Папины письма

Надежда Анатольевна Селютина
От автора
Родилась в 1962 году в городе Липки.Училась в средней общеобразовательной школе№7 города Киреевска Тульской области и в музыкальной школе по классу фортепиано.
В 1986 году окончила факультет иностранных языков(английский и немецкий языки)Тульского государственного педагогического института имени Л.Н.Толстого.
Педагогический стаж в должности учителя английского языка - 31 год.
Педагог - психолог.
Кандидатский минимум по философии и английскому языку.
Волонтёр - переводчик детских международных гуманитарных проектов.
Почётный работник образования Российской Федерации.


В основу рассказа легли семейные письма моего отца Селютина Анатолия Александровича(1930-2018) моей маме Селютиной Валентине Михайловне(1936-2015).
Это был период семьи, когда мама училась заочно в Институте и уезжала на выездные сессии в разные города страны, а папа оставался с детьми дома. В письмах ярко прослеживается жизнь всей большой семьи Селютиных и неразрывная жизнь отца со своими родителями, братьями и сёстрами. Читая письма, я была потрясена,  ощутив дух времени и развития нашей страны в 60е годы двадцатого столетия на примере моей семьи.Эти письма выдержали проверку временем.В них проявилась вся безграничная любовь моих родителей, бережное и неприкасаемое единение двух людей, создавших семью. Этим письмам исполняется 60 лет.

Итак,мы начинаем.
                -1-
  Отьезд в Москву,один дома,работа,газеты,иногда кино

Пишу письмо дорогим моим ребяткам.
Сегодня дедушка Саша отдал мне письмо от них. Очень рад весточке от них. Доволен, что они доехали более менее благополучно. Я очень переживал, как доедут, а трудности были сразу же при посадке в г.Киреевске. Я беспокоился за Надюшу: она была на руках у Светы, как бы её не замяли в давке.

Но вот дорога уже позади. Можно частично успокоиться. Письмо пишу в 22.30. Недавно приехал из г.Липки. Был там по проверке сети. Завтра совещание. В Липках заходил к Присяжнюкам. У них всё в порядке.

Скучновато мне без моих, особенно, когда прихожу с работы домой. Понемногу стараюсь навести и содержать квартиру в порядке. Иногда хожу в кино или езжу на п.Октябрьский. Ночую всегда дома. Читаю газеты, слушаю приёмник.

На п.Октябрьском в огороде всё понемногу подрастает. Но погода стоит прохладная.У Славика здоровье прежнее. Пишу Вале,чтобы там не голодали, кушали фрукты, ягоды и всё, что  хочется. Если вам нужны будут деньги, то я их вышлю, как только напишут об этом.

Прошу Валю, беречь себя, смотреть за  Таней, Надей,а Таню слушаться маму и всех старших, быть умницей. Надюша пусть растёт здоровой.И посылаю всем привет.
10 июня 1962 г
Киреевск - Москва
                -2-
      03. 07. -62г Письмо папы Хрущёв в Курске
     Яблоня, Льгов, Хрущёв, 53-лет дедушке Саше, Валера, тётя Клава, Славик

В.Творогов в отпуске, поэтому мне сейчас приходится и за него кое-какие дела по Профсоюзу выполнять.

Вчера ездил на п.Октябрьский.Приезжал дядя Миша, тётя Клава, Валера, приходили дядя Коля, тётя Вера, все мы поздравили дедушку Сашу с 53-летием.Ваша открытка пришла вовремя.Дедушка вам за неё передаёт спасибо.И вчера днём произошла неприятность - ребятишки чужие отрусили одну яблоньку.Бабушка переживает этот случай.Она сейчас ходит в больницу на лечение, немного ей стало хуже, но только немного.

Дедушка Саша при поездке в Курск заезжал с Иватановым к Никитину в Магнитную аномалиюи как раз в это время там проездом был Н.С.Хрущёв.Они находились в 10 метрах от него.Дедушка из Курска приехал, а Валя осталась во Льгове у тёти Вари.

Тобольское медицинское училище, в котором училась Валера, прислало запрос на Валеру.Она, особенно тётя Клава беспокоятся, как бы её не заставили ехать в Сибирь работать.Чем всё кончится, покажет время.

В четверг был у Славика папа, и рассказывает, он чувствует себя значительно лучше, говорит, обо всём расспрашивал.Может быть, дело пошло к лучшему.

Ну вот, пока и всё
Большой привет от меня и моих родных папе, маме, Вите, всем, всем.
С поцелуем и приветом, Папа
03.07 -62г

                -3-
3 августа 1962г Детские фотографии, 60 рублей, настроение неважное

Сегодня 03.08 получил от Вали второе письмо и постараюсь дать ответ сразу на оба письма.На первое письмо я частично уже ответил, послав 60 рублей денег.Надеюсь, что они их получили.Пишу-покупайте, что считаете нужным. Истратите, напишите. я вышлю ещё.Не ограничивайте в еде.Валю прошу постараться сфотографировать малышей в отдельности и вместе с собой. А Тане - отдельное фото будет память о 6 годах.

Я,правда, не помню, что в моём письме было зачёркнуто, но то, что настроение у меня порой бывает неважное - это так.

Одной из причин являются переживания от требований начальства по работе.Очень часто"ковры" и всякие угрозы , и то плохо, и всё плохо. Сейчас Иватанов в отпуске, уже уехал с семьёй на машине на юг.Он уезжал, дал строгие наказы и Самсонов уже устраивал "ковёр" со всякими криками.Мне всё очень неприятно.Поэтому меняется настроение.Вот поэтому, есть пока возможность, побудь в стороне от всех этих служебных недомолвок.

Домашние мои дела идут пока своим чередом. Раз в неделю делаю генеральную уборку, понемногу подтапливаю дровами.Подвал вычистил и сейчас он проветривается.Сплю на диване.Ложусь поздно, допоздна занимаюсь читкой, слушаю передачи.За квартиру за июнь заплатил давно, скоро платить за июль.

