Русский мост в баварском Пухгайме-Грёбенцеле

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото:  Фрагмент "Русского моста". Фото из открытых источников.

В окрестностях маленького баварскогo городка Пухгайм протекает ничем не примечательный ручей  Грёбенбах (Groebenbach). Его украшает белый каменно-бетонный мост (12м х 5 м),  издавна  называемый в народе  «Русским мостом» (Russenbrueke). В  горельефном цветочном орнаменте на мосту можно разглядеть цифры «1916». Баварцы отреставрировали мост в 2014 году. Местные жители знают, что архитекторами и строителями были российские военнопленные Первой мировой войны, пребывавшие в лагерном плену  рядом с  Пухгаймом. Однако районные газеты отмечают, что к строительству  моста привлекались и французские пленники, чьи лица с характерными чертами, особенно с усами и бородками, запечатлены на редких фотографиях. И с этими доводами баварских коллег по перу можно согласиться.
 
Документы, рассказывающие о российских военнопленных в этих местах, хранятся ныне в Государственном архиве  в Мюнхене. Однако в них отсутствуют конкретные фамилии тех, кто были архитекторами и конструкторами моста, 100-летие которого отмечали жители Пухгайма и его района Грёбенцель, считавшимся некогда самостоятельной  деревней.

Известно, что в 1910 году многие жители Пухгайма увлекались конструированием первых летательных аппаратов и потому они оборудовали рядом с городом летное поле. Сегодня на его месте находится спортивный комплекс,  а в 1914 году располагался большой лагерь для военнопленных. Их было чуть меньше, чем  самих жителей города - 18 тысяч.  Абсолютное большинство пленных – российские солдаты, их числилось 14 тысяч 72 человека.

Сохранились в архиве несколько пожелтевших от времени черно-белых фотографий, рассказывающих о том, как жили и трудились в неволе не только российские, но и французские военнопленные. Последним однажды разрешили весной  провести на территории лагеря карнавал («фашинг»),  на который,  судя по фотоснимкам, с удивлением глазели грустные пленные из России. Возможно, они вспоминали свой праздник в конце Великого поста – масленицу и молились в бараках о скорейшем возвращении на родину.
 
Во время так называемого «банного дня» к  парикмахерам , которые, конечно, были из своих, российских, выстраивались очереди для стрижки  и бритья. Именно за этим занятием почему-то чаще всего фотографировали военнопленных из России.
 
В лагере не раз вспыхивали разные эпидемии. В 1918 году заразный грипп («испанка») унес жизни 536 лагерников, из них более трехсот были люди из России. Умерших на чужбине надо было срочно хоронить.  Кладбище находилось в 80 метрах от «Русского моста». До сегодняшнего дня  в Пухгайме  сохранилось хорошо ухоженное «Русское кладбище" военнопленных, где на каменных плитах значатся фамилии более трехсот солдат, чей прах покоится ныне в Пухгайме. Есть и безымянные фамилии. Останки французских солдат вывезли и захоронили на их родине. "Русское кладбище", огороженное на улице Dorfstrasse каменной стеной с железной калиткой, открывается для посещений один раз в году – 1 ноября, когда в Баварии верующие отмечают День всех святых. Традиционно в этот день поминают  всех умерших, независимо от их вероисповеданий. В этот день из Мюнхенского мужского монастыря РПЦЗ приезжают несколько монахов,  и один из иеромонахов совершает на кладбище заупокойную панихиду. В ней принимают участие и некоторые любопытные баварцы. Если  увидят они рядом с монахами  немногочисленных боголюбивых паломников и представителей прессы со славянской внешностью, то подходят к ним и спрашивают:

- Хотите, мы  подвезем после панихиды и покажем вам наш, то есть ...ваш «Русский мост»?

Так однажды случилось и с автором этих строк.