2. 4 Формирование Эго у младенца

Лариса Болотова
                Как происходит формирование Эго у младенца?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

(стр. 56) «Возможно, пребывание в неразрывном единстве с матерью в пренатальный (внутриутробный) период способствует появлению у ребёнка внутреннего чувства, что должно существовать что-то хорошее вне его, что будет давать ему всё, что ему понадобиться и он пожелает. Хорошая грудь поглощается и становиться частью Эго, и ребёнок, который вначале сам находился внутри матери, теперь чувствует мать внутри себя.

Карл Абрахам … , чьи исследования внесли значительный вклад в понимание раннего развития индивида, выделяет две стадии в развитии орального либидо: стадия сосания, когда либидо центрировано на губах и отсутствуют проявления агрессивности или жестокости, и зубная, каннибалистическая стадия, основные характеристики которой – агрессивность и разрушение объекта».

                Не связана ли вторая стадия с кусательным инстинктом?   

«Эта схема развития слишком ограничена, поскольку в ней игнорируются широкое разнообразие реакций и либидозных ощущений уже на стадии сосания. Цитируя Абрахама: «На первом уровне оральной фазы либидо младенца связано с актом сосания. Этот акт предполагает слияние, но не приводит к окончанию существования объекта. Ребёнок пока не может провести различия между самим собой и внешним объектом. На этом уровне развития Эго и объект – понятия неразличимые. Здесь не проводится дифференциации между сосущим младенцем и кормящей грудью. Более того, у ребёнка ещё нет ни чувства ненависти, ни чувства любви».

                Откуда они появляются и как? Думаю, они формируются из отношений матери и отца к младенцу, а именно из энергии чувств к нему.

«Следовательно, его психика на этой стадии не проявляет амбивалентности. Второй уровень этой фазы отличается от предыдущего тем, что ребёнок сменяет свою сосательную активность на причиняющую боль кусательную».

Амбиваленьность – двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. (Интернет)

«Существует множество разнообразных вариантов опыта, который получает ребёнок в процессе грудного вскармливания, из-за различий в физических и психических характеристиках матерей и в зависимости от того, сразу ли ребёнка перевели на искусственное вскармливание или с более поздней стадии.

… ребёнок не только переживает сильнейшие ощущения, находясь в контакте с грудью, но становиться чрезвычайно восприимчив к тому, как его мама реагирует на его потребности. Получает ли она удовольствие от контакта с младенцем или же она сдерживает своё либидо, реагирует ли она напряжённо, жестоко и возмущенно или она заботиться о нём с любовью и восхищением, принимает ли она ребёнка с радостью и вниманием или с безразличием. Мать, которая любит ребёнка, воспринимает его как источник удовольствия, радуясь, что ему хорошо. Мать, страдающая от страхов перед удовольствием, от сексуальных конфликтов и подавленности либидо, будет ощущать тревогу по поводу приятных ощущений   - своих и ребёнка; ребёнок будет для неё источником тревоги, её тревога будет передаваться ребёнку, который будет ощущать её плохой матерью, а себя – плохим и безпокойным.

                Выражают ли слова «хороший» и «плохой» то состояние, в котором находятся мать и ребёнок?

                Как будет формироваться Эго младенца, если отсутствуют мать и отец?