                -4-
            Тане шесть лет,фотографии, малышка Надя,взрослая дочка

Пишу письмо Вале в Москву.

Поздравляю мою дорогую,любимую дочурку Танечку с шестилетием и от всей отцовской души и сердца желаю расти большой,послушной,прилежной.

Поздравляю маму Валю с тем,что у неё такая взрослая дочка Таня и желаю тебе, моя дорогая, многих лет жизни в счастье и здоровье, хорошо воспитывать дальше Таню и меньшую нашу Надюшу. Большие поздравления от меня дедушке Мише, бабушке Паше и дяде Вите.

Надеюсь, дорогие мои, что у вас всё в порядке и вы все вместе отметили Танюшин день рождения.

Валя, ещё раз напоминаю, фотографируй Таню и малышку Надю.

У меня всё по-старому.Немного только скучновато без вас.

Большой привет вам, а также и всем родным от всех Селютиных с п.Октябрьского.
Пишу письмо с горячим приветом целую вас ваш папа Толя.

Валя, поцелуй за меня нашу именинницу и малышку.

05.08.1962г
               
                -5-
11 августа 62 г Слава, третий космонавт Николаев,Москва, малышка Надя


Здравствуйте, мои дорогие родные: Валя, Танюша, Надюша.

Получил от вас письмо, за которое премного благодарен.Я очень доволен, что наши малыши чувствуют себя хорошо.Но встревожен, что у тебя с зубами, Если необходимо, принимай меры, обращайся к врачу.Я очень доволен, что вы отметили день рождения Тани.Пусть она растёт большой и здоровой, а открытки поздравительные ждут её дома.

В отношении детского сада я постараюсь сходить к Матрёне Егоровне.Но вообще то вы постарайтесь не задерживаться с приездом.Сопровождать вас из Москвы буду  только я, вы мне напишите и я тут же приеду за вами.

Я в четверг был у Славы, он чувствует себя как настоящий здоровый человек, сейчас его перевели в оздоровительную палату.Самочувствие его значительно улучшилось.Появился аппетит.Больше стал находиться на свежем воздухе.Очень ему хочется домой и увидеть всех родных.Дедушка Саша уехал в Курск за Валей.Дома всё в порядке.У меня на работе и в квартире всё без изменений.Понемногу подтапливаю дровами.Жду вашего приезда.

Вот сегодня ещё одна новость.Летает третий космонавт Николаев.Ровно год 2 августа мы выезжали из Москвы, были на Курском вокзале, объявляли по радио, что летает космонавт Титов, у нас тогда не было Нади.Сегодня, 11 августа летает третий космонавт Николаев , вы находитесь в Москве и у нас есть малышка Надя, а Тане уже шесть лет.Так быстро идёт время и всё течёт и изменяется!

Быстрее приезжайте домой.
Большой привет от меня всем, всем
Жду вашего сообщения о дне выезда
С поцелуем и приветом папа Толя
11.08-62г
Киреевск Тула

                -6-
                Письмо в москву 16 августа 1962 год

               Работа,детсад,Матрёна Егоровна,Славик домой,Курск,учебный
                год,телевизор, космонавт Николаев,Павлик

Здравствуйте,мои дорогие Валюша, Танечка и Надечка!
Посылаю вам свой горячий привет с самыми наилучшими пожеланиями.
У меня в основном дела идут по-прежнему.Днём на работе, после работы дома или езда на п.Октябрьский.
На работе чувствуется какая-то усталость ,неплохо бы отдохнуть.
Вечером одному скучновато,веселит радио, иногда хожу в кино.

Беспокоился за Танин детсад.
Дважды ходил в детсад, но не заставал Матрёну Егоровну.Сегодня ходил в 18.00 ,снова её нет, но зато при виде ребяток, так и захотелось среди них отыскать свою дочурку Таню.
В 19.00 звонил в детсад по телефону разговаривал с Матрёной Егоровной,извинился перед ней и сказал, что Таня придёт в сад через пять дней, чтобы она это имела в виду и не исключила её, она сказала, не беспокойтесь, всё будет в порядке, и добавила, хорошо,что предупредили.
Только ты, Валя, не забудь взять справку для детсада, которую брали обычно каждый год.Она , очевидно, будет нужна.

Сегодня ездила Светлана к Славе и ей сказали, да и он сам ей сказал, его выписали из больницы, так что завтра он должен быть дома.
Какая приятная новость для Славика, для мамы, папы и всех нас. Вы при приезде увидите выздоравливающего Славика, а он увидит всех вас. Ему этого хочется, так он мне говорил при встрече.Будем надеяться, что всё будет хорошо.

Дедушка Саша уехал сегодня в Курск.Девочки начинают готовиться к новому учебному году.Интересно, готовится ли к будущему учебному году моя дочурка Таня,пишет, рисует и считает ли она...Как на окружающих реагирует Надя.

За квартиру за июль я заплатил.

Ещё одна новость.В одной из передач два дня назад, по приёмнику сказали, товарищ телезрители, смотрите на экраны телевизоров и там увидите космонавта Николаева.Я включил телевизор и не только увидел космонавта, но и услышал музыку.Так телевизор стал снова работать по-старому.

Сегодня вечером видел Павлика, он приехал из Тулы и шёл домой.Ирина ходит в сад.
Погода стоит более менее нормальная.
Ну вот пока и всё.

Пиши о себе, о малышах и всех остальных.
Привет от меня и моих родных.
Поцелуй за меня малышей.
С поцелуем твой Анатолий.
16 .08. 1962 г

                -7-
                Тула,Славик,фотографирование дяди Миши, космонавты,
                подготовка к встрече своих

Пишу письмо Вале из Тулы с Главпочтампа.
У меня всё идёт по - старому.
Славик уже находится дома.Самочувствие у него выздоравливающее.
Воскресенье провёл на посёлке Октябрьский.Туда приезжали д.Миша,т.Клава,была Валера.Дядя Миша снова занимался фотографированием.В субботу нас с работы отпустили в час дня.Я пришёл домой и по телевизору смотрел встречу космонавтов.Уж очень всё это было трогательно и торжественно.

