Спасатели и спасенные. 3

Анна Алексеевна Золотовская
Это случилось в августе 2013 года в Колежме.
Мой бессрочный отпуск подходил к концу. Время и границы своего «отпуска» я определяла сама.

Нынешнее лето было не очень приветливым, и мне хотелось поскорее уехать в свою городскую квартиру.

Осталось только собрать остатки урожая, мною выращенного, сделать оплату за электричество и подготовить дом к зимовке до следующего лета.
Наступала грустная пора на севере – осенняя.

Вечером, как всегда, я пошла к старшей сестре, чтобы прокоротать вечер за чаем и нашими бесконечными воспоминаниями, посмотреть вместе что-нибудь интересное по телевизору.

Но у самого порога она встретила меня плохой новостью: ещё вчера не вернулась из леса Анастасия Ивановна Отавина, наша очень хорошая приятельница.  Моя сестра и Анастасия Ивановна всю жизнь «гостили» друг у друга по праздникам.

Оказывается, это был уже второй день её «исчезновения».
Жительница села  Нина С. обратила внимание сегодня, что у калитки дома топчутся овечки А.И.
Это её удивило. Хозяйка дома была всегда очень внимательна к своим животинкам: всегда вовремя закроет овечек на ночь, а утром выпустит пастись.
В этот вечер наши разговоры с сестрой были только об этом. Мы строили свои предположения и догадки, как могло такое случиться.

Поздно вечером я вернулась  к себе домой. А так как мой телефон дома ни с кем не соединялся, то я так и легла спать в тревожной неизвестности.
Утром проснулась с той же мыслью: вернулась ли Анастасия Ивановна.
Выйдя из дома, от соседки узнала, что всё по –прежнему, ничего нового.
Домой возвращаться не хотелось и я пошла  в центр села, к магазину.
К дверям дома Анастасии Ивановны всё так же стояла прислонённая палочка – знак, что дома никого нет.

У магазина все говорили  об одном: когда ушла А.И., в какой лес, что собирать???
Наконец  выяснилось, что ушла за куманикой два дня тому назад, после полудня. Почему не утром?

Ведь в августе сумерки наступают быстро, особенно в такую мрачную погоду.
Хотя куманика растет недалеко от домов, в траве, и можно за час-другой набрать её для завтрашних пирожков.  Даже дети, не боясь заблудиться, каждый день ходят вдоль «почтовой», чтобы полакомиться вкусными ягодами, а, может, и домой что-то принести. Поэтому все недоумевали, как можно здесь заблудиться взрослому, опытному человеку.

И в то же время многие знали, что если углубиться в лесок, то ягодка по ягодке может заманить и в настоящий лес и так закрутить, что и заблудиться можно запросто.
А ведь может что-то случилось и похуже.  Ведь А.И.  76 лет, и может  что- то со здоровьем и сама не может выбраться…
Словом, не гадать надо, а искать надо!

Домой не хотелось… Дома меня никто не ждал. Вот уже много лет я приезжала в дом одна. Даже кот Кузя, прожив со мною почти 20 лет, умер здесь  у меня на руках и похоронен мною в усадьбе.

Давно не стало мужа, давно стали взрослыми дети и даже внуки. Все были заняты  своими делами и приезжали на короткий срок, чтобы побывать на кладбище. И отдыхать на севере  никто не стремился.
А я приезжала каждое лето, чтобы поддержать подольше жизнь дома.

«Дом без хозяина тоже умирает».

Постаралась одна возделывать хоть немного земли около дома и что-то выращивать для себя.
Картошка, лук, морковь, кабачки, зелень вырастали   на южной стороне дома.
Вдоль всей стены от крыльца под окнами росли цветы: белые и голубые колокольцы, которые Люда привезла с дачи, радовали меня всё лето, а оранжевый куст лилий, ещё посаженный мужем, уже встречал меня в мае. Я каждый год срезала несколько цветов и несла на могилу мужа.

Росли жёлтенькие коготки, мои любимые анютины глазки. Много в траве росло ярких лютиков, неприхотливых северных цветов. Всегда в мае распускался шикарный куст «жёлтых розочек», желтел каждую весну «золотой луг» одуванчиков.  За домом с северной стороны рос кипрей и иван-чай.  Там же были кусты красной и чёрной смородины, обильно плодоносящие.

Вдоль забора всей усадьбы по периметру росли высокие берёзы, на которых весной птицы вили гнёзда.  Недавно в уголке я посадила ёлочку, и она очень активно стала расти. Каждую весну она радовала меня тем, что хорошо подрастала. Под этой ёлочкой я похоронила нашего кота Кузю.

Забота о родной моей природе, об урожае занимала всё моё свободное время.
Интернета в моём доме не было, хотя в селе уже многие  пользовались  этой планетарной цивилизацией. Был интернет и у моих родственников.
А я пока занималась самыми полезными делами в деревне – ковырялась в земле и читала настоящие книги.

Дождливый вечер,  привычно переходя в ночь, навевал грустные мысли.
В доме похолодало, и я затомила плиту. Любила смотреть, когда березовые дрова, объятые дружно пламенем,  постепенно превращались в живой огонь, распространяя вокруг тепло.

Переднюю комнату (горницу)  и спальню я закрывала в холодные вечера. Уже давно обитала на кухне.
Кухня была большая, она занимала половину жилого помещения.
На кухне с давних времён  стояла русская печь и плита. Печь я давно не топила, так как она дымила и требовался ремонт. Обогревалась небольшой плитой, которую сложил недавно мой племянник.   Тепла хватало, а еду я готовила на электроплите с духовкой, которую недавно привезли из Петрозаводска.

На кухне стоял большой обеденный стол для большой семьи. Сейчас на нём стоял тостер, чайник и аппарат для измерения АД.

Вдоль стены с тремя окнами  был большой диван, на котором я спала.
Напротив, на холодильник мне поставили плазменный телевизор, который тоже купили недавно.   С помощью 333 каналов спутникового вещания я была связана со всем миром.
Обычно вечером я смотрела канал Travel с путешествиями по планете.
Ближе ко сну переключала на музыку, так с музыкой и засыпала. Телевизор отключался автоматически.
 Сегодня я лежала тоже без сна. Время от времени, откидывая занавеску, я смотрела в тёмное окно, за которым шумел дождь.

Господи! Если ОНА ещё жива где-то там в дождливом лесу,  Помоги ей, Господи!
Я повторяла эту простую молитву: «Господи! Спаси и Сохрани!»
Я просто не могла себе представить, что в такую ночь где-то в глухом лесу может  оставаться живой человек.

На тв грустную мелодию  исполнял на саксофоне японский музыкант.

Была Третья Ночь…

На фото Анастасия Ивановна Отавина с мужем.

Продолжение следует