Гиреево старое и новое. легенды и история

Евгений Горский 2
Уважаемый читатель! Мне очень важно ваше впечатление от знакомства с этим текстом. Подарите автору ещё пару минут на свой отзыв. Если вы не зарегистрированы здесь,напишите на ergoproekt@rambler.ru. Буду благодарен.
 

Автор опирается на архивные документы, собранные и систематизированные сведения о владельцах Старого и Нового Гиреева от княжеского рода Голицыных (начало XVIII в.) до Торлецких (1918 г.) [12].



В восточной части ближайшего Подмосковья с Перовым и шереметевским Кусковым издавна соседствовала очень редко упоминаемая в литературе усадьба Гиреево. Это была скромная лесная дача с несколькими дворами рабочих и прислуги, с церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа и кладбищем. Чаще упоминается Новогиреево – возникший в начале 20-го века на южной части этой территории популярный и престижный дачный посёлок. Именно он, его улицы в 1960-х – 70-х гг. стали исторической и архитектурно-планировочной основой сегодняшнего района Новогиреево города Москва. Реальная история этих мест до недавнего времени практически не изучалась, что дало свободу для легенд и выдумок, появляющихся в печатных изданиях.

1.      
С гиреевскими легендами мы сталкиваемся сразу, как только заинтересуемся происхождением  названия усадьбы. Спросите об этом любого старожила района – без запинки и без сомнения вам расскажут, что во время набега на Москву крымский хан Гирей останавливался здесь своим лагерем, потому местность так и названа.
Такое объяснение всегда смущало: с какой стати местность назвали в честь врага-завоевателя? К Москве подходили армии Наполеона, Гитлера, но их имён нет на карте Подмосковья. Нет у нас такого обычая. Литературные данные о набегах крымчан от Магмет-Гирея в 1517 г. до Казы-Гирея в 1598 г. показывают, что никто из них не подходил к Москве с востока и не останавливался здесь. Оставалось предположить, что всё это придумки местных жителей.
Но оказалось, что не всё так просто. И тут мы должны познакомиться с двумя персонажами истории Гиреева самого начала XX в. – одним из  жителей дачного посёлка Новое Гиреево и одним из землевладельцев Гиреева этого же времени.
Владимир Челищев (Линденберг) – потомок старинного дворянского рода Челищевых-Красносельских. Когда его отец, Александр Челищев, развёлся со своей женой, мальчик рос  с мамой и отчимом – немецким фабрикантом Линденбергом в дачном посёлке Новогиреево.
Торлецкий Иван Александрович – хозяин Старого Гиреева. Он и его сын Александр Иванович - владелец Нового Гиреева – последние владельцы двух половин Гиреевской усадьбы.
Дед Ивана Александровича – купец 1-й гильдии, коммерции советник, владелец крупнейшего в Москве кирпичного завода, подрядчик на поставку лесоматериалов при строительстве Николаевской железной дороги, почётный гражданин. Приобрёл Гиреево где-то к 1852 г.
Отец Ивана Александровича – предприниматель, владелец трёх домов в Москве и другой недвижимости, потомственный почётный гражданин. Активная благотворительная деятельность. Со своей супругой – учредители или старшины нескольких детских приютов, члены благотворительных обществ. Почётный член русского императорского музыкального общества, один из директоров Московской консерватории в течение 15-ти лет.
Сам Иван полностью лишён предпринимательского таланта, но человек добродушный, отзывчивый, любитель хорошей компании и весёлого времяпровождения.
Так вот, юный Владимир Челищев в ноябре 1917 г. оказался в Москве на баррикадах, где вооружённые горожане пытались остановить въезжающие в город грузовики с солдатами, перешедшими на сторону большевиков. Был арестован красными и ждал расстрела. Случайно спасся и вместе с отчимом сумел уехать в Германию. Ему было 16 лет. Там и вышли несколько книжек его воспоминаний о жизни в Гирееве. Они стали бесценным материалом для краеведения [1]. Из этих воспоминаний мы и узнаём о гиреевской легенде, которую дядя Иван рассказал мальчику.
«Когда Москва находилась еще под татарским игом, в тринадцатом столетии, татарский хан Гирей выбрал это место для своей резиденции. Вообще-то он со своей слепой женой приехал в Москву собрать дань. Они остановились переночевать в шатре под дубом. Рано утром к нему явился московский патриарх  с челобитной уменьшить требования. Могущественный хан перебил князя церкви:
– Если твой Бог так могуществен, то… Он может сделать так, чтобы прозрела моя жена, – вскричал хан.
– Если на то будет Его воля, Он это сделает, мы можем только молиться! – и патриарх молился. И произошло чудо. Жена хана прозрела. Хан и его жена упали перед патриархом на колени и славили Бога и просили их окрестить. Рядом с местом, где произошло чудо, протекал маленький ручей. Хан, его жена и некоторые из его свиты были в воде этого ручья крещены. .. К нему восходил род Торлецких.
Те из татарской свиты, кто не захотел окреститься, остались, однако, верны хану и поселились вблизи…».
При всех вопросах к содержанию рассказа, возможных  неточностях его пересказа в мемуарах Челищева и даже возможного частичного авторского вымысла, мы видим, что легенда о хане Гирее, остановившемся здесь со своей ослепшей женой и своими приближёнными – не выдумка современных жителей местечка. Она существовала, по крайней мере, во времена Торлецких, то есть в конце XIX-начале ХХ в.

