Структура произведения от Блейка Снайдера

Соня Ляцкая
Blake Snyder’s Beat Sheet

Есть такая книжка, написанная много лет назад голливудским сценаристом Блэйком Снайдером, “Спаси кошку. Единственная книга по написанию сценариев, которая тебе когда-либо понадобится” “Save The Cat! The Last Book on Screenwriting You'll Ever Need” by Blake Snyder

И хотя она написана для сценаристов, но в ней есть очень чёткие и красивые формулировки, скорее даже формулы, и упражнения, которые легки для выполнения и для понимания. Формулы, которые помогут молодым авторам понять и создать структуру произведения. Причём эти правила работают не только для сценария, но и просто для повести, рассказа, или любого другого сюжета.

Этим правилам вовсе не надо следовать до буквы. Каждый волен создавать свою структуру, но иметь подсказку, или хотя бы отправную точку, всё же бывает полезно. Тем более, что эта структура уже показала себя с лучшей стороны во многих известных фильмах.

Для начала небольшое отступление — почему книга называется "спасти кошку"? Потому что с самого начала автор нам даёт хорошую подсказку для создания характера главного героя. Дайте зрителям (а в нашем случае читателям) сразу какой-то эпизод, чтобы герой им понравился. Например, говорит автор, если бы вместо того, чтобы тратить тысячи долларов на компьютерную графику и латексный костюм Лары Крофт, авторы бы потратили несколько долларов на создание хоть одного эпизода, где эта Лара вызвала симпатию зрителя, фильм бы выиграл многократно. И далее автор приводит примеры фильмов, где с самого начала авторы показывают героя с такой стороны, чтобы зрителю он понравился — и тогда зритель будет с бОльшим удовольствием ассоциировать себя с ним и следить за героем и его приключениями.

Блейк Снайдер даёт эту структуру далеко не в самой первой главе. Он даёт перед этим другие интересные упражнения, которые помогут авторам лучше продумать своё произведение; и я приведу их в следующих выпусках. Тем не менее, я решила, что взять сразу быка за рога было бы полезно.

Итак: структура Блейка Снайдера, известного голливудского сценариста. Структура фильма, которая вполне подходит и для повести или даже романа. Количество страниц на каждую часть даётся по отношению к сценарию, в котором обычно 110 страниц. Каждая страница сформатирована так, что она занимает ровно минуту экранного времени. Эта структура позволяет одновременно 1) дать достаточно информации, 2) сделать фильм или историю динамичной и нескучной. В истории другого размера просто можно пересчитать на новый объем.

Можно ли нарушать эту структуру? Да, конечно. Но лучше её знать. Итак:

THE BLAKE SNYDER BEAT SHEET

1. Открывающее изображение: визуальное представление борьбы и настроения истории, скриншот главной проблемы, главного места действия. Главная заявка фильма. Главное настроение. Например, открывающее изображение фильма Матрица - экран с курсором.

2. Главная тема или A-story (страницы 1–5) —представляет главного героя, его окружение, обстановку. Его мир. Успевает представить и его проблемы, и чего недостаёт в его жизни.

3. Set-up. Это продолжение главной темы (до 10-й страницы). Часто герои не идеальны. И они не обязаны таковыми быть. Мир не состоит из идеальных людей. Недостатки делают героев ближе к зрителю / читателю. И если жизнь предъявляет к герою какие-то претензии, то это должно произойти именно в первые несколько минут фильма или на первой десятой части книги. Вспомните, например, фильм День сурка, самовлюблённого телеведущего, обстановку телестудии, погодные новости и всё такое. Все герои представлены, все отношения между ними показаны в первые минуты. Весь мир как на ладошке. Это и есть сетап: скриншот, декорация, на которой будет разворачиваться сюжет, начальный фон действия.

4. Катализатор (страница 12). Момент, где жизнь изменяется. Что-то случается, после чего жизнь не может уже катиться по старому руслу. Кто-то получает телеграмму о смерти близкого человека, кто-то теряет работу, кто-то влюбляется, а кто-то теряет дом, кто-то узнаёт об измене супруга… Жизнь даёт трещину или наоборот — но в любом случае выбрасывает героя из привычного фона и требует активности. Мир меняется, и всё активизируется. Начинается движение.

