Дневник писателя. О труде и безделии

Полина Ребенина
Что же стало с трудолюбивым, православным русским народом?
При советской власти был железный принцип- кто не работает- тот не ест. Его провозгласил еще Ленин в 1917 году и назвал его «заповедью социализма». В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятий) и их судили. Жертвами законов о тунеядстве в начале шестидесятых годов ХХ века стали, например, поэт Иосиф Бродский и историк и публицист Андрей Амальрик, отбывавшие ссылки по приговору суда.

В 1991 году этот закон отменили, и все изменилось. Теперь все хотят есть от пуза, а работать при этом не желают. При социализме все работали и жили в бедности, и зарплата рабочего от зарплаты профессора не намного отличалась. Жили в коммуналках, в бараках или кому сильно повезло, то в отдельных маленьких квартирках. И машин почти ни у кого не было. При Брежневе стали давать участки, как правило далеко за городом. Ездили туда на электричках, лес валили, строили из него хибары, грядки раскапывали, деревья сажали. Тунеядцев тогда мало было, а теперь их видимо-невидимо развелось.

Многие нынешние критики и крикуны не помнят или не желают знать, какая жизнь была при социализме. Легче кричать, как все теперь плохо, а как раньше было хорошо. А ведь кому-то это нужно, и это недовольство, и привычка к безделью, и зависимость от компьютеров и высказываемых там мыслей. Нужно, чтобы вывести молодых на улицу, а зачем они выходят, и сами толком не знают. Идут за обещанные им подачки, не зная, куда еще выплеснуть свою скуку и неудовлетворенность. А почему бы опять к социализму не вернуться, к тому социализму, который их отцы и матери 30 лет назад успешно развалили. Не хотят вспоминать, как их родители в начале 90-х бежали и дружно сдавали свои партийные билеты. Так и будем мы метаться из стороны в сторону, попутно набивая себе шишки и, что самое страшное, разваливая страну. А ведь ее возможно уже будет не восстановить, не найдется у нас второго В. Путина.

Есть у меня знакомый предприниматель, который в нашем маленьком городке рабочих найти не может, хотя половина жителей не работает. Беда, говорит, днем с огнем никого не найдешь- все или пьяницы или бездельники. Посмотрите, какая у нас буря возмущения поднялась, когда пенсионный возраст увеличили до 65 лет у мужчин, и до 60 у женщин. И ведь тоже не сразу, а постепенно- по полгода увеличивают. А в Швеции работают все до 67 лет и довольны, так как знают, что на пенсию прожить трудно, а тут есть возможность дольше получать зарплату. Разве плохо? А в шведских газетах пишут, что скоро пенсию платить будут с 75 лет, значит еще дольше работать можно. Разве плохо? Народ в Швеции терпеливый и трудолюбивый, ценят больше всего мир и стабильность. Живут уже 300 лет без войн, революций и перестроек, и навели в стране красоту, чистоту, живи и радуйся. Но при этом работают много и до старости и несчастными себя не считают. Ведь, счастье- в созидании, в труде, в творчестве, а не в том, чтобы выиграть миллион рублей в лотерею.