2 апреля 1942 года

Олег Каминский
Североморский театр боевых действий:
На мурманском направлении огонь по противнику вели батареи № 140 и 191.
Авиация Северного флота бомбила аэродром Луостари, порт Линахамари, вражеские части в районе селения Большая Лица, вылетала в район обнаружения постами немецкой подводной лодки.
Вражеские самолёты у мыса Шарапов безуспешно атаковали дозорный тральщик ТЩ-38.
1 сторожевой корабль, 2 торпедных катера, 2 сторожевых катера типа «МО» и 1 английский тральщик вели поиск подводных лодок противника у Кильдина.
В Мурманск прибыл сторожевой корабль «Рубин» со спасёнными 14 американскими моряками с погибшего транспорта «Эффингхэм» («Effingham»).

Балтийский театр боевых действий:
Под Ленинградом велась контрбатарейная борьба.
Наша разведгруппа (84 человека) заняла район маяка на о. Большой Тютерс. Высланная 2-м батальоном лыжного полка разведка противника не обнаружила. 5-я рота при подходе к острову была встречена огнём неприятеля и залегла на льду.
Авиация Балтийского флота бомбила ж.-д. станцию Метсякюля, мыс Инониеми, позиции врага в районах Керново, Большой Копорок, Кастивского и на Ладоге перед фронтом 54-й армии, вела разведку побережья Финского залива.
Самолёты МБР-2 доставили на о. Лавенсари 3 тонны продовольствия, патроны и 448 пехотных мин.

Черноморский театр боевых действий:
Артиллерия Севастопольского оборонительного района вела методический огонь по боевым порядкам вражеских войск.
Артиллерией противника в Севастополе потоплена шхуна СП-202.
Авиация Черноморского флота произвела 80 самолёто-вылетов, бомбила румынские суда и корабли в море, повредив у мыса Олинька вспомогательный крейсер «Дачиа» («Dachia») и к северо-востоку от Сулины миноносец «Сборул» («Sborul»), прикрывала наши базы и суда в море.
Вражеская авиация безуспешно бомбила корабли в Камыш-Буруне.
Вечером у мыса Железный Рог четыре немецких торпедоносца Хе-111 из II./KG.26 атаковали наш конвой в составе транспортов «Березина», «Серов» и танкера «Куйбышев», шедших в охранении эсминца «Незаможник», 2 тральщиков и 2 истребителей. В 18 часов 58 минут танкер «Валериан Куйбышев» (4.629 брт) с грузом 2.500 тонн бензина, 1.000 тонны керосина, 300 тонн лигроина, 200 тонн машинного масла получил попадание торпеды. Горящий танкер сдрейфовал на отмель, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Кораблями охранения было спасено 32 из 56 находившихся на танкере людей.
В воздушном бою над конвоем потерян также один МиГ-3, погиб заместитель командира по лётной подготовке 7-го истребительного авиационного полка ВВС ЧФ капитан Чернопащенко В.Е.
В 3 часа 19 минут транспорт «Абхазия» в охранении лидера «Харьков», эсминца «Свободный», базовых тральщиков «Гарпун», № 27 и двух сторожевых катеров прибыл в Севастополь. Эти корабли доставили 371 бойца, 145 тонн боезапаса, восемь 122-мм орудий, 385 тонн продовольствия, 94 тонны фуража и 87 тонн других грузов.
Во вторую половину дня лидер «Харьков» и эсминец «Свободный», стоя на якоре в Севастопольской бухте, обстреляли батареи противника. «Харьков» сделал 30 выстрелов, «Свободный» - 64 выстрела. 
В 20 часов 12 минут транспорт «Абхазия», приняв на борт 217 раненых, 280 заключённых и 250 бойцов 191-го армейского запасного стрелкового полка, а также 130 тонн разных грузов, вышел в Туапсе в охранении лидера «Харьков» и эсминца «Свободный».
Лидер «Ташкент» (капитан 2 ранга Ерошенко В.Н.) обстрелял противника из Феодосийского залива.
Произведена первая в мире боевая стрельба реактивными снарядами в боевых условиях: сторожевой катер МО-084 (лейтенант Кузьмин М.), конвоировавший вместе с другими сторожевыми катерами транспорт «Пестель», с помощью снарядов «РС» отразил атаку торпедоносца в районе мыса Утриш.
Ледокол «Торос» прибуксировал в Новороссийск транспорт «Ворошилов», повреждённый 29 марта в районе мыса Утришонок.
Переходы 12 судов на театре обеспечивали 1 лидер, 2 эсминца, 1 канонерская лодка, 5 базовых тральщиков и 20 сторожевых катеров.
В связи с усилением действий вражеской авиации грузоподъёмность транспортного флота Черноморского флота с 1.2.42 г. уменьшилась с 43.200 брт до 27.400 брт (6 транспортов потеряно и 6 в ремонте).

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1992 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...