Магия звука

Елена Тихонова-Соловьева
Триумф Димаша на "Новой волне - 2021". Три премьеры - три открытия. Одно увлекательнее другого. Вопрос: куда же увлекает зрителя наш человек?)))

Волны имеют привычку выносить на берег не только мусор, но и массу удивительных вещей: янтарь, русалочек, бочку с царем Гвидоном. Очередная «сочная» волна одарила нас новыми поворотами в творчестве Димаша. А именно, тремя премьерами. Одинаково талантливыми в своей непохожести.

Как часто мы задаем рамки. Выстраиваем воздушные замки из ожиданий. И впадаем в прострацию, когда наш человек легким движением руки выстраивает композицию иначе. По своему уникальному проекту. И чтобы принять это, требуется время и… время. Потому что однажды образ проникнет в сознание и станет близким. Понятным. Родным.

«Stranger»

Эпическая баллада. История одного путешествия. Прорыва сквозь время и пространство. Сказ начинается магическим смычком кобыза. Затем нить повествования переходит к Голосу.

Чужой мир. Чуждый, куда ни глянь. И сам Странник лишь смутно догадывается о давно минувшем. Об утраченных жизни и любви. О временах, древнее которых и представить себе невозможно. О встречах и событиях за пределами нашего летоисчисления.

Огоньки — неизменные спутники Странника. Они как приметы безвременья. Беспристрастные свидетели. Проводники сквозь тьму и космические протуберанцы.

Только вперед, невзирая на тернии . Только к осознанию самого себя. Пониманию кто я есть и для чего пришел на эту не слишком приветливую землю.

Такое вот Послание. Или откровение. Призыв никогда не сдаваться.

«Fly Away»

Маленький человек в большом городе. Эта тема неоднократно поднималась в искусстве. Трудно сказать, когда именно она возникла. Возможно, с момента появления больших, активно растущих городов. От начала урбанизации и по сей день. Времена меняются — тема остается. Потому что каждая эпоха порождает своих героев. Неоднозначно, разнопланово, талантливо созданные образы.

Самые яркие существуют во множестве отражений. Даже когда их создатели сходят со сцены жизни, артисты новых поколений подхватывают эстафету. Погружают любимые персонажи в новые реалии. Достаточно вспомнить растерянного (и трогательного в своей беззащитности) неудачника в исполнении Чарли Чаплина. Или человека-маску MJ. Их многочисленные клоны кочуют с экрана на эстраду, подмостки, манеж и….снова на экран. Но уже в другой тональности. Или виртуальности.

Димаш не устает вдохновлять. Инертность мышления, стереотипы, шаблоны — это не его формат. Казалось бы, что можно сделать в легком развлекательном жанре. Оказалось, что многое. Очень многое. Выход из матрицы шоу-бизнеса возможен. Так же, как и в любой другой сфере деятельности. Надо только настроиться на эту самую деятельность. Не сидеть у корыта разбитых ожиданий. Не жаловаться на судьбу, обстоятельства, несправедливость мира. Не ждать плюшек и пряников, а задействовать и развивать врученные свыше таланты.

Думаю, именно поэтому композиция не содержит особых вокальных изысков. Запредельных фиоритур. Она проста, стильна, изысканна. И очень, ну просто очень уместна на конкурсе молодых исполнителей. Блестящий мастер-класс для тех, кто выбрал сцену. Поставил во главу угла служение музыке.

Основной посыл: «Научитесь быть личностью!» Свобода это внутреннее состояние. Она не зависит от места, времени, обстоятельств. Каждый сам выбирает: быть рабом лампы или откликнуться на призыв.

«Ave Maria» — момент истины

Благая весть звучит со сцены вполне себе светского фестиваля. Завораживает. Возносит ввысь. Поднимает над суетой, над страстями и непережёванными переживаниями. На четыре минуты каждый из нас предстает пред Абсолютной Истиной. Неоспоримой. Вечной. Изначальной. И что творится в душе — есть тайна за семью печатями. Потому как переживание не поддается описанию. Несказуемое оно. Непередаваемое. Сокровенное.