Я за вами по этим соображениям приеду в пятницу,не знаю ещё,как у меня получится.Так что готовьтесь к отъезду.

У нас сутки идёт дождь, да и сегодня пасмурно и прохладно.
Привет от меня и моих родных всем твоим родным.
Поцелуй за меня наших дочерей,смотри за ними.
До скорой встречи.
С горячим поцелуем,Анатолий.

21.08.62   11.20,  г.Тула

                -8-
                Дубровка, Таня, о работе, мама, фотографии на комоде

Сегодня получил письмо от Валюши.Она с детьми в Москве.У Трупиных,в квартире на Дубровке,у своих родителей. Очень рад, что у них всё нормально.
Спасибо Танюше за рисунки, они у меня лежат на столе. Я ими очень часто любуюсь.

Прошу Валю Таню в деревню не отправлять, не нужно. Она без родителей очень будет скучать, да и не стоит.

Отпуск мой пока на точке замерзания, так нет путёвки в санаторий, а в дом отдыха Тульской области есть, но мне хотелось бы подлечиться. У меня дела идут по-прежнему. На работе, как обычно, ругают. М.И.Богачёва ушла в отпуск с 26.07. С 1.08. идёт в отпуск Пётр Иванович. Позавчера ездили в г. Богородицк проверять соцдоговор. На днях они, наверно, приедут к нам.

Ваня Присяжнюк сегодня уехал в отпуск в санаторий в Литву, а Сергей с их бабушкой уехали в г.Ростов.

Сёмин В.С. принял столовую от Николаева, который ушёл в отпуск. Дедушка Саша позавчера уехал в Марьино с Иватановым.

Вчера был дома, мама очень болеет, лежит, так что дела плохие. Мама, Нина, Света, Валя передают горячие приветы. На комоде у бабушки лежат две фотографии: на одной Таня 8 месяцев стоит в ползунках на диване, а на второй Надя лежит на кровати, подняла головку и смотрит, широко открыв глаза, не отводит. Фото дяди Миши, когда они были у нас. Вот бабушка ежечасно на них  любуется, на своих внучат.

Погода стоит прохладная, с дождями.
Пишу письмо Валюше с приветом всем родным от Михальченко и Кремень.
Прошу беречь себя и малышей наших и целую горячо Таню и Надю

Киреевск-Москва
29.07-62г

                -9-
                Москва, Тула, дядя Миша,продукты,совещание,деревья

Думаю о своих дорогих ребятках.Они в Москве,у родителей Вали.

Пишу письмо и прошу принять от меня родной горячий привет и массу самых наилучших пожеланий в отдыхе, хорошего здоровья. Все эти дни я ждал письма от них. Сегодня 19.07 в 18.00 , придя с работы я его прочитал, спасибо. Я доволен, что у них всё в порядке.

Некоторые сведения о моих мной получены немного ранее от Лиды и Вали На второй день их приезда из Москвы я был в Туле и зашёл на квартиру к Лиде. Она мне кое-что о них рассказала. Света от неё уехала в п. Октябрьский, а Валя осталась в Туле. Был там в это время и дядя Миша, он готовился к сдаче последних экзаменов, который был 17.07. Доехали до Тулы Лида, Света, Валя благополучно. Поездкой довольны.

Пишу Валюше,что то, что отдала себе шить - это хорошо. С приобретением пальто себе делай как лучше. Девочкам покупай вещей больше, только то, что нужно. Заявление я отдал в отдел кадров сразу же, "против" возражений ни от кого не было. Многие знают,что Валя в Москве, желают лучше выздороветь. В отношении поездки папы в Москву вопрос растяжимый, так как вернулся из отпуска Иватанов, он, очевидно, сдаст ему решения, а сам пойдёт в отпуск. Покупать надо картофель, да и все остальные продукты там в необходимом количестве. У нас из овощей появлялись болгарские помидоры, свежая капуста, была клубника. Лучше стало в магазинах с мясом,а с остальными продуктами по-прежнему. Проверил я Валин лотерейный билет, выиграл рубль, а на мои два - ничего. В это воскресенье был у Славика, говорил кое-что, состояние здоровья почти прежнее, плохое.

У меня дела дома и на работе однообразные.17.07. у нас в Киреевске нач. УРСа Соломатин Ф.П. проводил собрание по обмену впечатлениями работников всех ОРСов УРСа,которые приезжали к нам учиться работать. Были все начальники ОРСов, из УРСа, из Управления торговли, из Обкома партии, представители оптовых баз.Все остались довольны постановкой работы в ОРСе "Красногвардейск уголь".

Езжу иногда домой, там в огороде и саду всё растёт, приедете, сами убедитесь. Прихожу домой, слушаю радио, читаю, приготовлю еду, хожу в кино иногда, вот и все мои дела. Скучаю без вас.

Ну вот наверно, пока и всё.Пишу в письме, пусть Танюша особенно не скучает по папе, ведь она немножко поживёт у бабушки Паши и приедет снова к своему папе, пусть слушает маму и всех старших и помогает маме ухаживать за сестричкой Надей. Привет всем большой от бабушки и всех...

Деревья у нас под окнами все распустились, так что это будет целый парк под окнами.
19.07.62г

Киреевск -Москва

               
                -10-
                Таня в лагере, Славик в больнице,ягоды, купальник,Галя,
                сарафан,дожди, папа, Валя, Света, Нина,общая тетрадь

Получил от моей милой Валюши письмо из Москвы, где она сдаёт выездную сессию в институте имени Плеханова.Рад, что у них всё в порядке.Доволен за Надю. Представляю Валины трудности в учёбе.За нас пусть не беспокоится.Был я у Тани 22 и 23 июня. Чувствует она себя неплохо.Но на вторую очередь не остаётся. Получил посылку от Гали с двумя платьями и сарафаном.Одно платье отвёз Тане. Она с интересом слушала мой рассказ и сама всё расспрашивала о всех,о маме, о Надюше.И так получилось, что пока мы беседовали, прошло время обеда и пришлось ей довольствоваться кушаньем мной привезённым, покупал мороженое, пирожки.