В 2012 г. на экраны Москвы вышел фильм режиссёра А. Прошкина «Орда». Главным персонажем является московский патриарх Алексий, которого вызывают в Орду для исцеления внезапно ослепшей жены хана. Очевидно, что в завязку сюжета положен исторический факт из жизни Алексия. Но при этом авторы фильма по-своему переиначили события жизни святителя Алексия, которые в существующем тексте «ЖИТИЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ» изложены следующим образом [2].
«В 1357 г. хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам этого человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлёшь его ко мне – я разорю огнём и мечом твою землю», - передал хан великому князю». Так Алексий оказался в Орде.
После долгой молитвы он окропил освящённой водой Тайдулу, и та тотчас прозрела. Хан и все окружающие изумились и восславили бога. Хан Джанибек с великим почётом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 г. Чудов монастырь…»
Вот, оказывается, с каких времён существовал рассказ о некоем хане, хотя и не крымском, и не Гирее, и вылеченной от слепоты его жене. Не было только никакого татарского военного лагеря под Москвой. Откуда же взялась эта составляющая современной гиреевской легенды?
В воспоминаниях Владимира Челищева мы находим подсказку к возможному ответу на этот вопрос: совсем рядом с новым дачным посёлком Александра Торлецкого было старое татарское поселение. В мемуарах Володя рассказывает, как случайно попал туда и что он там увидел.
Каково происхождение этого поселения – пока достоверно неизвестно. Можно предположить, что именно оно (или оно - часть другого, которое…) в прошлом носило название «Гиреево». Недаром в старых документах название вотчины писалось как «Губино, Гиреево тож» [4]. Обитатели подмосковного татарского поселения, видимо, казались авторам легенды потомками тех, кто приходил с Гиреем брать дань с Москвы.
Наличие в недалёком прошлом старинного татарского поселения любопытно сочетается с тем фактом, что и в наши дни в районе проживает много татар. В Измайловском парке они иногда устраивают свои праздничные гулянья, куда приезжают соплеменники из других районов. Думаю, для этого должна быть какая-то историческая подоплёка.
Многое проясняется при обращении к работе историка С.Б. Веселовского  «Ономастикон» [10]. Им найдены документы 1570 года, в которых некто Андрей и Юрий Гиреевы упоминаются в связи с селом Гиреево-Губино под Москвой. Вероятно, что изначально надел принадлежал Губину или Губе. В документах есть упоминания о людях с такой фамилией или кличкой [10], правда, без связи с нашим поселением. Но кто такие Гиреевы?

