НАСТАВНИК,ДРУГ,ВТОРАЯ МАМА-так назвала меня выпускница школы "Юнкор"2006-го года Маша Катюшина. Вот её рассказ,опубликованный в журнале "Суворов" 8-14 октября 2010 года.
2010 год для меня последний в обучении на факультете журналистики,связей с общественностью и международных отношений Московского гуманитарно-экономического института в Калуге. И все пять студенческих лет я непрерывно общаюсь с моим любимым и особенным педагогом по курсу журналистики-Верой Владимировной Дейниченко. Она-то как раз и привела меня в эту профессию. Сейчас душа просит рассказать об этой женщине,педагоге,друге и хорошем человеке.
Стихи я начала писать в двенадцать лет,хотя стихами их было назвать довольно трудно. Несколько раз выступала со своими"произведениями" во второй школе города Суворова,на всевозможных городских праздниках и конкурсах.
Ольга Викторовна Батманова-учитель географии,заметив во мне творческие задатки,посоветовала записаться к Вере Владимировне-руководителю пресс-центра "Юнкор"Суворовского центра творческого развития и гуманитарного образования.
Первый наш разговор с Верой Владимировной оказался лёгким и ознакомительным: я принесла все свои стихи и сразу же попросила её честно ответить,есть ли у меня творческая жилка или мне не стоит вообще браться за "писанину".
Честно говоря,ждала краткого и худшего ответа.Но Вера Владимировна на следующее же занятие принесла все мои стихи обратно и там всё было исправлено чёрной ручкой.Села со мной рядом,взглянула своими огромными и добрыми глазами и произнесла: "Боженька тебя в лобик поцеловал. Давай с тобой разберём ошибки и посмотрим,как будет звучать лучше".
Я от такого комплимента оторопела,кивнула головой и погрузилась в долгую и поучительную речь Веры Владимировны.
Все три года обучения в "Юнкоре" Вера Владимировна тщательно разбирала мои опыты в написании стихов и журналистских материалов.За каждую маленькую ошибочку,за каждое неверно употреблённое слово или выражение мои "произведения" подвергались критике и переделке. Я убедилась,что это правильно,ведь гладко не бывает ни у одного профессионала,не говоря уж о начинающих юнкорах,вроде меня.
Мы занимались по авторской программе В.В.Дейниченко " Теоретическое и практическое освоение газетных жанров",в которой отдельными разделами значились "Этика" и "Эстетика". Вместе с " однокашниками"-юнкорами мы учились брать интервью после спектакля у артистов Тульского ТЮЗа, писать мини-рецензии на фильмы,просмотренные в нашем кинолектории,делиться впечатлениями о выставках местного краеведческого музея,пытались откровенно рассказывать в заметках об отношениях в семье,о дружбе и первой любви.
Лучшие наши материалы публиковались в районной газете "Светлый путь",в тульских молодёжных изданиях и электронной газете "МЫ- ВМЕСТЕ!",которую сами на компьютере верстали.
А ещё Вера Владимировна собрала наши заметки,интервью,очерки и стихи в свою книгу "Как стать юнкором",изданную в Туле в 2008 году по заданию областного комитета по молодёжной политике и в помощь руководителям юнкоровских объединений. В главе "Как растут стихи" Вера Владимировна рассказала и о моём выпускном творческом реферате " Разработка темы в заметках,стихах и фотожанрах".
Вера Владимировна стала педагогом в тульской глубинке по воле судьбы.В 1993 году из-за разгоревшейся гражданской войны в Таджикистане супруги Дейниченко,профессиональные журналисты, были вынуждены переселиться в Россию. Осели в селе Ханино Суворовского района и обоих сразу пригласили на работу в районную газету.Глеб Николаевич стал местным политобозревателем и ведущим "Литературной страницы",а Вере Владимировне в Ханинской школе предложили вести факультативный курс "Основы журналистики". Через год факультатив стал общешкольным и ребята приезжали на занятия со всего района с желанием научиться творчеству.
С тех пор Вера Владимировна повторяет "Работа с детьми-моя трудная и радостная ноша". Она дала самой себе слово,что никогда на занятиях не поступит ни с одним ребёнком несправедливо. "Если я на кого-то повысила голос или чуточку отругала,обязательно извинюсь,поговорю наедине. Мой принцип- не лезть к человеку в душу.Если он сам посчитает нужным поделиться своими проблемами или бедой,я всегда выслушаю и помогу,чем смогу,дам совет".
Вера Владимировна обладает редким даром-умеет увлечь человека. "В журналистике
самое главное качество-умение удивляться",-объясняет она и детей этому учит. Радуется каждой маленькой победе ребёнка, каждому усвоенному им материалу,уроку.Видеть счастливые лица детей,их улыбки,слышать слова поддержки друг другу и пожелания новых успехов-вот лучшая награда этому педагогу.
Телепатическая связь матери и дитя доказана давно. И Вера Владимировна,как мама,а она нам вторая мама,сердцем болеет за каждого из своих воспитанников. Когда им плохо,она сразу понимает это и каким -то "шестым чувством" ощущает что творится в жизни её "детёнышей".
И моя душевная ниточка к учителю и другу тянется вот уже много лет. Изредка мы встречаемся с Верой Владимировной у неё дома. Порой прихожу с плохим настроением, уставшая,расстроенная.А посидев за столом с пиалочкой ароматного жасминового чая и душевным разговором с наставницей,понимаю всю мелочность и несерьёзность моих проблем. Как будто и не было ничего плохого в жизни,хочется петь,шутить и дышать полной грудью.
город Суворов,2010 год.
*******
Мне как педагогу было очень приятно прочесть эти откровения. С той поры прошло много лет. К сожалению , моя Маша ушла из журналистики и долгое время служит в банковской сфере. Стала дважды мамой: старший сын Дима нынче идёт в первый класс,а дочка Майечка ещё совсем малышка. Я четвёртый год живу вдали от Маши-в Гатчине. Но мы с ней всегда на связи ,хвала интернету. И обе очень надеемся на встречу в Гатчине за моим чайным столом.
Гатчина,2021 год.
Фото сделано ещё в Суворове и мы с Машей на нём -вместе.