Славика вновь положили в больницу.В воскресенье к нему ездил папа.Покушал он, немного поговорил.

Вале я выслал общую тетрадь. Получила ли она её?

Дома в остальном всё по-старому. В огороде уже появились маленькие огурчики и помидорчики.Плохо, что всё время стоит сухая погода.Нет дождей.Правда, папа всё время всё поливает.Валя как уехала в Тулу, так ещё и не возвращалась домой.Нина сдаёт экзамены. Света готовится к экзаменам.

Вале пишу покупать Наде и себе ягоды, а то у нас ещё ягод нет. Таня меня просит купить ягод, помидоры, но у нас их ещё нет.Но возможно скоро будут.

Валя, нужно купить Тане купальник, а то она говорит, что не загорает, так как нет купальника,а раздеваться без него она уже стесняется.
от всех Селютиных шлю привет Вале и всем, с горячим приветом от меня, папы Анатолия.

26.06.63г

                -11-
              О здоровье, Славик, пионерлагерь,тётя Лида,чудесница,
                платный отпуск,Михальченко, Бородино,выпускной Нины

Сегодня, 28.06 в понедельник в 21 час мы с Надей, приехав с п. Октябрьский, обнаружили в почтовом ящике вместе с газетами письмо от Валюши. Большое спасибо. Весточка от неё для нас праздник.

Я поспешил сообщить ей, что здоровье у нас нормальное. И мы очень беспокоимся о состоянии её здоровья, ведь мы представляем, как напряжёнен для неё этот месяц. И просим дорогую нашу маму Валю, помнить, что её здоровье - это наше здоровье и относиться нужно к нему как можно внимательнее.

Сегодня, когда мы подошли с Надей к дому, то Сашина мама спросила у Нади:"Когда приедет твоя мама, "то она ответила :"В воскресенье". Так ли это? Мы все с нетерпением ждём возвращения и просим маму из Иванова ехать прямо только к нам. А вместе в соответствии с обстановкой обсудим наше дальнейшее времяпровождение отпуска.

В прошлый вторник, в день посылки к Валюше прежнего письма, я был на Октябрьском и встретился со Славиком. Он приехал с Лидой из Тулы. Выглядит вполне нормально. В четверг он, Славик, утром приехал ко мне. Он нам с Надей встретился в большом коридоре-мы направлялись в ясли. Надюша охотно пошла к нему на руки. И мы втроём пошли в ясли. Оставили там Надю, в магазине закупили гостинцев и отправились в пионерлагерь. Повидались с Таней, Светой и Любой. И оттуда поехали в Бородино. Остаток дня провели у Михальченко. Валера была в больнице. Славик остался в Бородино, а я в 18.00 выехал в Киреевск для встречи с Надюшей.

В субботу 26.06 за нами зашёл дедушка и мы уехали на Октябрьский. В воскресенье, 27.06,я поехал в пионерлагерь, туда приехали из Бородино Славик и тётя Клава, и мы там пробыли до 13.00.Потом Таня пошла на обед, тётя Клава уехала в Бородино, а я со Славиком уехали на Октябрьский, где уже были туляки-Лида и Анатолий. Надюша подружила с тётей Лидой. Лида Надюше привезла платьице, трусики, а бабушка Нюра купила фартук. И когда Лида уезжала вечером, то Надюша очень плакала, что её не взяли в Тулу. Может быть, она представляет, что мама в Туле и хотела ехать к ней, ведь она и сейчас говорит, что мама в Туле у тёти Лиды. Надюше очень хочется увидеть свою маму. Таня чувствует себя хорошо (написала маме письмо).

Платный отпуск Вали я оформил и получил деньги. Эту справку забрали в отдел кадров и в ней ничего отрывать не надо.И отдел кадров больше дополнительных подтверждений не требует.

В ОРСе был кулинарный совет УРСа. По словам Марии Николаевны всё прошло хорошо.Открыли чудесницу, но я там не был и описать о ней ничего не могу.25.06 на улице встретил Фаину Ивановну. Говорит, что здоровье налаживается.

Нина сдала экзамены успешно,немецкий на "5", по остальным предметам четвёрки. Сегодня, т. е. 28.06 у них в школе выпускной вечер.Она надела белое платье и чёрные шпильки. Навела причёску.Очень взволнована. Пошла на вечер.Да как он хорош - этот вечер, говорящий о том, что уже позади, и в то же время напоминающий о начале более сложного жизненного пути.

Да прошу Валюшу в письме,моя дорогая, присоединить свои пожелания к моим светлого, большого, настоящего счастья Нине на её жизненном пути.

Ждём маму Валю домой.
Посылаю в письме привет от всех и горячий поцелуй от Нади, Тани и Толи.
28.06.1963 г.

                -12-
                О здоровье Вали,20 рублей,экзамены,работа,Надя,
                картофель,Лидия Ивановна, Иван, телеграмма

Здравствуй,Валюша!

Письмо твоё получил!Сознаю,какие трудности в этой декаде предстоят перед тобой.Помни,что я,твои дочери, все родные желаем тебе успехов в преодолении трудностей по сдаче оставшихся экзаменов.Очень опечален состоянием твоего здоровья.Совершенно уверен,что это состояние временное.По возвращении домой всё войдёт в своё русло.

Валюша,у нас всё в порядке.Деньги 20 рублей я тебе выслал,прошу тебя,не экономь, трать деньги,куда сочтёшь нужным,но в первую очередь не отказывай себе в питании.А тебе при таком напряжении - необходимо.

Мы все тебя ждём с нетерпением.Надя говорит,что ей в яслях тётя Нина сказала,что мама уже сдала экзамены и выехала домой,скоро приедет.В субботу и воскресенье,когда мы находимся у бабушки,она через каждые 10 минут говорит,я хочу домой,ну когда поедем домой.

