Масквашь. И санскритский журавль-балака

Светлана Каплун
    Сторонники версии о балтийском происхождении Москвы сделали оригинальный ход: корень, говорят, в этом слове балтийский, а огласовка славянская! И вообще, в современных названиях рек очень часто встречаются славянские и финно-угорские огласовки балтийских гидронимов!

    Вот вам примеры таких балтийских рек. Руза – приток Москвы. Происхождение названия можно связать с балтским rausti, rausia, rausе со значением «разрывать, распарывать». Таруса (Торуса), левый приток Оки. Можно предположить, что мы имеем дело со славянской огласовкой глагола tarsуti, tarso, tarsе «разрывать, спутывать, раскапывать, трепать, поглощать». Реки с корнем тар-/tar- можно встретить в Поднепровье и в литовской земле. Болва – река в Калужской и Брянской областях, левый приток Десны. Основой для названия реки стал baluoti «стоять в разливе, простираться», также можно вспомнить базовый глагол balti «бледнеть, угасать». Вая – приток Устьи. Этимология гидронима связана с балтским глаголом vуti, vеja «двигаться, виться». Реки Vaja, Vej, Vija и однокоренные встречаются в балтийском. Сюда же можно отнести и реку Воя – левый приток Вятки. Плава (Плова). Происхождение гидронима можно связать с глаголом plauti, plauju (с деривативом plavеti) «омывать, бродить, плыть» и т. д., имеющим широкое распространение в литовской гидронимии. Протва – приток Оки. Опираясь на присутствие в тех местах летописной голяди, В. Н. Топоров предлагает балтскую версию в виде *Pratuva , хотя не определяет значения выделенных компонентов. В то же время, в балтийской гидронимии достаточно часто встречаются названия с префиксом pra- – Pragulba, Prapuntas и другие. Аналогичную словообразовательную модель можно проследить и в названии Протва – при первом элементе pra- / par- в основе лежит глагол tvoti, tvоja: pratvoti «прорубать, пробивать, прорывать, слабеть». РАнова – правый приток реки Прони, протекает в Липецкой и Рязанской областях. Происхождение названия связывают с древним славянским антропонимом Ран или Рано. Однако в данном случае мы имеем дело с дославянским гидронимом, этимология которого может восходить к форме архаичного глагола renеti, reni «создавать, прорубать борозду, желоб» – *renuoti. В Литве протекает река Rеnelis. Однокоренной гидроним Ярань, приток Пижмы.

    По поводу Плавы… Так и в польском языке «плыв» – это «поток». А поляки – не балты. Они ближайшие родичи русским.

    Ну и, наконец, Москва.  Приток Оки. На сегодняшний день приоритетной остаётся этимология, предложенная В. Н. Топоровым. Исследователь проделал большой анализ и пришёл к выводу о балтской корневой составляющей mask- / mazg- / mast- / mak-, которые находят семантические параллели в славянской языковой среде. Однако само значение гидронима и понимание гидронимической системы остались до конца не выясненными. Тем не менее, можно сказать, что в основе названия лежит глагол mazguoti, повторяющий mazgyti. Здесь сталкиваемся с двоякостью индоевропейского корня mezg-, значение которого определяется 1) нырять, погружать, скрывать и 2) вязать, переплетать.

    Как я понимаю,  В. Н. Топоров считает, что Москву так назвали балты. Очевидно потому, что помимо Москвы с Рузой притоками Оки являются так же вероятно балтского происхождения Таруса, Нара, Жиздра и Протва. Но вот я вспоминаю изначально диалектальное слово мызгать – "таскать, марать, грязнить". Среди родственных слов которому, можно назвать словенское существительное mosga – "грязь". А ещё «промозглый», которое произошло от глагола мозгнуть, представляющего собой образование от еще сохранившегося в диалектах мзга – "мокрый снег с дождем". Или слово «мезга» от праслав. * mеzgа (родственно ср.-в.-н. meisch "небродивший солод, брага"). Добавим сюда сербохорв. мИжати "мочиться", авест. maеzaiti "мочится, удобряет", арм. мизем "мочусь". Или вот слово «мошка»… Это чтобы было очевидно, что корень «моск» чисто балтским считать нельзя. А по поводу «вязать, переплетать», так вот: мизгирь.

    На сегодняшний день есть только одна версия происхождения слова мизгирь. Оно появилось, по-видимому, еще в праславянском языке, но уже тогда было диалектным, ограниченно распространенным. Об этом говорит то, что в южно- и западнославянских языках этимологических соответствий ему не найдено. А вот в балтийских языках обнаружены слова, скорее всего, имеющие родственные связи с восточнославянским мизгирь: это литовские mezgu, megsti ‘вязать, завязывать’ и mаzgas ‘узел’, латышское mazgs ‘узел’. Вероятно, к числу родственных по происхождению следует отнести и древневерхненемецкое mаsca ‘петля’. Вот по поводу паука я допускаю, что могло быть и заимствование. Хотя, если взять тот же мозг (праславянское происхождение): "грязевый" он или "петельчатый"?

