Ева кисти Яна ван Эйка

Владислав Плеханов
      (На сайте "closertovaneyck.kikirpa.be" Гентский алтарь можно рассмотреть вблизи с многократным увеличением.)

Ева, изображённая Яном Ван Эйком на Гентском алтаре, это гениальное воплощение темы грехопадения. Юная праматерь держит в своей руке плод познания добра и зла, задумавшись над ним. Она как бы прикидывает все за и против. Наш взгляд останавливается на её лице. Её приподнятая левая бровь и задумчивый взгляд очень тонко намекают на рождение замысла преступить заповедь. Чувственный подбородок, по форме напоминающий плод с ямочкой, усиливает это впечатление.  Наш взгляд скользит вниз и мы видим,  как Ева становится буквально «беременой» этим замыслом, а с ним и всем будущим человечеством. Плод познания добра и зла, который она держит в руке весь покрыт «шишками», теми самыми, которые падут на голову всего человеческого рода. Какая выразительная по своей натуралистичной и наивной простоте символическая  картина!
 
Но это ещё не всё. Внизу под плоской и твёрдо стоящей на земле стопой Евы написано: «Eva occidendo obfuit» ( «Ева падением причинила нам вред») И в целостном её облике мы видим, что она стыдится этого. То есть из всей этой истории, во мгновение ока промелькнувшей перед нами, складывается окончательное чувство стыда. И надпись эта не обманывает нас. Её подкрепляет поза, выражающая какую-то усталость. В растрёпанной причёске с её жидкими прядями, упавшими на грудь и плечи, угадывается неопрятность убитой стыдом женщины, от горя уже не обращающей внимания на свой внешний вид. Что же так подействовало на неё? Над нею в треугольной нише её сын (Каин) убивает другого её сына (Авеля). Изгиб орудия, которым совершается первое убийство (челюсть какого-то жвачного животного), повторяет изгиб брови Евы и косвенно намекает на съеденный плод. Убийство изображено высеченным из камня. Его тяжесть нависает над Евой.

--------------
На  сайте closertovaneyck.kikirpa.be, на котором этот алтарь и многие другие картины Яна ван Эйка можно подробно рассмотреть образ ван-эйковской Евы вблизи, в тончайших деталях под многократным увеличением.