Валя,огород пропахали, был там папа,а также и ветврач говорит,что картофель замечательный.Приедешь,вместе сходим и посмотрим.

Василий Леонтьевич ждёт Лидию Ивановну,она должна на днях выйти.На вопросы всех,кто меня спрашивает,когда должна выйти Валентина Михайловна,я отвечаю,что после 25 июля.

Валя,Присюжники уехали отдыхать в Евпаторию.Иван остался верен себе.

Ну вот, пока и всё.Будешь выезжать,дай телеграмму на дом,число,номер поезда,я приеду встречать.Крепко целую,Анатолий.

12.07.1964год


                -13-
                Письмо в Москву 04. 06. 65г
                Учебный год Тани, лор врач, петрушка, Надины гостинцы

Здравствуйте, дорогие наши ребятки мама Валюша и дочурка сестричка Наденька!

Сегодня 4 июня, вчера 3 июня мы получили от вас письмо.Большое спасибо.Прочитали мы ваше письмо, словно с вами повидались.Нам очень приятно, что у вас в основном дела нормальные, главное ,очевидно, уж очень довольна Надя: в детсад не ходить, раздолье, да рядом мама, бабушка, дедушка.Старайтесь не сильно загружать бабушку, а бабушке Паше желаем побыстрее окрепнуть и не болеть.

Валя! Сегодня уже 5 дней, как ты посещаешь лекции, надеемся на успехи в твоих занятиях.Смотри, не отказывай себе в пище, наши разговоры об одном и полтора рублях это не главное.Чтобы Надя больше дышала зелёным лесным и парковым воздухом.О нас , правда, не забывай, но и не беспокойся.

А живём мы вот так:Я, когда вас проводил, пошёл в поликлинику на приём к врачу, диагноз - катар верхних дыхательных путей, в заключение - больничный лист, на котором нахожусь и по сегодняшний день.Сейчас положение нормализовалось с горлом, и с завтрашнего, то есть с 5 июня выписали на работу.

В эти дни нас дважды навещали дедушка Саша и С вета. Таню приглашали на посёлок Октябрьский,но она ни в какую не поехала.Она спит с 22.00 до 10.00, перекусит и почти полный день во дворе с подружками, играет в мяч.Да, собственно у неё в эти дни тоже были дела.29 - поход в лес, 30- ходила в школу за табелем, 31- ходила в музыкальную школу за табелем, 1 - ходила в больницу за справкой оформляться в лагерь.Оценки её тебе известны, русский язык и физкультура - 4, остальные - 5.В музыкальной школе все 5.Документами для пионерлагеря мы полностью обзавелись.

Валя!Насчёт лекарственного настоя, хорошо, что написала, а то мы уже однажды в эти дни на него покушались, хотели выпить вместо варенья, но хорошо, что Тане не захотелось пить чай с вареньем.В отношении петрушки, посмотрел я,там такой большой конверт получится, это его где-нибудь из-за любопытства разорвут, и решил, пусть лучше останется она, а письмо без петрушки дойдёт спокойнее.

На Октябрьском всё нормально.

Большой привет от Селютиных вам, сегодня как раз утром был у нас дедушка Саша, и мы ему сказали, что ты прислала нам письмо и как живут москвичи по письму.

Ну вот, пока и всё.
Большой привет от Тани всем, всем, всем, а также и от меня.

Особенный привет от нас нашей максимальной путешественнице Наде, что же она то свои свои гостинцы в коробке забыла взять с собой.Но пусть она за них не беспокоится, мы постараемся их сохранить до её приезда и приумножить.Что же она ничего не написала, не нарисовала, а ведь она обещала.

С горячим приветом
Крепко вас целуем
Толя, Танюша
4.06-65 г Киреевск

                -14-
Письмо 08. 06
                Институт, съёмная квартира, пионерлагерь, Лида,
                дедушка Ваня с бабушкой,дядя Паша из Сибири,
                куколки плачут

Здравствуй, дорогая наша мама, Валя!
Наконец-то мы получили сегодня 8.06-65г весточку от тебя.Те несколько дней, которые прошли со дня нашей разлуки, несмотря на занятость, уже показались долгими до дня сегодняшнего получения весточки.Мы очень довольны, что тебя встретили в Москве и ты побыла у своих, и огорчены первыми трудностями, встретившимися на твоём пути при поисках жилья под дождём, а также отсутствием наличия группы технологов.Но мы надеемся, что на все трудности, которые бы не встретились, будет ответ - упорная учёба и положительные результаты.Валя! Помни, что мы всегда незримо присутствуем рядом , а это залог всего хорошего в учёбе.Так пожелаем тебе ещё раз самых наилучших успехов в упорной учёбе

Валя! Во второй половине дня твоего отъезда из института пришло письмо с справкой как исключение об оплатном отпуске.В письме деканат надеется, что ты своевременно сдашь все зачёты и экзамены и в этом тебе желают успеха.Извещение на неоплаченный отпуск просят выслать в институт.

Валя! 5-го, в субботу, взяв Надю из яслей, мы с ней уехали на городок.Таню на городок отвёз 3-го в среду сразу же, как взяли в больнице справку для лагеря.В воскресенье я отвёз Таню в лагерь.Вместо Вали в лагерь поехала Света, так как Вале нужно ещё продолжить занятия в музыкальной школе.У Светы не было справки из санэпидемстанции, её не принимали, пришлось беседовать с Клавдией Ильиничной.Она написала хорошо.Свету приняли.Затем была линейка, на которой разбивали отдыхающих по отрядам.Я при этом присутствовал.Таня находится в 11-м отряде.Живёт в том же корпусе, в котором была в прошлом году.Чувствуется, что она без особого желания в лагере, но ничего, потом уже заинтересовалась.Я был с ней на территории лагеря до 2.00, проводил их в столовую, а потом поехал на Октябрьский к Наде.

За моё время пребывания в лагере в городке побыла Лида, но я, когда приехал, её не застал, она уехала.Она приезжала взять к себе Валю, но, оказалось, что нельзя (занятия в музшколе).13 июня у Лиды день рождения.Надя спала, при моём приезде проснулась и стала спрашивать:"А где Таня?"

