Батраки

Евгений Жироухов
Батраки
(рассказ)


.



Нервный мужик с фирменной надписью сзади на куртке вошёл в уличное кафе, сел за столик и распорядился подошедшему официанту:

- Бутылку водки и пирожок.

- А с чем пирожок? - вежливо осведомился официант.

- С картошкой, не с макаронами же. Садись тоже за компанию. Меня
 Олег зовут, а тебя, вижу по твоей этикетки, Анатолием тут кличут.
 Понимаешь, хочется с кем-нибудь выпить, поговорить за жизнь батрачью, - с глубоким вздохом произнёс тот мужик.

Официант, чуть полуобернувшись назад, посмотрел в сторону барной стойки, потом махнул ладонью и всё же присел за  столик,  видимо заинтересовавшим началом произнесённого спича.

   Бледнолицый, рыжеватый парень лет тридцати в матерчатой маске в модном в то время тренде сидел слегка полубоком, скрывая от собеседника на правой щеке под маской багровое, как шрам, пятно.

- Ну, давай и себе стакан, - сказал Олег. – и выпьем за жизнь нашу солидарно. Надоедает, понимаешь, вертеться беспрестанно в суете.

  От барной стойки в это время Анатолия окликнул ещё один похожий на официанта, в розовой рубашке, с чёрной пижонистой бабочкой на ней:

- Толя, ты что порядка не знаешь, почему обслуживаешь клиента без маски?

  Анатолий выразил лицом полное раздражение, даже передёрнул плечом, затем сходил в зал и принёс ещё один стакан.


- Вот они где уже со своими указаниями, - он схватил себя двумя пальцами за горло и покрутил головой, точно придушенный в кулаке воробей. – Давай выпьем и вправду. Пошли они все на хрен!- потом добавил: А пошли лучше во дворике посидим.

  Олег кинул, сграбастал в пятерню раскупоренную поллитру, другой рукой взял пирожок и стаканы. Уселись во дворе за кафе, за пирамидой из ящиков для стеклотары и на таких же ящиках вместо стульев.

- Ты, значит, тоже в батраках, лакеях ходишь? – грустно спросил Анатолий Олега.
- Да, - подтвердил Олег. – Под влиянием жизненных обстоятельств, а скорее по собственному психу устроился недавно в курьеры. А куда ещё податься свободному внутренне человеку? Только туда, где вакансии имеются. И так-то в общем неплохо: доставил заказ и свободен некоторое время. Выдали мне по контракту хороший велосипед, на амортизаторах, на широких колёсах, тысяч тридцать, наверно, стоит. Ну, конечно, расписался за него в контракте, а также за три миллиона залоговой суммы. Ох, чувствую, что разведут меня как лоха в этой должности курьера, что потом на всю жизнь в долгах останешься перед хозяином, - Олег захихикал в нарочито истеричном смехе.- А что делать, если нужно хоть какие деньги зарабатывать…Давай, Толя,  разливай что ли.

- А у тебя семья есть? – поинтересовался Анатолий, разливая в два стакана ровно по «полтинничку».

- Нет семьи, одинок, что и слава богу в это сволочное время.

- Это да, согласился официант Анатолий, выпив и закуривая
 сигарету, - А у меня жена и ребёнок.

- Я так думаю,  -заметил рассудительно Олег, что надо выждать некоторое время. Не может быть, чтобы развитие страны долго шло вопреки законам общей гармонии миропорядка и справедливости в обществе. Это мы все понимаем на уровне инстинкта, какой-то там космической интуиции даже. Должен быть верный выход из сложившейся сволочной ситуации.

- Это как? – переспросил Анатолий.
 
В это время во дворик прикофейный заглянула из-за угла физиономия того официанта в розовой рубашке и чёрной бабочкой на ней. И та физиономия со сквалыжными интонациями в голосе воскликнула:

- Толя, ты что себе позволяешь?! Твоё время рабочее ещё не закончилось! Предупреждаю, что я вынужден буду сообщить хозяину!