Имя Гирей имеет тюркское (татаро-башкирское) происхождение: гирей, кирей – «чёрный баран» [11]. Проникновение представителей тюркских народов в Московию не вызывает удивления: мы – соседи. Известно о четырёх булгарских князьях, пришедших к князю Владимиру и принявших божественное крещение ещё в 990 году. Кстати, Владимир закрепил мирный договор 985-986 гг. между Киевской Русью и волжской Булгарией своим браком со знатной булгаркой. Андрей Боголюбский также был женат на булгарской княжне. Булгарские купцы, строители, ремесленники жили во многих северорусских городах. Выход тюркоязычных феодалов к русским князьям увеличивается после победы князя московского Дмитрия Ивановича в 1380 г. над Мамаем. После этого к Дмитрию Донскому уходят весьма знатные ордынцы, тесно связанные с булгарами и казанцами, а также с предками татар-мишарей. Из этих выходцев начинает складываться особое служилое сословие, основа будущего российского дворянства [11].
Соседство московского государства, Булгарии и Казанского ханства всегда (как у всяких соседей) сопровождалось то мирными и торговыми отношениями, то военными конфликтами. Так было при Василии III Ивановиче и при его сыне Иване IV Васильевиче (Грозном), когда казанским ханством управляла династия Гиреев – от Сагиба I Гирея (правил 1521 – 1524 гг.) и Сафа Гирея до Утамыш Гирея (правил 1549 – 1551 гг.). И всегда в среде татар находились люди, недовольные верховной властью и переходящие (часто со своими ближайшими людьми) на сторону Московии. В Москве и других городах складывается тюркоязычное население со своими слободами и улицами. Татары становятся чиновниками, участвуют в военных походах московских князей. Отличившиеся получают земельные наделы. Так, например, в 150-тысячном войске Ивана IV, осаждавшего Казань в 1552 году, около трети были пришедшие с бывшим царём Шах-Али и князьями… темниковские, касимовские и казанские феодалы и их подчинённые [11]. Вероятно, таковыми и были Андрей и Юрий Васильевичи Гиреевы. Думается, их фамилия Гиреев как раз и указывает на то, что их предок (может быть отец – московский дворянин Василий Михайлович Гиреев, упоминаемый в документах 1526 года [10]) когда-то пришёл на службу к русскому царю как потомок или посланник некоего Гирея (гиреев человек) и присягнул ему. За службу Гиреевы и получили подмосковный надел с поселением Губино, которое приняло их соплеменников и по нашему обычаю получило название по имени новых владельцев.

Таким образом, гиреевская легенда – это произведение местного фольклора, фантазийный синтез сюжета из Жития святителя Алексия, народной исторической памяти о набегах крымских татар на Москву,  факта действительного (компактного) проживания татар в этой округе и принадлежности поселения дворянам Гиреевым, чья фамилия и дала название поселению.

 
2.
Читая воспоминания Челищева, мы отмечаем, что его персонаж Иван Торлецкий несколько раз намекает на восхождение рода Торлецких к Гирею и на многовековое присутствие этого рода в Гирееве. Что это - литературный приём, авторский вымысел мемуариста или Торлецкий действительно рассказывал мальчику такую легенду? Реальный Торлецкий не мог не знать, что до них владельцами усадьбы были разные люди.
Благодаря  документам фондов ЦИАМ и с использованием других источников нам удалось найти все имена и составить  полную повремённую схему смены владельцев Гиреева от середины XVIII в. до Октябрьской революции. А начинается известная нам история с Шереметевых.
Историки сообщают нам, что писцовая книга 1573 – 74 гг. фиксирует Губино («Гиреево тож») в вотчинном владении Фёдора Васильевича Шереметева – воеводы Ивана IV Васильевича [3]. Он передал этот кусочек земли племяннику Фёдору Ивановичу Шереметеву. Это человек очень интересной судьбы. Достаточно сказать, что после низложения Василия Шуйского он входил во временное боярское правительство – т. н. Семибоярщину. По окончании «Смутного времени» он в составе небольшого посольства поехал в Кострому, в Ипатьевский монастырь, звать Михаила Романова на московский престол. Кстати, ему принадлежали соседние Кусково и Вешняково. В Вешнякове он построил и в 1645 г. освятил очень интересную двухэтажную Воскресенскую церковь, которая до сих пор принимает москвичей.
Холмогоровы пишут, что после него, с 1624 г. сельцо Гиреево перешло семье покойного князя Андрея Ивановича Голицына [4]. Род Голицыных владел этой землёй примерно 150 лет. По документам известно, что где-то около 1704 г. очередной землевладелец Алексей Андреевич Голицын  делит Гиреево между двумя сыновьями – Иваном и Фёдором. Появились два господских двора, два скотных двора. Думается, тогда и появились понятия Старое  и Новое Гиреево. В исторической старой части князь Иван строит и в 1718 г. освящает церковь «Спасова Нерукотворённого Образа». Это была, по существу, семейная церковь Голицыных. Фёдор поставил свой дом южнее.
Кто-то из читателей мемуаров Челищева может усомниться: были ли здесь Шереметевы, Голицыны или род Торлецких действительно владел Гиреевым более 300-от лет, как об этом Иван Торлецкий рассказывал мальчику Челищеву? Для сомневающихся есть «каменный аргумент»: в наше время при ремонтно-восстановительных работах протоиерей отец Александр Дасаев раскапывал землю под церковью и обнаружил две каменные надгробные плиты. Сейчас они выставлены в церкви.
На одной из них написано:  «Князя Феодора Алексеевича Голицына дщери его: княжны Татианы Феодоровны, рождение ея в 1716 г. декабря в 26 день, а преставление ея в 1718 г. генваря во 2 день. Да сына его: князя Николая Феодоровича, рождение его в 1721 г. маия в 1 день, а преставление его в 1722 г. апреля в 7 день. И погребены телеса их против сей таблицы».
То есть, только что открытая церковь стала усыпальницей двух младенцев Голицыных. Печальный факт. Однако он показывает несостоятельность ещё одной легенды Гиреева.