Из Сибири пришла телеграмма - умер мамин брат - дядя Паша,, ты его видела, он приезжал зимой, был у нас, ему 63 года, причина смерти пока неизвестна.Уж очень, очень убиваются мама, тётя Вера, дядя Коля, папа.В воскресенье его хоронили, а вечером к нам пришли тётя Вера, дядя Коля, дедушка Ваня с бабушкой, папа, мама и поужинали, вспоминая дядю Пашу

В понедельник 7 июня мы в ясли не ходили, были в городке, а вечером Надя захотела ехать домой : Папа, поедем домой, а то там куколки плачут! И мы с ней в 8.00 вечера приехали домой в г. Киреевск.А сегодня она в яслях.Утром не хочет вставать, с трудом приходится успевать к завтраку в ясли.

Вечерами и по утрам спрашивает, когда приедет мама или говорит: Хочу к маме!Если у неё спрашивают, где твоя мама, то она отвечает, мама в Туле у тёти Лиды и приедет домой не скоро, так, говорит, сказала мама, когда уезжала.

Ну вот пока и всё.Ждём скорого ответа.Крепко, крепко целуем твои Надя, Таня, Толя.Привет от всех, всех, всех.
08.06.-65г

                -15-
                14. 06-66г Письмо
                В Туле у Лиды,Надины слёзки,избирательный участок,
                Нина,вступительные экзамены,Света,шпильки,выпускной,
                общий коридор

Сегодня, 14 июня,получил от Валюши письмо.Большое спасибо.Огорчён её квартирными неурядицами.Думаю, что с квартирой уладится.Трудности в учёбе будут преодолены.

Я ночевал после Валиного отъезда у Лиды. Калитку на мой стук в окно открыла Нина.Там ночевали Славик, Валюша.Утром мы со Славиком уехали.Славик на Октябрьский, а я на работу.В субботу с Надюшей уехали на п.Октябрьский.В воскресенье я находился полный день на избирательном участке.К Тане так и не пришлось съездить.Надю искупали и в понедельник бабушка отвела её в ясли.

Сегодня, во вторник, я утром заходил к ней, занёс платьице тёплое с фартучком.Вечером отнёс чистый носовой платочек и гостинцев.Говорит, папа, возьми меня домой, я ночевать здесь не останусь,а у самой текут слёзки.Немного поговорит, и снова слёзки.Договорились на том, что я её завтра, в среду, заберу ночевать домой.Очевидно, ей очень скучно, день и ночь быть в одном и том же положении, да и очень хочет быть со своими.

На этих днях постараюсь попасть к Тане, она теперь тоже соскучилась.В понедельник дома топил ванную, купался.Во вторник утром подметал общий коридор.Обещала Света приехать мыть пол.

Нина экзамены вступительные сдала 4,5,4.Результат ещё не известен.Лида в отпуске.Света сдала только половину экзаменов.Просила напомнить тебе о белых шпильках, не надумала ли ты ей их продать к 28 июня, к выпускному вечеру.

Привет тебе от Валентины Ивановны.Привет от всех родных.С горячим приветом и поцелуем Анатолий, Таня, Надя.
14.06-66г

                -16-
                Болезнь Нади,городок, Валя,Таня принята в музыкалку

Сегодня, 15 июня, в 13.00 подходя к дому уже несколько  с облегчённым чувством, я был уверен, что в ящике будет письмо от Вали из Курска, где она сдаёт сессию института, так оно и получилось, прочитав его, узнав, что всё в порядке, за исключением, конечно, головной боли, у меня на душе облегчения ещё прибавилось. А почему мне немного было тяжело я постараюсь рассказать сейчас вам всё по порядку.

Во вторник 8 июня, ровно неделю назад, послав Валюше письмо, вечером взяв из яслей Надю, пришли домой. Вдруг она заплакала, причитая, болит головка. Я положил её в кровать, она, поплакав ещё некоторое время, уснула и проспала до утра. Но всю ночь была красной с лица и с повышенной температурой.

Утром, собравшись, зашли в ясли, сказав, что Наде не здоровится, отправились в больницу. Врач выписал лекарства от катара верхних дыхательных путей. В ясли ходить запретил, прописал домашнее лечение. По пути  из больницы зашли в ресторан в надежде найти дедушку. Но его там не оказалось. Так как за лекарством в аптеку идти некому, то мы, не заходя домой, уехали в городок.

За дни нахождения в городке, а мы там были остаток дня среды, четверг, пятницу, Надя с моих рук не сходила. Не шла ни к бабушке, ни к Нине, не играла с Валей. Лекарства удавалось давать только с обманом. В субботу приехали на приём. Нам вновь предписали лечение, дополнив лекарства. Тут уже мы в городок не поехали, а пошли домой, в надежде во второй половине дня уехать в городок. Но у Нади вновь поднялась температура и она уснула. От поездки пришлось отказаться.

Во время сна я добежал, буквально добежал до магазина и позвонил в городок, чтобы передали нашим привезти лекарства. Приехала Валя, привезла все наши лекарства и принесла из аптеки новые и уехала. А мы с Надей остались вдвоём.

Воскресенье и понедельник сидели дома - лечились, да поглядывали  на играющих малышей, понемногу старались заниматься в уголке с куклами, читать книжки, играть в мячик. Мы нашли в углу на кухне, где табуретка с продуктами маленький мяч, так у нас теперь два мяча:большой и маленький. В понедельник к нам из муз школы заходила Валя, а потом зашёл дедушка. Он нам рассказал, что в воскресенье ездил в пионерлагерь, Танечка чувствует себя хорошо. Передаёт маме привет. В субботу с Валей дедушке я передавал деньги на гостинцы для Тани.