- Не ори! – также громко отозвался Анатолий. – Ты же знаешь, что отработаю. Дай с человеком переговорить пять минут!

- И не курите тут!, -  ещё крикнул тот, с бабочкой, из-за угла. – Тут пожароопасно.  И я вынужден буду сообщить в  компетентные органы. Это моя прямая обязанность!

- И до чего же отвратная харя, - выразил своё мнение Олег, когда та харя скрылась за углом здания.

 - Это точно, - подтвердил Анатолий, - Менеджер по персоналу у нас. Гумозная личность и первый сексот хозяину. – А куда деваться. Удел наш такой, у батраков… А что ты начал говорить про космическую гармонию? Это нам поможет когда-нибудь?

 - Когда-нибудь точно поможет, - хмыкнул Олег и добавил: - Чтобы не быть батраком у хозяина, - и он ткнул большим пальцем себе за спину, на фирменную надпись на куртке, - Нужно самому стать хозяином, найти свой креатив в жизни, уметь делать то, что другие не умеют, или так как у других не получается. Такой был всегда путь в цивилизацию, со времён каменного века и времён рабов древних. Надо найти свой креатив! Ну, давай ладно разливай ещё по чуть-чуть…

   Анатолий слушал своего собеседника-собутыльника как старшего товарища, вникал в его слова на полном серьёзе, словно слушал речь более мудрого человека. Аккуратно разлил по стаканам остатки водки, ровно в дозу по «полтинничку». Пирожок с картошкой давно уже превратился в кучку крошек на газетке, и Анатолий, изображая почтение перед своим собеседником, показал жестом, мол, он сейчас быстро и мигом сбегал в кафешку и принёс блюдце с горчицей и нарезанными ломтиками хлеба.

 - Это у нас сейчас подаётся бесплатно, - пояснил он, - как средство от той заразы, пандемии.Намешали туда с горчицей аджику, лимонный сок, тёртый чеснок - так наш губернатор советовал как средство от той модной ныне заразы. Наш хозяин это блюдо даже в меню вставил с названием "вакцина" и с ценой "бесплатно". Но потом кто-то отсоветовал это, и он просто всем посетителям даёт её бесплатно.

 - Сойдёт, - попробовав закуску,  согласился Олег.

- Так что нам ждать, а? – спросил Анатолий, точно страждующий истины человек. – Нам, батракам? Когда власть сменится, или чего? Где его взять, этот чёртов креатив ,его купить можно?

- О-о, значительно заявил Олег, - если сам себе не поможешь, то никто тебе не поможет
А креатив – это как талант, его купить нельзя. Люди с креативом изобрели паровоз и новую модель дамской шапочки и стали сами себе хозяином  Уметь надо что-нибудь придумать, что ещё до тебя не придумано.

- Ну-у-у, - протянул долгое «У»   Анатолий. - это сложно…


   В момент этого разговора в дворике возникли внезапно двое полицейских в фуражках нового образца, напоминающих ковшики сделанные из фанеры и национальным триколом по тулье тех ковшиков, а за спинами полицейских маячил тот менеджер с галстуком-бабочкой на розовой рубашке.

- Кто такие? Почему тут сидим? Почему не подчиняетесь указаниям администрации? Документы предъявите. Регистрация по месту жительства имеется? – задал сразу кучу вопросов один из полицейских.


- Вот видишь, приятель, - хихикнул по-пьяному Олег, - эти ребята нашли свой креатив, но всё равно – батраки в своём деле.

     Полицейский подошёл ближе к Анатолию, потребовал строго:

- Ваши документы.

- Какие документы, я тут работаю. И менеджер за спинами полицейских подтвердил, что этот нарушитель местный работник.
  Олег же, хмыкнув, вытащил не  спеша из внутреннего кармана красную корочку и показал её в развёрнутом виде полицейскому.

- Понятно, - с кивком сказал тот и добавил: - но всё равно нехорошо, указаниям администрации следует подчиняться.

- Постараюсь в дальнейшем подчиняться, - с ухмылочкой произнёс в ответ Олег.

- А что ты им за корочку предъявил? – спросил Анатолий, когда полицейские удовлетворённо удалились.