5. Дебаты (страницы 12—25). Размышления. Выбор. Любое изменение—штука страшноватая, потому герой не хочет этих изменений. Не хочет идти в путешествие или куда там его хочет занести судьба. Он мечется и пытается сохранить остатки своего мира. Он даже может струсить, но всё же отправится в путь. И отправится сам, так как скучно наблюдать за героем, которого жизнь треплет как тряпку. Пусть всё же герой будет у руля своей жизни. Короче—это пункт выбора между красной и синей пилюлей в Матрице. (Это краткий и не очень точный пересказ дебатного пункта у Снайдера, и я его больше всего не люблю. Слишком часто замечаю именно эту мульку в голливудских поделках, и она меня всегда раздражает. Но всё же привожу, ибо выбор за автором — следовать или не следовать).

6. Перелом фильма, часть вторая (25—30). Новые условия, новая обстановка. Путешествие начинается. Старый мир покинут, новый мир заявлен, и он сильно отличается от мира старого. Как бы мир-наоборот, мир антиподов. Часто его называют “любовная история”, так как в этой части очень удобно начать для героя новые отношения, ввести совершенно новый тип персонажа, и т.п.

7. В-story (30) к тридцатой странице тема второй части (истории Б) должна быть заявлена и нарисована.

8. Fun and Games (30—55). Игры и развлечения. Это может и не быть забавной частью, но автор решил её назвать таким образом, чтобы показать, что это глава активных действий, поисков артефактов, нахождения улик, новых указателей на сокровища, разной стрельбы и путешествий. Когда главный персонаж исследует новый мир, а зрители и читатели с энтузиазмом ловят каждое движение.

9. Midpoint (55) или средняя точка. Ровно середина истории. Завершение какого-то важного этапа. Но — это лишь промежуточный этап. Если герой достиг какой-то победы, то это ложная победа, о чём он вскоре узнает. Если он лежит побитый в канаве, то это не последнее поражение. Он стиснет зубы и пойдет снова в бой. Часто в этой точке пересекаются истории А и Б. В любом случае это точка перезагрузки и переосмысления.

10. Bad Guys Close In (55—65). Плохие парни выходят на след. Они всё ближе и ближе. Это активная и напряжённая часть истории. Вспомните погоню из Индианы Джонса.

11. All is Lost (75) — Всё потеряно! Герой поднимая руки выходит к плохим парням, всякие артефакты у него изымают, отбирают оружие… Часто эта точка произведения является негативом средней точки (пункт 9). Если там герой достиг какой-то кажущейся победы, то в пункте 11 его будет ждать поражение. Если там было поражение, то теперь вдруг его встречает победа, которая вдруг по разным причинам не имеет для него более никакого значения. И начальная цель вдруг оказывается от героя ещё дальше, чем была прежде. У него, например, есть теперь куча денег, но от него уходит его любовь...

12. Dark Night of the Soul (75—85). Темная ночь души. Наш герой ударил дно. Он ощущает полное поражение и опустошение. Надежды больше нет. Тот момент, когда он воззовёт, “Отче, почему Ты меня оставил?” Очень часто в этом эпизоде фильма кто-то близкий герою умирает. Как, например, мастер Йода. И тем не менее, герою надо встать и начать новый путь.

13. Часть 3 (85). Новая идея, новое вдохновение, последний совет, последнее откровение истории Б — и Индиана Джонс прыгает в пустоту, и его ноги встречают твёрдый камень…

14. Finale (85—110). Все ружья, заявленные по ходу истории, стреляют, все намёки срабатывают, артефакты обнаруживаются, пещеры открываются. Злодеи наказаны, а любовь торжествует. Цель, заявленная в начале истории, должна быть достигнута, а герой, изменившись в лучшую сторону по ходу этой истории, обретает смысл жизни и что-то там ещё, что он не очень-то собирался обрести в начале, но к чему пришёл по ходу истории.

15. Финальная картинка — очень часто это как бы зеркальное отражение открывающей картинки, но понятно с введёнными по ходу изменениями, чтобы было видно развитие и свершение того, что было заявлено вначале. День сурка закончился, наконец перед героем новая картина…

Конец фильма.

Вот собственно и вся структура. Не ко всем историям она подойдёт, но по крайней мере было интересно наблюдать некоторые моменты в известных фильмах.