Все эти дни нашего с Надей затворничества и отрыва от улицы мы чувствовали себя неважно. Каждый день по одному разу Надя заявляла мне - пап, дай карточки, я посмотрю маму. Я ей их давал и она с удовольствием рассматривала фотографии.
Сегодня мы встали, покушали, измерили температуру, нормальная, и пошли в больницу. Врач Надю признал здоровой, дал нам справку, и мы с ней прямо из больницы пошли в ясли. Она не хотела сначала от меня уходить, но потом я ей сказал, что скоро за ней прийду, пошла. Она, очевидно, за эти дни болезни очень ко мне привыкла. Да, и я к ней тоже. Вот я сейчас сижу дома и пишу письмо Валюше. Стараюсь, чтобы все мысли были направлены к письму, но не получается, вот-вот думаю, раздастся Надин голосок - папа, к тебе или дай пить или писать, или давай играть в мячик или почитай книжку. И вот я оторвусь от письма, смотрю по комнате, никого нет, абсолютная тишина, и представь себе, как-то становится грустно, что в комнате один. Но ничего, через три часа пойду за ней и мы снова будем с ней вместе.
Ходил сейчас в музыкалку. Вывешен приказ о принятых в школу и по классу фортепиано. Первой из принятых значится Селютина Таня, так что Таня принята.
Контрольных для Вали нет.
15июня 1966 г
Киреевск -Октябрь
 
                -17-
                22. 06-66г Письмо в Курск
           Таня в лагере, Надя хочет домой, Курск, контрольные работы

Здравствуй, голубчик Валюша!

Письмо твоё получил, большое спасибо.Представляю твои трудности с учёбой, но они не впервые, поэтому уверен,что будут преодолены.Главное, соблюдай режим питания и по возможности отдыхай.О нас всегда помни, но не представляй наши "заботы" в тёмных красках.Да у нас не так уж всё плохо.Таня в лагере чувствует себя неплохо.Я у неё был в пятницу.Отвёз ей пальто, платок на голову, гостинцев.Спрашивает о тебе, о Наде.Ведёт дневник пребывания в лагере.Спросила, поддерживаю ли я чистоту в квартире.В воскресенье я приболел  и не смог ехать в лагерь.Ездила бабушка и пробыла с ней почти полный день.Самочувствие Танино хорошее.Сегодня или завтра съезжу после работы к ней.Надя нигде не хочет находиться, только дома.

В воскресенье были на Октябрьском, так она всё время каждые 10 минут спрашивала, когда поедем домой.И не хочет ночевать в яслях.Говорит, папа я буду тебя слушаться, буду рано спать ложиться и рано вставать, только не оставляй спать в яслях.В понедельник я её брал спать домой.Во вторник не смог взять, потому что до 9.00 вечера выгружал на базе кондитерские изделия.По возможности я её, конечно, буду забирать спать домой.На вопрос, заданный ей,где мама?,отвечает, мама в Курске.Полы в общем коридоре мыла недавно Света.

Контрольных не присылали.

На работе всё по-прежнему.
Ну вот, пока и всё
Крепко целуем Толя, Таня, Надя.
22.06-66г

                -18-

          27. 06. 66г Пионерлагерь, Таня, Нина, Света, экзамены,сад

Придя с работы сегодня 27 июня в почтовом ящике обнаружил письмо от Вали с сессии.Очень рад.Признаться, стало что-то грустновато без неё,прочитал письмо, и на какой-то период стало веселее, на какой-то отрезок времени сократилось время расставания.Прошу её меньше волноваться, беречь своё здоровье, ведь оно так необходимо не только ей, но и всем нам.
В пятницу и в воскресенье был в лагере у Танюши.Самочувствие её хорошее.Передала мне групповую фотографию 8го отряда.Мои попытки уговорить её и остаться ещё на вторую очередь в лагере не увенчались успехом.Собирается быть у бабушки.В четверг поеду за ней в лагерь.
Надя ведёт себя примерно.Всё также не желает оставаться ночевать в яслях.И я меньше стараюсь её там оставлять на ночь.Надя, говорит, что приедет мама, скажет и её переведут в детский сад.
У нас в квартире после сильного дождя с градом с балкона сверху вновь потёк потолок., вид его помрачнел, осыпается.
Нина сдала вступительные экзамены.Её зачислили в институт и сейчас в вечернее время она прослушивает при институте курс установочных лекций.Света сегодня в понедельник сдаёт последний экзамен в школе.
В саду на Октябрьском посёлке яблок, груш очень мало, вишен нет совсем, крыжовник подспевает, появилась первая чёрная смородина.Появились в парниках первые свежие зелёные огурцы.В магазинах появились красные свежие помидоры и виктория.


                -19-
          02. 07. 66г Таня,п. Октябрьский, ягоды, Надины ясли, много работы

Сегодня 1 июля.Валя на выездной сессии института. Получили от неё письмо.
Накануне я ночевал в городке.Дело в том, что вчера, 30 июня, приехала Таня из лагеря.Ездила за ней Света.И вечером после работы я поехал на Октябрьский посёлок,правда ехать одновременно пришлось с отцом.
Приехав домой, мы застали одну Таню.Мама ушла встречать корову,а Света на продолжение выпускного вечера.Ей было скучно.Дедушка сразу уехал на велосипеде на огород, а мы остались с ней дома.И пришлось нам переночевать.Она скучает.Но ничего, всё уладится.
Сегодня она должна устроить баню, купаться и мыть полы.Она увлекается сбором смородины, виктории и крыжовника.Я её ещё раз предупредил, чтобы она всё употребляла после обваривания кипятком.Она обещала это делать.
Надюша чувствует себя неплохо.Только не желает ночевать в яслях.На этой неделе я брал её только во вторник, так как начальник отдела Завьялов уехал в Москву на совещание и мне приходится ходить на работу к 7 утра.На работе много приходится работать.Дело в том, что Михаил Иванович принял базу и мне приходится работать без него.