-  Удостоверение федерального судьи, - равнодушно ответил Олег. И там когда-то работал, но потом плюнул: всё равно тот же уровень батрака и выполняешь указание некого абстрактного хозяина, - Олег ухмыльнулся как-то горько и со вздохом, - А до этого работал в прокуратуре… А, тоже работа батраком, исполняешь разные циркуляры и указания вышестоящих руководителей – вот и вся служба в том ведомстве. Тоже, в некотором роде, работа батраком покорным…Главное – быть дисциплинированным…
Ну, и потом в очередной раз плюнул на карьеру и рванул на свободные, так сказать, хлеба.
 
  Он сидел с отрешённым видом, будто о чём-то задумавшись, напоминая узким лбом с низкой линией головной растительности , широкой переносицей усталого льва, прилёгшего отдохнуть где-нибудь в зарослях саванны.

Надо же! – удивился Анатолий, - и ушёл теперь в курьеры? - Удивительно! А я по образованию инженер-металлург, - добавил Анатолий тоже с грустью в голосе, - Но случилась у нас на домне авария. Сорвало консоль с верхней отметки на домне и во время выпуска металла. Пострадали люди, и я сам тоже. Вот, - он показал на свою правую щеку,- прожгло кожу насквозь, так что зубы были видны наружу. Меня как начальника смены признали виноватым и коленом под зад с завода. Хорошо, что жена не бросила такого уродца, терпит мужа-кормильца, хоть и официанта теперь. Ох-хо-хо.., - тяжко вздохнул Анатолий.

- Да, я сам ушёл с той должности,- твёрдым голосом сказал Олег. – А толчком послужило одно дело по убийству. Сидел, готовился к заседанию, читал то дело. А там трое парней убили водителя такси, тоже молодого парня. Они его решили убить, потому что у них не было денег расплатиться за проезд, и они по молчаливому согласию, не сговариваясь предварительно его убивали. Долго убивали. Сначала нанесли удар по голове шофёрской монтировкой, потом били ногами, затем разными булыжниками, кирпичами, которые подобрали на этом месте. Все те предметы были приобщены в качестве вещественных доказательств и даже обломки зонтика, которым они в последнюю очередь добивали ещё живого водителя. Читая протокол описания телесных повреждений, волосы дыбом становились. А в оправдание своего преступления у них было одно: денег не было, чтобы расплатиться за проезд. Ужасная действительность жизни сволочной. Почему у них от недостатка денег раскрылась такая звериная жестокость – вот вопрос, ошеломивший меня!

      Олег поднял с земли какую-то штучку, которую долго рассматривал перед этим. Это была обычная металлическая пробка от пивной бутылки.

- Вот же! – человек придумал эту фиговину и на всю жизнь стал хозяином своего дела. А тот, кто телефон придумал или радио, или застёжку-липучку, да и многое другое из всякой чепухи в нашей жизни, за которое деньги платят. Завидую таким изобретателям. Смогли стать хозяевами, а не батраками… Почему без денег человек звереет? Неужели презренные бумажки и есть самое главное, чтобы оставаться человеком. М-да, вопрос…



- Не каждому дано, что ж тут поделаешь, - опять вздохнул Анатолий и чуть погодя добавил: - может, ещё одну бутылочку возьмём? А то что-то взгрустнулось очень. У меня, один чорт, половина выпитого через дырку в щеке наружу проливается. Возьмём, а?-Он снял маску и ею вытер мокрый подбородок, заметив при этом: Заодно и дезинфекция от той заразы, так сам наш губернатор рекомендовал.

     Олег отказался от продолжения, объяснив, что ему ещё надо колесить на велосипеде по заказам.

- Вот буду рулить и, может быть, что-нибудь придумаю своё на этом курьерском промысле. Безысходность жизни иногда стимулирует творческий процесс. 

- Давай, приятель, до встречи. Желаю тебе от души удачи и креатива когда-нибудь в твоей жизни! Он, креатив, должен быть у каждого, чтобы не быть батраком!

 И они распрощались.