Изучение архивных документов делает «трёхсотлетнее» пребывание Торлецких в Гирееве очевидной легендой. После Голицыных две половинки гиреевской усадьбы порознь продавались и покупались разными людьми. Среди них владельцем Старого Гиреева был Дмитрий Емельянович Столыпин. Эта фамилия вызывает известные ассоциации. Родственники ли они с министром Столыпиным? А помните фамилию бабушки М.Ю. Лермонтова, воспитавшей его? Наш Дмитрий Емельянович был братом прадедушки николаевского министра по отцовской линии и поэта Михаила Юрьевича по материнской линии.
Со Столыпиным связана ещё одна местная легенда. Сегодня наши жители любят отдыхать в Терлецком лесопарке. Так с искажением фамилии последних владельцев называется бывший парк Старого Гиреева. Украшением парка являются пруды, устроенные у старой Владимирской дороги. Эти пруды сегодня устойчиво называются Терлецкими и почему-то приписываются им. Буквально в ноябрьском  2019 г. выпуске окружной газеты «Восточный округ» напечатано: «Считается  (Кем? – Автор), что пруды выкопаны турками, пленёнными во время русско-турецкой войны».  Найденные документы показывают, что пруды устроены Столыпиным с использованием крестьян деревни Каменка [5]. Да и на официальных картах Московской губернии пруды появились до прихода сюда Торлецких.
Перед Торлецкими  владельцем Гиреева был граф Алексей Кириллович Разумовский – племянник неофициального мужа императрицы Елизаветы Петровны, наследник Перова, министр просвещения при Александре I, основатель Царскосельского лицея. Его любовница и жена – Марья Михайловна Соболевская, ставшая  Перовской. Их дети и внуки Перовские известны в истории России (при желании читателей о них можно рассказать подробнее).
Наконец, в 1852 г. (или чуть раньше) обе части Гиреева соединились во владении Торлецких. Самый молодой из наших Торлецких – подпоручик Александр Иванович – стал основателем престижного дачного посёлка Новогиреево. И тут мы подходим к потоку фактических неточностей, придумок, которые, переходя из публикации в публикацию, стали новыми легендами.