                -20-

Письмо 07. 07-66г
               Ясли,встреча с Таней,п.Октябрьский,Урал,
               Сибирь,дядя Миша, Бородино, Петро,
               помидоры 1 р.50, Мария Николаевна Николаева,
               Слава,товарооборот, огород, туляки - заочники

Здравствуй, Валюша!Мама!
Письмо твоё получили.Довольны, что твои дела движутся всё ближе и ближе к окончанию.Мы очень скучаем.Надя вчера вечером приговаривала, хочу к маме, а потом не желает идти в ясли, так как не хочет там ночевать.Говорит, когда приедет мама, я никогда не буду ночевать в яслях.Самочувствие всех нас нормальное.В субботу ездили в городок.Уж как горячо обнимала Надя Таню при встрече.Наскучалась и очень была рада увидеть Таню.

В воскресенье я, Нина, Света, Таня, Надя ходили в поле на огород.Это примерно в том месте , где, когда-то мы ходили на озёра.Пололи картофель.Надя с Таней порезвились, подзагорели.

Папа ездил к Славе.Он чувствует себя по-больничному.

Дядя Миша с тётей Клавой уехали в отпуск на Урал к Валере и в Сибирь к матери дяди Миши.Дядя Миша будет работать в Бородинской средней школе преподавателем истории.Таня в столовой не работает, в отпуске, они хотели с Валентином ехать в Сибирь, но раздумали.Петро вернулся из Сибири.

У нас в магазинах есть помидоры 1 рубль 50 копеек, огурцы 90 копеек за 1 кг, капуста 20 копеек за 1 кг.

Ваш начальник Мария Николаевна Николаева 5 июля ушла в отпуск, уехала в Ессентуки, замещает её Астанкин.План товарооборота за июнь не выполнен на 170 тысяч рублей, а в том же числе общепит 20 тысяч рублей.

У туляков - заочников ОРСа экзаменационные дела подходят к концу, отрицательных моментов не слышно.

Крепко, крепко тебя целуем твои Толя, Таня, Надюша
07.07.-66г



                -21-
                Музыкальная школа,книги, снег, бабушка Паша
Сегодня воскресенье,19.11.67г.
Час назад, как Таня, Надя и я пришли из музыкальной школы.В 14.00 в музыкальной школе было родительское собрание.На собрании шёл разговор об учениках, которые получили за 1ю четверть двойки, о том, как избавиться от двоек.Потом состоялись перевыборы родительского комитета.Затем состоялся концерт артистов Тульской филармонии с московским музыковедом о музыке композитора Прокофьева.

Мы получили от мамы Вали книгу.Таня читает её.Получили открытку. А сегодня получили письмо от Гали.
Утром сегодня выглянули в окно, а на улице снег-зима.Всё укрыто снегом.Днём немного отпустило.А к вечеру снов заморозило, ветренно, холодно.Таня ходит в школы.Но самочувствие её не совсем хорошее.Нос гундосит, кашель.Она сегодня надела валенки, Надя ходила в бурках.
На работе всё по-старому.
Бабушка Паша утром с Таней ездила на Октябрьский.Дома изменений нет.Бабушка Паша занимается по хозяйству.Конечно, устаёт.Здоровье, силёнки уже не те, что были раньше. Года. Мы все стараемся помогать по хозяйству.Надя спрашивает, скоро ли приедет мама?
Сейчас вечер, ужинаем, моем ноги.Таня делает уроки.Бабушка лежит на диване, а Надя читает ей книжки.
Передаём в письме приветы и свои горячие поцелуи.
19.11.67г

                -22-
               
                Вместо послесловия
Моё письмо отцу

Мой отец родился 23 мая 1930 года в селе Кундрань Убинского района Новосибирской области.Он всегда гордился, что родился в Сибири.Его мать, Анна Ивановна Селезнёва, была коренной сибирячкой.А отец, Селютин Александр Архипович. родом из Орловской области, жил с семьёй в этом же селе.
В далёкие 30-е годы они всем переехали в  центр  России .

Мой отец был простым тружеником, скромным человеком, коммунистом, посвятившим свою жизнь заботе о своей большой семье родителей и своей малой семье, в которой выросли мы с сестрой, и развитию экономики страны. Он пользовался непререкаемым авторитетом среди родных, коллег и жителей города. Больше всего на свете в человеке он ценил порядочность, честность и доброту, прощая многим их слабости.Он считал семью главным приобретением человеческого разума.Эти письма были сбережены моей мамой и прочитаны мной уже после их ухода. Решившись их опубликовать, я тем самым выражаю свою бесконечную любовь и благодарность нашим родителям за наше воспитание и заботу о нас.Надеюсь,это послужит образцом и примером многим молодым отцам в построении своей семьи.

Милый папа, я помню до сих пор каждую чёрточку твоего лица, как ты поправлял волосы на голове,чуть  вскидывая волосы рукой, как протирал запотевшие от мороза очки, входя домой, как сидел в своём кресло, читая книги и газеты.
Я помню, как ты сказал, только самое лучшее, когда мы с мамой пошли покупать ткань для моего выпускного платья.
Я помню, как ты меня брал на руки и бережно нёс в кровать, когда я маленькая, засыпала,наигравшись с куклами.
Я помню, как ты учил меня экономно чистить картошку.
Я помню книги, библиотеки, кинотеатры, музеи, выставки и наши прогулки в парке
Я помню, как ты ровно в девять вечера медленно шёл во двор, чтобы позвать меня домой, а меня и звать не надо было, потому что я всегда тебя видела, как только ты появлялся вдалеке.
Папа, я помню, как ты защищал меня от грубого мальчишки во дворе, когда он рушил наши домики.Ты просто вышел и сказал: Мальчики, а кто тут обижает наших девочек?И обидчик исчез без промедлений.
Я помню, как мы с тобой вместе стояли около двери приёмной комиссии в институт и ждали результаты приёма.
Я всегда знала, что, что бы не случилось,я всегда под защитой.
И ещё, мы с сестрой всегда понимали, что нельзя подвести папу, нужно быть примером во всём.
Я люблю тебя, папа, и буду любить всегда.
И помнить.
Твоя дочь Надежда
17.01.2022г Киреевск Тульская область