областей. И, во-вторых, филологи сами обращаются к работам философов и богословов, но прошлых времен, чтобы сквозь их труды взглянуть на содержание романа. И это притом, что современные коллеги прямо высказывали свои взгляды о «Мастере и Маргарите».

После ознакомления с разбором глав в учебниках школ и вузов добро пожаловать к нашему «Краткому анализу». Ведь подвергая что-либо сомнению, из-за лакун, ошибок и натяжек, полагаем, следует предложить читателям иной взгляд, в котором устранены недостатки и он является более целостным и обоснованным.

Содержание

Предисловие
Часть I. Школьные учебники
Понтий Пилат как козел отпущения
Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н., Сосновцева И.В. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч 1. М., 2008.

Лучше меньше, да лучше!
В мире литературы. 11 класс. Под общей редакцией А.Г.Кутузова. М., 2006.

Свободу мне, свободу!
Русская литература. 11 класс. Под ред. Н.И.Мищенчука, Т.Ф.Мушинской. Минск, 2010. Автор раздела о М.А. Булгакове — Э.В.Чумакевич

Часть II. Видеоуроки
Знания — в массы! Но еще лучше — проверенные.
По мотивам видиоуроков Анастасии Пёсик «Готовимся к итоговому сочинению»: Разбор по направлениям аргументов из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Часть III. Вузовские учебники
Смотреть и не видеть или дьявол как честный свидетель
История русской литературы XX — начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением. Часть II: 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. — М., 2014. Раздел о М.А. Булгакове — Е. Чернышева (при участии М. Павловца).

Современные мифы и сказки в науке
История русской литературы ХХ века. Первая половина: учебник: В 2 кн. — Кн. 2: Personalia / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. — 2-е изд., перераб. — М.: ФЛИНТА, 2014. Глава 12. Михаил Булгаков (Л.П. Егорова, А.А. Дуров, Е.О. Пенкина)
Послесловие

На сайте "Проза.ру" из "Приложения" представлено по одному разбору из каждой части. Полный вариант размещен на на ЛитРес.Самиздат. https://www.litres.ru/andrey-viktorovich-yacenko/

Послесловие

Уважаемый читатель, вы ознакомились с разбором глав в учебниках школ и вузов. Подытоживая, можно с уверенностью сказать, что, читая школьные учебники, мы испытали меньше тягостных эмоций, чем от вузовских «сказок». Вероятно потому, что ко вторым, как к научным работам, мы предъявляли более высокие требования. Однако, была и польза от проделанной работы. В следующей части «Краткого анализа» мы постараемся разобрать те темы в романе, которые нам представлялись ясными, а для авторов учебников они оказались наоборот «темными».

Теперь добро пожаловать к нашему «Краткому анализу романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова». Ведь подвергая что-либо сомнению, из-за лакун, ошибок и натяжек, мы полагаем, что следует предложить вам иной взгляд, в котором устранены указанные недостатки, и он является более целостным и обоснованным.

Если вас заинтересовали исследования литературный произведений, то автор предлагает другие работы:
«Анализ рассказа «Дачники» А. П. Чехова» в сборнике «Вера в слово,
«Мистификация истории с куклой Франца Кафки» в сборнике «Последствия чтения»,
«Анализ сказки Красная Шапочка» в сборнике «Красная Шапочка».
Все они размещены на ЛитРес.Самиздат. https://www.litres.ru/andrey-viktorovich-yacenko/

А пока автор желает вам приятных размышлений над прочитанным и до новых встреч!