3.
Прежде всего – о той части усадьбы, где был заложен посёлок. Одна из публикаций в газете «Мой район Новогиреево» начиналась с того, что Александр Иванович Торлецкий «прикупил к родительским землям участки, находившиеся южнее нынешнего Федеративного проспекта и простиравшиеся до железной дороги» [6]. Другую версию в своих мемуарах пишет Юрий Алексеевич Бахрушин – сын Алексея Александровича Бахрушина, создателя театрального музея. Семья Бахрушиных несколько лет проводила лето в Гирееве. По воспоминаниям Ю.А. Бахрушина, «Старик Торлецкий выделил сыну часть своего имения, так называемое Новое Гиреево» [7]. Какой именно «старик» -  неизвестно. Центральная библиотека имени М.А. Шолохова ЦБС №1 ВАО повторила эту версию в сборнике статей об истории округа. По цепочке такие «легенды» попадают в другие публикации. Какова же реальная история?
В действительности эта территория – Новое Гиреево – всегда была частью гиреевского имения. Прикупать ничего не надо было. Елена Григорьевна Торлецкая уже давно передала своему сыну Ивану его северную часть – Старое Гиреево, а в своём завещании 1898 г. определила внуку Александру южную часть – Новое Гиреево [8]. Так что не «старик» выделил, а старуха. Тексты дарственных и завещания мы открыли в ЦИАМ.
Вот на этой южной части молодой поручик Александр Торлецкий развернул свой дачный бизнес. Лесную территорию он распланировал на взаимно перпендикулярные проспекты и кварталы участков, которые стал продавать для строительства домов. К делу он относился добросовестно, желая предоставить новосёлам больше «культурных удобств» (по его выражению). В центре было построено техническое здание с водонапорной башней. В нём размещалась насосная станция, поднимающая воду из скважины, и электрическая станция. Проспекты освещались электрическими лампами, прогрессивными для того времени. Несомненным достижением было устройство специально для посёлка платформы Новогиреево Нижегородской железной дороги. От платформы по центральным улицам была проведена конная железная дорога.
О посёлке можно рассказать много интересного, но оставим это до другого случая. А здесь только хочу поделиться своим удивлением. В 2008 г. издательство Главного архивного управления города Москвы выпустило работу Е.Н.Савиновой «Сельские усадьбы московских предпринимателей». Ваш покорный слуга с нетерпением искал в ней страничку о Гирееве: уж в издании Главархива должна быть достоверная информация! И вот читаю: «Торлецкие заблаговременно провели электричество, водопровод и канализацию. От Москвы в поселок Новогиреево ходил трамвай» (?!). Во-первых, почему Торлецких много? Посёлком занимался один Александр Иванович. Во-вторых, канализации не было у него даже в планах. И откуда взялись трамваи? Их никогда не было!
Наконец, - о самих Торлецких. Если вам попадётся какая-нибудь публикация о дачном Новогирееве, вы непременно прочтёте, что «он был генералом». Кто именно – отец Иван или сын Александр? Авторы обычно их не различают – генерал и всё тут. В путеводителе по Восточному административному округу пошли дальше. В заголовке одной из статей набрано крупными буквами: «Княжеское дачное хозяйство» (нынче ничего не стоит возвести в княжеское достоинство) [9]. На самом деле Торлецкие – купеческий род, скорее всего, из крестьян. Иван Александрович имел воинское звание хорунжий – младшее офицерское звание в казачьих войсках. Сын его, как мы уже говорили, был поручиком сапёрных войск. Князей тут не было. Для того и другого революция стала трагедией: отец умер от сердечного приступа во время экспроприации его дома, сын эмигрировал за рубеж.

Перовские и гиреевские легенды на этом не кончаются, но объём публикации ограничен. В заключении только скажу, что дом Ивана Торлецкого существует до сих пор, хотя находится в ужасном состоянии. Это несмотря на то, что А.Бугров, автор единственной серьёзной публикации о Гирееве, объявил его исчезнувшим ещё в 1930-е гг. [3]. И это перепечатывается другими изданиями [9].

Продолжение может последовать.


Использованные источники
1. Линденберг В. Марионетка в руке Божьей. Мюнхен, издат. Ernst Reinhard.
2. Сайты: akafist.ru;  zaozernaya.ru.
3. Восточный округ Москвы: историко-культурное наследие. Сост. А.В. Бугров. М., 1999, с. 274, 279.
4. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI – XVIII столетий. Выпуск шестой. М.. 1888. С. 111
5. Историко-культурные исследования объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Торлецких XVIII-XIX вв. ». Выполнено «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. М., 2010.
6. «Мой район Новогиреево» газета от октября 2005 г.
7. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994, с.238
8. ЦИАМ, Ф. 142, оп. 10, д. 1258. Московский окружной суд по делу Торлецкого А.И.
9. Восточная дюжина. Путеводитель. М., 2010, с.135, 172. 
10. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974.
11. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань, 1992.
12. Горский Е.Ф. Гиреево-Новогиреево: судьбы людей, история района. М., 2014.