Нам повезло увидеть себя в истинном свете. Такими, какие есть. Без иллюзий и самомнения. Увидеть и освободиться. Сбросить груз пустых переживаний, что отягощают умы и ожесточают сердца.

Молитва — это всегда лестница вверх. Обращение к высшим силам. «Ave Maria», пожалуй, самая светская из всех религиозных канонов. Во славу Благодати написаны десятки гениальных произведений. Каждая эпоха создает свою форму восходящей «лестницы».

Григорианские распевы — каменная, темная, узкая винтовая лестница с высокими ступенями. Тяжелая и суровая, как сама эпоха. Но свет восхождения дарит надежду. И потому печаль светла.

Эпоха Возрождения: изящество, изысканность мелодики, красочность. Барочные* формы привлекают динамикой, сплетением голосов, светлой радостью. Главный капельмейстер Ренессанса — маэстро Палестрина.

Век XIX — век романтизма. Торжество воздушных замков, розового флёра, поэм во славу несчастной любви. Благодарственную молитву возносят Джузеппе Верди, Ференц Лист, Камиль Сен-Санс et setera. Самым известным произведением стала мелодия Франца Шуберта. Она и по сей день, двести лет спустя, у нас на слуху.

В прошлом веке композитор Владимир Вавилов замкнул петлю времени: представил публике новое прочтение лютневой музыки. То ли по великой скромности, то ли из почтения к гиганту Ренессанса, он уступил авторство Джулио Каччини*. Тем самым вернув славу давно забытому композитору. Сегодня Шуберт и Каччини (Вавилов) являются самыми популярными вариациями прославления Девы Марии.

И вот настал век XXI. Урбанизация, информационный натиск, жизнь среди электронных гаджетов. Но даже во время торжества технологий (особенно во время их торжества!) душа просит полета. Общения с высшими сферами.
Тандем Крутой Димаш создал лестницу в стиле хай-тек: невесомо-прочную, стильную, летящую. Здесь нет чрезмерных изысков, тяжеловесности, розовой сахарности. Только чистая линия любви, соединяющая Небо и Землю.
Даже костюм Артиста подчеркивает этот посыл: черная приземленность с белоснежной воздушностью.

Мягкое, едва уловимое туше* маэстро Крутого и прямой укол в сердце в исполнении Димаша не оставляют места равнодушию. Душевной лени. Сердечной окалине. Магический звук, подобно лазеру, очищает душу от коросты.
То, что еще недавно выглядело как преувеличение, избыточная комплиментарность, стало простой очевидной истиной — нам подарили Крылья. Возможность прикоснуться к высокому.

P.S. Небольшое отступление в сторону особенностей нотной записи. Очень бы хотелось взглянуть на партитуру. Интересно, сколько добавочных линеек пришлось задействовать Игорю Яковлевичу. Или проще было приплюсовал еще один нотный стан ;) В любом случае, композитору пришлось покорять новые вершины вокальной музыки.

Счастливчики, нырнувшие в набежавшую сочинскую волну, делятся впечатлениями. Фиксируют на камеру малейшие нюансы выступления. Да, любительские записи отчасти передают драйв фестивальной атмосферы. Щедрый энергопоток от Артиста к Зрителю и обратно. Но идею, замысел, красоту можно увидеть только в профессиональной записи. Выверенной, сбалансированной, качественной. Именно поэтому в сети не найти репетиций Димаша. Не любит, не считает нужным (и правильно считает!) показывать рабочий процесс. Творческая лаборатория должна оставаться за кадром.

Ролик на официальном канале — это идеальное послевкусие праздника. Наградой за терпение будет радость общения с творческим замыслом. Наслаждение и понимание.
Большое видится на расстоянии*.

*Музыка барокко — период развития музыки XVI — XVIII вв.
*Джу;лио Каччи;ни (итал. Giulio Caccini 8.10.1551— 10.12. 1618)
*Туше (фр. toucher — касаться, дотрагиваться)— характер, способ прикосновения к клавишам рояля.
Туше — колющий удар шпагой.
*С.А. Есенин «Письмо к женщине» 1924