    С "мозгом" у прибалтов интересная картина. Праславянское мозг*нъ родственно авестийскому mazga- и др.-прусск. muzgeno «костный мозг». Современные прибалты: лит. smаgenys «мозг», smegenys «мозг, костный мозг», латышск. smadzenes «мозг» (s- в этих формах, возм., происходит от лит. smаkrеs «мозг»). Перестановка  звуков в слове обычно случается при заимствованиях. В русском языке основа "моск" наиболее устойчива.

    А всё это было сказано к тому, что балтское происхождение Москвы совсем неочевидно. Тем более, что Ока, в которую река Москва впадает и вовсе близка латинской «акве»! Как впрочем, и нереиды известны по грекам, а не от балтов… По мнению М. Фасмера, название Ока родственно готск., др.-в.-нем. aha, ср.-в.-нем. ahe «вода, река», лат. aqua «вода». Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима — связь с лит. akas «полынья», латыш. aka «колодец». Гипотеза В. Н. Топорова о происхождении гидронима Ока из балтийских языков основывается на сопоставлении названия Ока с рядом литовских названий озёр и латышских микрогидронимов, образованных из лит. akis, латыш. acis — «1) незамерзающее место в реке, озере, болоте; 2) прорубь; 3) небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; 4) бьющий из глубины ключ; 5) глаз». Сейчас я бы опять предложила вспомнить, как появились балты (ведь индоевропейские гаплогруппы есть, и угорские тоже, а чисто балтской, извините, нет).

    В завершение этой части расскажу-ка я вам про догонов, которые в Африке. Балты там точно ничего не называли. Ареал балтийских гидронимов простирается от Вислы на западе до Москвы на востоке и от Балтийского моря на севере до Киева на юге. Сокращение территории, населённой балтами, произошло в результате миграций готов незадолго до начала н. э., расселения славян в V веке н. э. во время Великого переселения народов, а также в ходе колонизации, производимой Тевтонским орденом (начиная с 1225 года н. э.).

    Так вот. Есть у догонов ежегодный праздник «Дес Масквес». Говорят, это не в честь Москвы. Этот пятидневный праздник проводится в апреле, на пике сухой жаркой погоды и по сути своей служит для того, чтобы догоны не забывали о тех обрядах, которые они должны проводить в свой главный праздник – «Праздник Сиги», отмечаемый раз в 50 лет. Как далее повествует неизвестный мне автор, помогают им в этом маски. Главная из них – 2-х метровая стилизованная фигура мифической птицы Балако с распростёртыми в виде своеобразной свастики крыльями и лапами! Оказывается, каждая новая такая маска изготавливается только в канун очередного праздника «Сиги». Масок было 14, а вернее ниш с ними, т.к. многие «Канаги» представляли из себя лишь горсть пыли. А значит и праздников состоялось столько же. Выходит, правда, что эта церемония проводится догонами уже 700 лет!

    Но далее путешественник оказывается в другом месте. «…При дневном свете никто и никогда не сможет отыскать вход в это пещерное Святилище, потому что открывается он только в час «Сумеречной зоны». Но и в это время пройти к нему можно лишь, ступая по собственной тени от Сириуса. Мы шли спиной к холодной звезде, указывающей нашей тенью дорогу к пещере, и знали, что слева и справа наши тела поджидают смертельные объятья зловещего духа - Йуругу… В первой пещере храмового комплекса хранились в нишах знакомые уже маски «Канага». Но представьте моё удивление! Таких масок было не 14, как в деревенском святилище догонов, а 29! Это означало, что здесь церемония «Сиги» проводится уже не 700, как у догонов, а 1450 лет!!! И тогда «Он» стал рассказывать…»

    Если вычесть 1450 лет, то это, грубо говоря, 5-й век. Это время, когда существовало Королевство вандалов и аланов (439—534 годы) — германское королевство в V—VI веках в Северной Африке на территории современных Туниса, Алжира, Ливии, островов Сардиния и Корсика. А готы, вандалы и аланы – это всё-таки не балты. И мне очень интересно, почему ежегодная репетиция праздника предков оказалась как-то связана с дес масквес? Повторюсь, балты тут получаются не при чём! А то, что корень маск- связан с влагой подтверждает такой простой факт. Да, возможно, апрель в Африке – пик сухой жаркой погоды. И тогда проводят Дес Масквес. А как же иначе?

    Простите мою примитивную логику, но в сырую погоду дождь никто и не вызывает!